Обозреватель "СЭ" – о ситуации вокруг вратаря "Локомотива"
Как же хорошо для "Локомотива", что встреча команды и ее руководства с болельщиками в Черкизове не состоялась дней так на четыре-пять раньше!
Сразу две информационные бомбы, на ней во вторник вечером взорвавшиеся, – имени Гильерме и Дмитрия Тарасова, – вряд ли дали бы красно-зеленым спокойно подготовиться к Суперкубку, который они у "Зенита" хоть и драматично по сюжету, но справедливо по сути выиграли. При отличной, замечу, игре голкипера.
Ладно еще Тарасов – жесткая дискуссия на тему неоплаты его 23-тысячного (в евро) чека на операцию и восстановление все-таки относится к футболисту, который прямо сейчас не находится в клубе на контракте. И если информация о приобретении за три миллиона евро основного опорника сборной Перу на минувшем "Копа Америка" 23-летнего Ренато Тапия из "Виллем II" материализуется, футбольную составляющую темы можно будет закрывать.
С моральной – сложнее. Что подчеркивается и тем фактом, что на встречу с болельщиками Тарасова, уже как бы не игрока "Локо", пригласил Юрий Семин.
Но бомба в тысячу раз ядернее – Гильерме. Основной, напомню, на сегодня вратарь сборной России. Причем он не получил эту роль лихорадочно-спонтанно, а на достаточно длинной дистанции выиграл борьбу у Андрея Лунева после объявления Игоря Акинфеева об окончании карьеры в национальной команде.
И явно пожелал воспользоваться сложившейся конъюнктурой для своих финансовых нужд в клубе.
Скажу честно: если брать три задействованные в процессе стороны – "Локомотив", "Спартак" и самого голкипера, – то понимаю и даже симпатизирую только одной. Той, что озвучивает Василий Кикнадзе.
Обвинять его в том, что Гильерме не был переподписан раньше – когда еще не было смачного предложения от "Спартака", – нельзя, потому что Кикнадзе лишь чуть более полугода руководит клубом. Тогда уж скорее стоит обратиться с этим вопросом к его предшественнику Илье Геркусу. Востребованных футболистов желательно продлевать явно раньше чем за год до конца действующего соглашения.
Сказать, что Кикнадзе демпингует – тоже погрешить против истины. Даже 1,9 миллиона евро в год для голкипера, которому в декабре исполняется 34 года – деньги, никак не унижающие его достоинство. Тем более что в дальнейшем, если верить гендиректору, предложение было улучшено. И, говорят, зашкалило за "психологическую отметку" в два миллиона.
Впрочем, нельзя исключать и того, что клуб несколько искажает запросы Гильерме. Слышал я и такую версию, причем из серьезного источника. Но в этом случае "хотелось бы послушать начальника транспортного цеха". То есть самого Гильерме. И не расплывчатыми фразами, а четко, без околичностей.
Ссылки на то, что вратари стареют позже полевых игроков, работают плохо. Это такие же люди, с такой же склонностью к травмам и изнашиваемостью организмов. Да, кому-то, как Льву Яшину со Станиславом Черчесовым, удается съездить на чемпионат мира и в 40 или 39 (правда, в роли резервистов). Но, во-первых, тот же Черчесов перед этим восстановился в "Тироле" после тяжелейшей травмы. А во-вторых, покажите мне сегодня в РПЛ толпу основных голкиперов в возрасте "34+". А именно столько будет Гильерме, когда он, заметьте, только уйдет из "Локо" в "другой московский клуб".
Который, видите ли, предлагает больше. Ну, знаете ли, так всегда бывает – чтобы сорвать игрока с насиженного места, ему нужно предложить больше, причем существенно. Вот только в данном случае, насколько я понимаю, категория "в разы" – недействительна.
В любом виде спорта и в любой лиге порядочный игрок, подписывающий новый контракт, делает скидку своему клубу – если, конечно, его уважает и ценит. Пусть и не слишком большую, но внятную. Здесь же мы видим раскрутку клуба на ту самую, уже ставшую мемом "плату за верность". Мне кажется, некрасиво все это. К тому же для болельщиков другого клуба Гильерме, выступавший за "Локо" больше десяти лет (это его единственный клуб в России), все равно уже едва ли станет своим. И окажется в классическом положении: "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Если бы "Локомотив" сейчас был в хроническом "смородском" состоянии, когда ничего (за исключением одного Кубка за шесть лет) не выигрывал и ни разу не вышел в Лигу чемпионов, а предлагалось бы ему за большие к тому же деньги в этой самой Лиге играть, я бы еще кое-как мог понять Гильерме. Тот же переход Артема Дзюбы из "Спартака" в "Зенит", хоть и вызвал ненависть многих красно-белых фанатов, но по крайней мере имел под собой определенную спортивную основу: Дзюба в том же сезоне впервые в жизни сыграл в Лиге чемпионов и назабивал с передач Халка. В "Спартаке" ему бы это светило нескоро.
Гильерме выступает за команду, которая уже три года (с учетом Суперкубка – даже четыре) берет по трофею и два – выходит в группу Лиги чемпионов. Где в этом сезоне не будет "Спартака". И вратарь ведь когда-то обещал болельщикам, что никогда не перейдет в этот клуб. Понятно, что обстоятельства в спорте меняются, никогда не говори "никогда", обещать – не значит жениться и все такое. Но его из "Локо", где он выступает 12-й сезон, никто не гонит – напротив, предлагают более чем достойную для его возраста сумму нового контракта. Ни от одного человека еще не слышал, что "Локомотив" пытается на Гильерме сэкономить.
Понять Кикнадзе нетрудно – ведь если 34-летнему вратарю заплатят, допустим, два с половиной миллиона в год, то к нему выстроится целая очередь с соответствующими запросами из очередных "контрактников". А если эту очередь развернут – мы уже имели возможность наблюдать по "Зениту" времен Халка, Витселя и Денисова, чем все обернется. "Вилка" в зарплатах рушит даже самые сплоченные коллективы.
Надежный (хотя и небезупречный – в каждом сезоне случается по нескольку явных ляпов) вратарь и, как говорят, отличный парень Гильерме, кажется, в своих требованиях немного потерял берега. Но еще меньше мне понятна позиция "Спартака", который вроде бы (как и "Локомотив") декларирует аккуратность в денежных вопросах, но в этом случае поступает как-то по-зенитовски, взрывая рынок. И ведь в этом не видно никакой логики!
У красно-белых есть сразу три голкипера, причем один из них, пусть сейчас и травмированный, еще год-полтора назад рассматривался как будущий чуть ли не основной голкипер сборной. Ну да, у Александра Селихова – череда травм. Но это никак не повод ставить на нем крест. Тем более что на подхвате есть и опытнейший Артем Ребров (при котором в прошлом сезоне, между прочим, команда после прихода Олега Кононова одержала серию побед), готовый без претензий играть в "Спартаке", кажется, до XXII века, и свой воспитанник Александр Максименко. Пусть у него хватало ошибок в минувшем сезоне – так у кого, скажите, в первый год на уровне элиты их не бывает? А ведь и спасенных матчей, и "сухарей" у Максименко было достаточно.
Короче, не видно ни одной объективной причины, чтобы "Спартак" с налитыми глазами гонялся и готов был заплатить чуть ли не любые деньги 34-летнему вратарю. Если все это – правда (оговориться нужно, потому что из уст руководителей красно-белых мы подтверждений всему этому не слышали), то приходится сделать вывод, что там не извлекли никакого урока из истории с трехлетним контрактом Дениса Глушакова, подписанным после золотого сезона. Но там-то по крайней мере хоть какая-то логика просматривалась – наградить капитана чемпионской команды. А тут ее не видно вовсе.
Вот кто уж точно может в сложившейся ситуации оказаться без вины пострадавшим – так это Станислав Черчесов. Только выстроилась новая структура сборной без Акинфеева, зато с Гильерме – и на тебе. Нет, опасаться, что Юрий Семин из-за разногласий клуба с игроком перестанет ставить последнего, не приходится – более независимого от какого-либо начальства специалиста, чем Юрий Палыч, в России не существует. Но растеряться от неизбежного давления болельщиков может в первую очередь сам Гильерме.
Тем более что Кикнадзе сумел, образно говоря, продержаться все 12 раундов боя в Черкизове, ответив на все без исключения вопросы болельщиков. И тем самым – читаю разные ресурсы и убеждаюсь в этом – снискал, конечно, не любовь, но по крайней мере сдержанное мужское уважение последних. Все видели, что ему приходится несладко – в формулировках никто ведь себя особо не сдерживал. Но генеральный директор не сорвался и был готов стоять до конца. Тем более болельщики "Локомотива" могут все это оценить на фоне еще не забытой Ольги Юрьевны, после встреч которой с публикой становилось только хуже, чем до.
Может, ошибаюсь, но даже жесткий словесный стык между Гильерме и Кикнадзе – это еще не перейденный окончательно Рубикон. В конце концов, за полгода многое может измениться – за исключением того, что "Локо" добавит денег, об этом и заикаться не стоит. Например, у "Спартака" все будет в порядке на последнем рубеже, и там подумают: а оно нам надо, вваливать такие деньги в сомнительное предприятие? Или сам Гильерме образумится – успешно защищая ворота клуба и сборной, задумается: а стоит ли искать от добра добра?
Да, Кикнадзе публично дал пессимистичный прогноз, но все это – тоже часть большой игры. Развязки в которой придется, вероятно, подождать до декабря.