Колено
— Как здоровье, Влад?
— Спасибо, уже лучше. На сборе в Австрии работал в общей группе, но с небольшими ограничениями.
— Поэтому и в контрольных матчах не выходили?
— Да, тренеры решили поберечь.
— Что случилось с коленом?
— Растяжение боковой связки. Был полуфинал Кубка с «Ростовом», в самом начале матча почувствовал боль. Замену просить не стал.
— Почему?
— Нога играть давала, отбегал 90 минут. Но потом выяснилось, что на восстановление уйдет немало времени. Пришлось пропустить финал Кубка и матчи сборной. Обидно.
— Полуфинал с «Ростовом» был 15 мая. За две недели до этого в игре с «Енисеем» вас унесли с поля на носилках. Тоже из-за проблем с коленом?
— Нет-нет, вот там ничего серьезного. Зотов в момент удара по воротам шипом случайно проткнул голеностоп.
— Ого. А говорите, ничего серьезного.
— Да ерунда. Просто сильное рассечение. Зашили.
— Раз вы не участвовали в контрольных матчах, значит, и против «Зенита» не выйдете?
— Не факт. Я-то играть готов, колено больше не беспокоит. Ну, а там уж как тренер решит.
— Что для вас Суперкубок на фоне других турниров?
— Только этого трофея нет пока в моей коллекции. Почему-то тяжело нам Суперкубок дается, две последние попытки заканчивались неудачно. Хочется наконец победить и воскликнуть: «Теперь в российском футболе я выиграл абсолютно всё!»
— И «Спартак» в 2017-м, и ЦСКА год спустя дожимали «Локомотив» в дополнительное время. Есть объяснение?
— То ли сил не хватало, то ли концентрации. Можно еще вспомнить матч за Суперкубок четырехлетней давности, когда «Локомотив» в серии пенальти уступил «Зениту». Правда, я тогда был в «Кубани», игру смотрел по телевизору.
— Если вновь дойдет до серии 11-метровых, отправитесь к «точке»?
— Почему нет? Я в своих силах уверен. Хотя в официальных матчах пенальти бил лишь однажды.
— Это когда?
— Как раз вернулся из «Кубани» в «Локомотив», мечтал поскорее забить. В игре с «Уфой» выпустили на замену во втором тайме, через пару минут Самедов заработал пенальти. Вообще-то он и должен был исполнять. Но пока ему оказывали помощь за бровкой, я взял мяч и пробил.
Палыч
— В июне вы продлили контракт с «Локомотивом». Переговоры шли непросто. Был момент, когда уже сомневались, что останетесь в клубе?
— Отвечу так: я никуда из «Локомотива» не рвался. Это мой дом, где провел три прекрасных сезона. Счастлив, что именно здесь продолжаю карьеру.
— Другие варианты даже не рассматривали?
— Не хочу обсуждать эту тему. Самое главное, я по-прежнему игрок «Локомотива», чему очень-очень рад.
— С лета правых защитников в команде стало больше. Из «Уфы» взяли Живоглядова.
— Ничего страшного. Никогда не боялся конкуренции. Кто сильнее, тот и будет выходить на поле.
— Он гораздо моложе.
— Ну и что. Это раньше в 30 лет футболист считался стариком и заканчивал карьеру. Сейчас игроки следят за собой, уделяют огромное внимание восстановлению, да и медицина шагнула далеко вперед. Вот мне 32 — а чувствую себя великолепно! Лучше, чем пять лет назад!
— Неужели?
— Есть объективная вещь — тесты. Они показывают, что молодым ни в чем не уступаю. У меня много сил, энергии, желания прогрессировать. К тому же ни с весом, ни с режимом проблем нет. Так что, надеюсь, играть еще буду долго. Лишь бы травмы обходили стороной.
— Бразилец Мурило, которого привезли из «Крузейро», вам не конкурент?
— На сборах его наигрывали в центре обороны. Кстати, парень производит неплохое впечатление. Мощный, неуступчивый, особенно в верховых единоборствах. А с мячом работает так, что Федя Смолов спросил: «Ты раньше в атаке играл?»
— Это он к чему?
— Мурило не лупит абы куда, а дорожит мячом, всё через пас. Бразильская школа! Но какое-то время ему, конечно, потребуется на адаптацию.
— В оборону три года назад вас перевел Юрий Семин. До этого всю жизнь играли в средней линии. Сейчас нет сожаления, что сразу не стали защитником?
— Есть немного. Мне действительно очень комфортно на правом фланге обороны, могу проявить здесь свои лучшие качества. Возможно, это изначально была моя позиция. Но никто, кроме Палыча, меня на ней не видел.
— Как вообще ему это в голову пришло?
— В «Локомотиве» тогда были сильные крайние хавы. За левый фланг отвечал Касаев, за правый — Самедов. Вот перед кубковым матчем с «Химками» Палыч и отыскал мне место в обороне. Победили 3:0, я отыграл без ошибок. Ну и пошло-поехало. Благодарен Палычу за то, что нашел для меня оптимальную позицию.
— Теперь, как любой защитник, всегда выходите на поле с мыслью: «Главное — сыграть «на ноль»?
— Разумеется. Но и об атаке не забываю. Особенно часто подключаюсь, когда используем схему с тремя центральными защитниками. Так было и в победном полуфинале Кубка с «Ростовом», и с «Рубином», который разгромили 4:0.
— В сборной России правый фланг отдан Мариу Фернандесу. Для многих сегодня это образец крайнего защитника.
— Да, игрок классный! Умный, надежный, стабильный. Не пожарит, на своей половине поля допускает минимум брака в передачах, хорош на «втором этаже». Здорово поддерживает атаку.
— Семин осенью сообщил, что Смолову нужно прибавлять в волевых усилиях. А вам — в чем?
— В игре головой, подачах с фланга. Надо не просто навешивать в штрафную, а делать нацеленную передачу на удобной для партнера высоте.
Цели
— Впереди Лига чемпионов. Есть уверенность, что «Локомотив» выступит там лучше, чем в прошлом сезоне?
— Надеюсь. Вон ЦСКА дважды обыграл «Реал»! Чем мы хуже? В прошлом году получили колоссальный опыт. На себе почувствовали, что Лига — это совершенно другой уровень.
— Главный урок?
— Все на шаг быстрее! Не успеваешь обработать мяч, как тебя сразу накрывают. Если в чемпионате России ты уже знаешь, кто на что способен, то здесь игроки более непредсказуемые. Вроде и готовишься к конкретному сопернику, просматриваешь видео, но это не спасает. Есть еще важный нюанс.
— Какой?
— В Стамбуле у нас было много моментов, контролировали мяч. Вдруг потеря, контратака — гол. Затем второй. В итоге — 0:3. С «Порту» случилось примерно то же самое. В Лиге чемпионов даже такие команды ошибок не прощают. Что уж говорить о «Ливерпуле», «Барселоне», «Ювентусе»…
— В чемпионате России скорости другие.
— Это правда.
— Как же быть?
— Хороший вопрос. Во-первых, надо быстрее соображать на поле, не передерживать мяч. Во-вторых, обороняться должна вся команда. Если в России мы, защитники, иногда можем спокойно вчетвером отбиться, то в Лиге такое не прокатывает. Здесь каждому необходимо возвращаться назад, отрабатывать в обороне. Ну и, в-третьих, нужно быть в отличной физической форме.
— С кем особенно намучались?
— С Брахими из «Порту». Шустренький, техничный. Еще по матчу в Стамбуле отмечу Гарри Родригеша, который потом в Саудовскую Аравию уехал.
— В России свой Брахими есть?
— Тяжело было с Промесом. Ханни тоже не подарок.
— Ханни? Он же не скоростной.
— Зато мобильный, всегда на мяче, любит резко смещаться в центр. Не знаю, как в других матчах, а против «Локомотива» смотрелся здорово.
— Раз уж о Промесе заговорили. Удивились, что в «Севилье» у него не пошло?
— Да нет, всякое бывает. Например, когда в 2012-м я переходил из «Локомотива» в «Краснодар», был уверен, что там все получится. По стилю команда мне подходила. Но сезон удачным не назовешь. Травмы, недопонимание с тренером, да и с себя вины не снимаю. Через год ушел в «Кубань» — и раскрылся.
— Какие цели ставите перед собой в новом сезоне?
— Хочется каждый год поднимать над головой трофеи. За последнее время вошел во вкус. Чемпионство, серебро, два Кубка России… Останавливаться не собираемся. Медали — это ж память на всю жизнь! Сын подрастет, будет гордиться папой. Что тот не просто в футбольчик гонял, а кое-что выиграл.
— Как сформулировали-то.
— Ну, а цель номер два — закрепиться в сборной и попасть на чемпионат Европы.