Остаюсь в «Локо» до июля. Что дальше — не знаю
— Мануэл, вы готовы объявить, уходите или остаетесь в «Локомотиве»?
— Нет, могу только сказать, что контракт с клубом истекает 30 июня, и я еще вернусь к этому времени в «Локо». Что дальше? Я сам еще не знаю.
— Когда Василий Кикнадзе стал новым гендиректором «Локомотива», были попытки продлить с вами контракт?
— Мы с ним немного пообщались в январе, в Катаре. Говорили на разные темы, в том числе и моего возможного ухода зимой. В тот момент у меня были предложения. Но в итоге ничего не получилось, и я остался в «Локомотиве».
— Вы могли бы поиграть здесь еще год или чувствуете, что нужны перемены?
— Пока не думал над этим. Сейчас важны задачи, которые нужно решить в краткосрочный период, то есть победить в последнем туре «Уфу». Я не ухожу от ответа по контракту, просто все решения приму по окончании сезона. Сейчас же думаю только о том, как помочь команде. Потом, в отпуске, решу, что для меня лучше.
— Какие у вас отношения с Юрием Семиным? Как-то раз вы не пожали ему руку после замены, и в прессе появилось много версий произошедшего.
— Скажем так, отношения такие же, как в любой семье — есть хорошие моменты, есть не очень хорошие. Одно могу сказать точно — плохих отношений у меня ни с кем нет. Как и в любой семье случаются споры, разногласия. Но главное, у нас одна цель — мы хотим побеждать. Понимаю, что журналисты должны писать обо всем. Одни делают это с определенным посылом, другие просто, чтобы хоть что-то написать. Но такие вещи — часть нашей работы, я комфортно себя чувствую, никаких проблем.
— Ольга Смородская недавно сказала…
— Она продолжает давать интервью? Удивительно.
— Да. Так вот, она сказала: «Фернандеш очень ленив. Не хочет работать, а хочет деньги получать». Что ответите?
— Есть вещи, которые говорят сами за себя. Смородская ушла из клуба три года назад, с тех пор мы выиграли два Кубка России и стали чемпионами. А то, что она называет меня ленивым, это просто неуместный комментарий. Не знал, что она еще как-то связана с футболом. Лучшее, что случилось с «Локо» — это ее уход с поста президента. И это не мое мнение, это факт. Три года — три титула. Мы выиграли чемпионат впервые за 14 лет. Так что грош цена всему, что она говорит.
Остаюсь верен своему стилю игры
— В последних матчах, кроме финала Кубка, вы не выходили на поле. Это потому, что не были хорошо готовы или по другим причинам?
— Как только я восстановился после травмы, всегда был готов выйти на поле. Это просто выбор тренера.
— С Семиным на эту тему не общались?
— Не видел смысла. Если тренеру придется объяснять каждому не вышедшему на поле, почему он не играл, эти разговоры будут вечными. Так что я просто ждал шанса. И когда получал, пытался сделать все как можно лучше. Помню, когда я был травмирован, ходило много слухов. Говорили, что не хочу играть. А я просто восстанавливался после повреждения. И думал только о том, чтобы как можно больше поиграть до конца сезона.
— Часть болельщиков пишут в соцсетях, что вы играете только на себя. Справедливая или обидная критика?
— Есть разные мнения. Если начинается не самый хороший период в жизни команды, всегда находятся мотивы для критики. Когда я только приехал в Россию, говорили, что мяч никому не отдаю. В прошлом году хвалили за дриблинг. В этом говорят, что играю на себя. Я, конечно, не совсем тот футболист, что был несколько лет назад, но менталитет не изменился. Я верен своему стилю игры, тому, что в первый год никому не нравился, а в прошлом сезоне нравился всем, так как мы выиграли титул.
— Как получилось, что по ходу этого сезона вы перестали быть ключевым игроком? Как себе это объясняете?
— До зимнего перерыва играл постоянно, мы шли на втором месте, я показывал неплохую статистику, пусть не забивал столько, как в чемпионский год. А после января моя значимость в команде уменьшилась. По разным причинам. И потому, что я мог уйти, и из-за травмы, которую получил на сборах. Все это не помогало, я не мог играть регулярно.
— Разговоры о контракте, неопределенность с будущим влияли на ваш футбол?
— Главное, что повлияло, это потеря ритма, не было постоянной игровой практики из-за травмы. А вопросы по контракту — всего лишь момент, я не слишком обращал на это внимание. Больше всего осложнила жизнь травма. Я пропустил семь недель и всю подготовку.
Думал, у нас неплохие шансы на второе чемпионство
— На самом деле причина неудачной игры в Лиге чемпионов — отсутствие опыта в таком турнире?
— Думаю, это нехватка опыта у клуба в целом. У нас была проходимая группа, все возможности выйти в плей-офф. Да, одержали только одну победу, но если вспомнить матчи с «Галатасараем» на выезде (0:3), с «Порту» дома (1:3), там соперник ни в чем нас не превосходил. Все решилось в эпизодах, это как раз про Лигу чемпионов. Если бы мы забивали те голы, что должны были… Но если выйдем в Лигу чемпионов снова, думаю, результат будет лучше.
— Часто вспоминаете незабитый пенальти «Порту»?
— Нет, если начну вспоминать все свои промахи, это будет значить, что у меня проблемы. В таких моментах уже ничего не изменить, иногда пенальти не забивают. Долго размышлять о промахе не стоит. К сожалению, этот незабитый пенальти случился в важном матче, в самом начале игры. И это был один из важнейших моментов той встречи. Если бы я забил, игра сложилась бы по-другому.
— Что скажете об этом сезоне «Локомотива»?
— Он может стать очень позитивным. Кубок мы уже завоевали. Если финишируем на втором месте, будет замечательно. Хотя я думал, что у нас неплохие шансы взять второе подряд чемпионство. Было бы красиво.
— За карьеру вы выигрывали кубки в Португалии, Испании, Турции и России. На каком месте в этой четверке российский трофей по трудности матчей, по эмоциям?
— Они разные, все зависит от сезона, который проводит команда, от страны. Если сравнивать три кубка с «Локо», то самым важным был первый, в 2015 году. Да и в 2017-м тоже, так как оба раза они помогли нам попасть в еврокубки.
— Два финала против «Урала» сильно отличались?
— Да, они были очень разными. В 2017 году мы играли намного лучше соперника, контролировали ход матча, создавали опасные моменты, но немного не везло. На этот раз такого превосходства не было. В первом тайме «Локо» был немного лучше, а во втором пришлось постараться, чтобы не пропустить. Но так бывает. «Урал» — хорошая команда, создала нам много сложностей. Так что этот финал был самым непростым из трех.
Миранчуки и Игнатьев — лучшие
— Вернемся к теме с контрактом. Если не «Локо», то куда? Есть предложения?
— Я получаю запросы, но ничего конкретного, да и пока не уделяю этому большого внимания. Решу, когда пойду в отпуск. Поэтому о конкретике говорить рано.
— Клубы из России исключены?
— Если 1 июля стану свободным агентом, ни один вариант не исключен. Я, как любой человек, должен искать новую работу. Так что не знаю, что произойдет. И если я покину «Локомотив», то буду искать наилучший вариант для себя.
— Назовите трех самых талантливых российских игроков, с которыми играли в «Локо» за эти пять лет?
— Алексей и Антон Миранчуки и Влад Игнатьев.
— Лучший ваш матч за «Локо»?
— Пусть будет игра со «Спартаком» в прошлом году, когда мы победили на выезде 4:3.
— Самые яркие воспоминания, которые у вас останутся о России?
— Титулы. Когда я только приехал в Россию, не представлял, что за пять лет завоюю четыре трофея. За пределами поля, думаю, запомнятся люди, с которыми я познакомился и общался ежедневно, и которые не имеют отношения к футболу. Это русские ребята, я с ними провожу достаточно много времени. И думаю, буду часто их вспоминать.
— Если вас спросят о российском футболе, что скажете в первую очередь?
— Он сложнее, чем кажется.
— Что скажете болельщикам «Локо» по итогам этого сезона?
— Независимо от того, останусь или уйду, хочу поблагодарить их за пять позитивных лет. Были разные моменты, но всегда лучше концентрироваться на хороших и важных вещах, на трофеях. Надеюсь, что клуб сумеет удержать эту высокую планку и завоевать новые титулы. Хочется, чтобы люди в клубе каждый год чувствовали, что он развивается и становится все лучше и лучше.