СЕМИН – ЭТО ФУТБОЛЬНЫЙ СВЕТЛАНОВ И ФОН КАРАЯН
– Чемпионат России спустя 14 лет выиграл "Локомотив" Юрия Семина, а сам тренер побил на четыре года чемпионский возрастной рекорд Константина Бескова. С кем из больших музыкантов у вас возникает ассоциация по голоду до творчества и не снижающемуся потенциалу в 70 лет?
– Из наших приходит на ум выдающийся дирижер Евгений Светланов. А за границей – Герберт фон Караян. Оба до конца своих дней были на сцене, в гениальной форме, причем постоянно прогрессировали. Каждый из их концертов был настоящим шедевром.
Поздравляю Юрия Павловича, хоть он работает и не в "Спартаке". Это замечательный пример того, чтобы тренеры не уходили из профессии рано. Мы знакомы, не раз встречались, и как по человеческим качествам, так и по профессионализму он мне очень близок. Никогда не забуду свой символический удар по мячу на Суперкубке в прошлом году. Когда я проходил по подтрибунному помещению, он со своей фирменной интонацией спросил: "А ты куда идешь?" – "Да вот, буду сейчас первый удар наносить". Знаете, как Семин отреагировал: "Только не отдавай мяч Глушакову! Умоляю!". Его взгляд, когда я уходил с поля, запомню на всю жизнь. И слова: "Ты зачем это сделал?!" (хохочет)
– Выходит, Семин был в курсе традиции прошлого сезона: если кто-то начинал матчи "Спартака" с символического удара и пасовал Глушакову, красно-белые всегда выигрывали, а капитан – забивал.
– Да, он знал это. А я, естественно, Глушакову и отдал. Потому что Денис сказал: "Мне, мне дай!" Он, правда, в том матче не забил, но мы все равно выиграли, и это был наш второй титул при Леониде Федуне и Массимо Каррере. Кто бы тогда мог подумать, что "Локомотив" совершит такой скачок и возьмет золото! Я и сам до последнего не верил в это и болел за свой родной клуб.
Но как вышло – так вышло, и от всей души поздравляю Семина. Очень уважаю его – и считаю, что людям любой профессии в паспорт нужно заглядывать в самую последнюю очередь. Это же надо – и раскрыть, и сплотить таких людей, как Мануэл Фернандеш, сидевший во второй команде, как Фарфан, год не игравший в футбол. Это ведь тоже чутье!
И к футболистам эта фраза про паспорт тоже относится. Главное, в какой ты форме находишься – и физической, и душевной, и профессиональной. Это я и к приглашению в сборную России на ЧМ-2018 Сергея Игнашевича. Да какая разница, что ему 38, если клуб с ним в составе берет серебро в чемпионате и доходит до четвертьфинала Лиги Европы, едва не догнав в ответном матче "Арсенал"?!
– Вы встречали в своей жизни педагогов, способных открывать вторую или третью жизнь для уже списанных людей – таких, как те же Фарфан, Фернандеш, в какой-то мере Игорь Денисов?
– Да. Мой профессор Московской консерватории Сергей Доренский в 86 лет в боевой форме. Он воспитал более двухсот лауреатов международных конкурсов – это рекорд, занесенный в книгу Гиннесса. Выдающийся человек, он стал для своих учеников не просто наставником, а абсолютно родным человеком, вторым отцом: по себе могу судить. Кажется, Семин для своих футболистов – такой же.
Доренский по сей день со мной занимается! Посылаю ему новые программы, приглашаю в свои проекты, он сидит в жюри. Несмотря на возраст, у него абсолютно светлая голова. Он тоже большой поклонник "Спартака". Часто с ним беседуем и спорим на эту тему. Кстати, значительная часть консерватории и вообще интеллигенции болеет за красно-белых, хотя мой первый профессор Алексей Наседкин был динамовцем. Больше половины урока уходила не на занятия по фортепиано, а на отстаивание интересов своих команд.
А Доренский тоже многократно раскрывал пианистов за 30 – когда тоже, как и в футболе, считается, что большой карьеры уже не сделать и в первый эшелон не выбиться. С этим абсолютно не согласен, и мой учитель закладывает потрясающую базу, в том числе и человеческую. Он никогда не ставит на людях крест, не "режет мясо".
– После этих слов сразу вспоминается фраза, которую мне когда-то сказал поэт Михаил Танич: "Юрий Палыч знает какие-то секреты человековедения".
– Это сразу видно – по его общению, по стилю работы и разговора. На мой взгляд, человеческие отношения у него во главе всего. Та аура, которая была у "Локомотива" в начале 2000-х, да и до этого, – какая-то неповторимо домашняя, семейная. Та, в которой люди раскрываются. Это, несомненно, педагогическое искусство. И любовь людей к Семину, к Дмитрию Лоськову – это очень похоже на то, что я люблю в настоящем "Спартаке".
Помню Семина, еще когда он на старте 90-х вернулся из Новой Зеландии. Во время одной из встреч сказал ему: "Помню, как вы взяли в "Локомотив" Георгия Кондратьева из Минска, Вальдаса Иванаускаса из Вильнюса, и они многое дали вашей команде". Он схватился за голову: "Боже, я сам уже забыл это, а ты помнишь!" А во второй половине 90-х Олег Романцев говорил о "Локо": "У нас появился настоящий соперник, к которому мы относимся с большим уважением". И он оказался прав: и чемпионами красно-зеленые дважды стали, и из группы в Лиге чемпионов выходили, "Интер" громили. Я все прекрасно помню!
"Локомотив" – это Семин. В чем мы сейчас лишний раз и убедились. А еще меня не так давно познакомили с Валерием Филатовым. Мы сидели, вспоминали старый "Локомотив", и он тоже удивлялся моей памяти. У бывшего президента клуба – уникальный, искрометный юмор! Это тоже показатель. Очень боюсь людей без чувства юмора. А общаясь и с Семиным, и с Филатовым, понимаешь, какая атмосфера была в том "Локомотиве".
Кто-то говорил в открытую, кто-то – между строк: мол, приглашение Семина – имиджевое решение, сделано ради того, чтобы вернуть болельщиков на стадион. Потому что три раза невозможно в одну реку войти. Оказывается, возможно! И даже самые преданные болельщики не понимали, что происходит. Человек доказал всем, и в первую очередь тренерам новой формации, что нет ничего невозможного. Если есть желание и энергия, надо идти до конца!
Несколько дней назад играл концерт в Самаре и встретил там Андрея Тихонова. Годом ранее он приходил на концерт в Красноярске с сыном – замечательным парнем. Видно, что очень интеллигентным, в отца. Сейчас я поздравил Андрея с выходом с премьер-лигу. И намекнул ему, что рано или поздно он должен возглавить "Спартак". Судя по всему, у него есть эта тренерская жилка. Мы, спартаковцы, своих героев всегда помним. Это большая семья.
– Вам как болельщику "Спартака" приятно думать, что Семин – автор двух первых голов красно-белых в истории их выступлений в еврокубках?
– Абсолютно! Знаю, что они были, хотя в музее "Спартака" пока не успел их посмотреть. Музей, кстати, феноменальный. Заходишь – и понимаешь, что можешь даже забыть о матче, который скоро начинается. Хочется остаться там и утонуть в этом счастье. Не видел такого музея – одновременно по техническому оснащению и вложенной в него огромной душе. Низкий поклон директору музея Алексею Матвееву – все сделано просто блестяще!
– Что вы думаете о конфликте Черчесова с Игорем Денисовым?
– Спрашивал его об этом, как только он возглавил сборную. Ситуация очень непростая и неоднозначная. Если бы Денисов не стал чемпионом и капитаном "Локомотива", вряд ли эта тема была бы сейчас такой горячей. Задаю себе вопрос, что бы я сделал на месте Черчесова. У меня раздвоение внутри – и все же думаю, что взял бы Денисова. Может, я не настолько жесткий в этом отношении человек – и пошел бы первым навстречу. Но Саламыч есть Саламыч. И, может, есть вещи, которых мы не знаем. Поэтому предлагаю подождать чемпионата мира. На нем мы получим больше всего доказательств, прав Черчесов или нет.