О СЕБЕ
- Вы начинали карьеру как футболист…
- Ну да. Если это можно назвать карьерой! (смеется).
- Расскажете чуть больше?
- Начинал играть на Украине, в городе Черкассы. В местном «Днепре» выступал когда-то Иван Яремчук, которые вскоре перешел в киевское «Динамо» и играл за сборную СССР. Черкасский «Днепр» вообще всегда был крепким середняком второй лиги Союзного футбола.
После окончания школы уехал учиться в Малаховку, в Московскую государственную академию физической культуры. Работал тренером в ДЮСШ в Воскресенске и в Раменском, параллельно играл за подмосковные команды – «Коломна», «Сатурн», «Луховицы», «Гигант»… Последняя команда собралась очень боевитая, крепкая. Но возникли проблемы у спонсора, сезон доигрывали молодежью. Кстати, один из ребят, кто играл тогда за команду из Воскресенска – сейчас главный тренер «Сатурна» – Дмитрий Серёжкин.
- Вы его тренировали?
- Да, Дмитрий был еще совсем юным, лет 13-14, наверное. Он потом долго играл за брянское «Динамо». А сейчас вот тренер.
- Сколько вам было, когда вы закончили карьеру игрока?
- 26 лет, достаточно рано. Ну, шансов играть за сборную у меня было маловато, чего тянуть-то! (смеется). Решил попробовать себя в роли арбитра.
- Свой единственный забитый мяч помните?
- Конечно. Красиво положил со штрафного! Ну, я же защитник, куда мне много забивать! Было бы хуже, если бы не забил ни разу вообще.
- Почему все-таки решили попробовать себя в судействе?
- Я судил всякие детские турниры в футбольных школах – мне нравилось. Мыслей «хочу стать судьей, чтобы судить финал чемпионата мира» не было. Просто хотелось работать в футболе, чувствовать эту атмосферу, энергетику стадионов. Да и вроде более-менее получалось.
- Долго учились на судью?
- Раньше этот процесс был быстрее: часто судьями становились бывшие футболисты. Специальных школ не было. Тогда, правда, стало ясно: не каждый футболист может быть арбитром.
- Был какой-то ориентир в судействе?
- Чтобы я смотрел на кого-то и думал «о, классный арбитр, хочу быть таким же!»? На первых порах – нет. Потом уже стал внимательнее смотреть: помню, нравилась работа Маркуса Мерка, нашего Валентина Иванова, потом Любош Михел…
- После окончания судейской карьеры куда отправились?
- Продолжил работать в Малаховке, но совмещал с департаментом судейства и инспектирования РФС – был заместителем у Валентина Иванова. Работал инспектором матча: посолиднее судейства. Задача хорошего инспектора – не только оценивать действия судьи, но и заранее его подготовить. Кого-то нужно морально успокоить, кого-то наоборот взбодрить. В общем, сделать так, чтобы судейская бригада спокойно готовилась к игре, знала требования. Очень важен и послематчевый разбор: сесть с видеозаписью, отсмотреть эпизоды и на пальцах объяснить: это можно, это нельзя, здесь хорошо, здесь плохо.
А СУДЬИ – КТО?
- Команды выходят на поле с огнем в глазах, с бешеным настроем. А какими на поле должны выходить судьи?
- Судья с первой секунды должен быть предельно собран. Внешне он должен быть спокоен, чтобы нервозность не передавалась футболистам. Но, по-хорошему, уровень адреналина и волнения должен быть и у судьи – независимо от уровня игры.
- Что делать, если на поле началась драка?
- Первая задача судьи – сделать все возможное, чтобы драки не было. Если драка все же началась – то судье делать уже нечего. Разнимать – бесполезно, остается только фиксировать. И отойти подальше. Чтоб не «прилетело».
- Бывают ситуации, когда судья совершает ошибку за ошибкой, плывет…
- Плывут чаще всего молодые и неопытные. Это все чистая психология. Чем больше опыта – тем легче не плыть или делать вид, что все в порядке.
Еще бывает, что судья вышел просто «посудить». То есть, выйти на расслабоне, отработать. И внезапно в игре что-то идет не так. Снова и снова… В какой-то момент ты понимаешь, что хорошо уже не будет, и твой максимум – не сделать еще хуже. Готовились к одному, получается другое. Вывод: готовиться и настраиваться надо на каждую игру.
- Психологически тяжело принимать судьбоносные решения?
- У судьи при нарушении правил нет какого-то четкого алгоритма мыслей или размышлений «а что мне потом за это будет». Решения принимаются на автомате. Как только ты начинаешь раздумывать – получается хуже. Как показывает жизнь, первое решение – обычно правильно.
- Самые тяжелые матчи – дерби?
- С одной стороны тяжелые, с другой – в них есть определенный кайф. Больше зрителей, больше эмоций. Дополнительно настраиваться на такие матчи не надо, да и футбола больше интересного. Понятно, что возрастает цена ошибки.
- Какой матч был самым тяжелым в вашей карьере?
- Самый тяжелый не помню, но помню самый неудачный. Матч первого дивизиона, «Балтика» - «Кубань». Это из разряда «весь матч – ошибка». Там вообще был интересный антураж игры. Перед матчем, например, на совещании шел разговор, как «Кубань» будет забирать в Краснодар угря, который они приобрели в Калининграде. «Балтика», идущая на восьмом месте, обыгрывает «Кубань» 4:3. Середина сезона. И тут внезапно после игры в центральном круге игроки качают тренера! Вы когда-нибудь видели, чтобы в 16-м туре качали тренера? Я – нет.
- А хорошие матчи?
- Все игры, которые проходят без серьезных ошибок и скандалов – хорошие. А вообще у судьи, как у футболиста – сегодняшний матч – самый важный.
- Стычки, инциденты с болельщиками случались? Угрожали вам, может.
- Никто не угрожал. Помню одну историю. Мы возвращались с матча «Зенит» – ЦСКА. Сели в поезд на Финляндском вокзале, с нами в вагон зашли два молодых парня в красно-синих шарфах. Делегат матча начал расспрашивать товарищей – откуда едут, за кого болеют, кто играл, какой счет. «3:1, – говорят. – Порвали «Газпром»!
А он возьми и спроси: а судья как? Ответ был, кхм, мягко говоря, нецензурный. Не понравился им судья, в общем. Я подхожу, говорю: «Что?!» Ребята сбежали в другой вагон. Я позже взял бутылку шампанского, нашел их, присел. Говорю: «Когда 50 тысяч орут что-то про судью – я пропускаю мимо ушей. Но вот так, один на один!» В общем, влил в них это шампанское, пожали друг другу руки, разошлись.
- Говорят, что хуже всех футбольные правила знают футболисты. Были случаи, которые это подтверждают?
- Знаю, что один российский футболист, выступавший раньше заграницей и в нашей сборной, с удивлением узнал, что при ударе от ворот не фиксируют офсайд. То есть, условный Гилерме может выбить мяч к чужой штрафной, а условный Эдер будет в этот момент стоять в офсайде – но вне игры как такового не будет. Можно забивать.
В этом году Кверквелия подбросил мяч ногой и головой отдал Гилерме. Так разрешено делать, только если тебя атакуют – Соломон же стоял совершенно один. По правилам такой эпизод трактуется как «неспортивное поведение». Вообще подобные ситуации случаются очень редко.
ЧТО СЕЙЧАС
- Сейчас вы начальник команды. Тяжело было осваиваться в новой отрасли?
- Что-то я уже уяснил и понял, какие-то нюансы то и дело всплывают. Команда – настолько тонкий механизм, что я даже не уверен, что процесс адаптации когда-либо заканчивается! Плюс то и дело появляются новые требования, регламенты, нормативные документы – надо везде быть начеку и все успевать. С одной стороны, помогает футбольное прошлое, но этого мало.
- Часто подкалывали первое время?
- Не очень часто, кстати. Как оказалось, мой баланс матчей «Локомотива» положителен. Плюс, опять же – кого-то знал. Многих из тренерского штаба помню еще футболистами, когда они становились чемпионами в 2002 и 2004 годах.
Еще до прихода на работу в команду был хорошо знаком с легендарными администраторами «Локо» Анатолием Машковым и Сергеем Гришиным. Всегда тепло с ними общались, когда я приезжал судить, а после игры частенько проводили «детальный разбор моего творчества». Как правило, быстро не расходились..
Администратора команды Руслана Элдерханова узнал впервые, когда он играл в командах мастеров. Был настырным и забивным нападающим, да и достаточно колючим. В общем, не подарок для судьи. Иногда он мне напоминает о наших «дуэлях» на поле.
В 2006 году я судил матч Украина – Азербайджан. В этой игре за сборную Украины дебютировал Тарас Михалик. Так что мир тесен.
- В трех словах: чем занимается начальник команды?
- Если говорить вкратце – то я занимаюсь всем, что касается команды, занимаюсь участием в ее жизнедеятельности. На тренировках и играх – одни обязанности, за пределами поля – другие. Когда этот вопрос задают друзья, отвечаю: «Легче сказать, чем я не занимаюсь!» Например, не бью штрафные и пенальти (смеется). Хорошо, что есть люди, готовые всегда прийти на помощь. Многое в клубе основано на взаимопомощи. Без командного взаимодействия нереально что-то сделать.
- Часто футболисты спорят с судьей уже после принятия решения. В этом есть хоть какой-то смысл?
- Смысла нет, но есть живые эмоции, без которых футбол невозможен. И судьи это прекрасно понимают.
- Какой-нибудь особенно запоминающийся спор был?
- Сколько их было! Вот из последнего. Буквально месяц назад я судил товарищеский матч «Локомотива» и минского «Динамо». В одном из игровых эпизодов с участием Мануэла Фернандеша я не свистнул: Ману же посчитал, что на нем был чистый фол, начал объяснять это! Хотя я уверен, что был прав. Так что с Фернандешем у нас ничья, 1:1.
- А есть градация степени ругательств на поле? Вроде «вот это простим, а за это дадим желтую»?
- Лучше бы вообще без ругательств! Но футбол без этого представить сложно. Хотя по правилам даже нецензурная брань в сторону своего партнера или зрителя должна наказываться удалением.
- Сколько километров судья пробегает за матч?
- 11-12 километров – хороший средний показатель.
- Видеоповторы – да или нет?
- Да. Но нужно понимать, что именно будут повторять. Хотя вроде на Кубке Конфедераций система работала неплохо. Задача повторов – чтобы не было ошибок в очевидных ситуациях, например, с пересечением мяча линии ворот. А решение всегда остается за судьей.
- Самый вежливый футболист, которого вы встречали?
- Слово «вежливый» тут неправильно. Скорее, воспитанный, «мозг» команды во всех смыслах. Первое, что приходит в голову – Дмитрий Хохлов, Сергей Семак и Дмитрий Лоськов. Они похожи по своему игровому амплуа на поле и играли важную роль в команде и вне поля.
- Бывает такое, что судья не знает иностранный язык?
- Если матчи внутреннего чемпионата – бывает. На международном уровне знание языка обязательно. Но какие-то элементарные вещи на английском лучше бы знать всем, конечно.
- Как вы относитесь к идее приглашения иностранных судей на матчи чемпионата России?
- Резко отрицательно. Такая практика была: она не привела ни к чему, кроме условного спокойствия общественности: судья же нейтрален (да и то, только на первых матчах). Но из-за этого на несколько лет затормозилось развитие наших собственных арбитров – я тоже попал в их число. УЕФА смотрит: ага, матчи повышенного риска в своей стране этот судья не обслуживает, зачем мы тогда будем доверять ему матчи высокого европейского уровня?
- Поэтому сейчас в Европе так мало наших арбитров?
- Наверное, это одна из причин, да. Плюс у нас арбитры-то есть, но меньше, чем хотелось бы обслуживают самые высокие соревнования. Плучается не самая приятная картина. Надеюсь, скоро все изменится к лучшему.
- Недавно вы «возобновили» карьеру судьи на целых два матча.
- Первый матч был благотворительным, от фонда «Шаг вместе». Там играли и наше руководство, и известные артисты, и экс-футболисты. Само участие в такой акции очень приятно, важно. Мы делаем доброе дело.
А на товарищеский матч в паузе на сборные меня назначил Юрий Палыч. Мы разминались перед матчем с московским «Динамо», я объявляю тренеру, что «товарняку» с минским «Динамо» быть. Семин показывает на Сергея Карасева: «Пусть судит!». А у него международные матчи, точно не может. Объясняю. «Ну, тогда ты и отсудишь!». Спорить бесполезно. После пятилетнего перерыва судить – легкий экстрим. Понятно, что главное провести матч без травм – в товарищеских матчах это особенно обидно. Но я получил огромное удовольствие! И игра была хорошая, и форму поддержали, и боевая ничья получилась. Все довольны.
- Напоследок. Вы сказали, что с «Локомотивом» у вас хороший баланс игр. 36 матчей «Локо» (считая последний «товарняк») – из них 22 победы, 12 ничьих. Всего 171 матч Чемпионата России, 2 финала Кубка России, 2 Суперкубка.
- Чистая случайность! А еще я, кстати, был инспектором матча финала Кубка в 2015 между «Локомотивом» и «Кубанью». А потом «выиграл» Кубок в качестве начальника команды в 2017 году. То есть в плане Кубков уже все, что можно сделал – осталось только выйти на поле и забить решающий гол!
пресс-служба ФК «Локомотив», Анна Галлай, Евгений Кириллов