Шесть лет правления Смородской — бронза, Кубок и горький привкус
Отставка Ольги Смородской с поста президента «Локомотива» - свершившийся факт. Ольга Юрьевна уже попрощалась с персоналом и некоторыми игроками.
«Спортфакт» вспоминает достижения железнодорожников за шесть лет правления первой в российской истории женщины-президента футбольного клуба.
«Беда, коль сапоги начнет печи сапожник»
Официальное вступление Смородской в должность состоялось 29 июля 2010 года. Она стала третьим после эпохи Валерия Филатова президентом «самого лучшего коллектива» (после Филатова клуб возглавляли Юрий Семин и Николай Наумов). Естественно, кандидатура была тщательно согласована с руководством РЖД, лично Владимир Якунин ее поддержал и продолжал поддерживать до тех пор, пока оставался на своем высоком посту. Так и просится добавить — «несмотря ни на что».
У нас, конечно, «любая кухарка может управлять государством», но кухарки по странному стечению обстоятельств не попадают на руководящие должности. По большей части правит номенклатура — порулил здесь, порули теперь там. Оттого и получается, что люди, возглавлявшие мебельные цеха, перенаправляются в главные военачальники, уверенные в том, что оборона создается так же, как табуретки.
Вспоминается старая байка об отставном полковнике, которого в послевоенные годы назначили директором филармонии. Тот пришел на репетицию симфонического оркестра, а после поднял крик. Мол, почему вот этот (указал на пару раз проведшего смычком по струнам контрабасиста) получает такую же зарплату, как эти (указал на интенсивно игравших скрипачей).
«Ничто не вечно под луной»
Непрофессионализм во всем, не только в футболе. Но еще страшнее непрофессионализм, помноженный на апломб. Я могу, я сделаю, я все изменю — с ударением на «я»…
Как?! Как можно было «при живом Семине» без тени сомнения и стеснения требовать от игроков играть в атаке пошире, а в обороне поуже?! Зачем нужно было ходить на каждую тренировку? Неужели, чтобы проверить, кто сколько раз коснется смычком инструмента?
Разумеется, с таким подходом Ольга Юрьевна очень скоро испортила отношения практически со всеми, кто долгие годы строил «Локомотив», с болельщиками, в том числе элитными. Но только не с Якуниным, чья позиция оставалась непоколебимой.
Впрочем, со временем позиции главы РЖД пошатнулись. Сначала после истории с отменой пригородных электричек сразу в нескольких регионах страны. Тогда по шапке от президента получил вице-премьер Дворкович, Якунину все сошло с рук. А вот когда он публично отказался публиковать декларацию о доходах, несмотря на прямое указание президента, в Кремле насупились окончательно. Главе РЖД быстренько подыскали замену, а потом «убедили», что из его затеи стать сенатором от Калининградской области, ничего не получится. Имя Якунина практически не упоминается со времен его отхода от дел в середине августа 2015 года.
Уже тогда начались разговоры о том, что «паровозом» пойдут другие кадровые изменения, в том числе в непрофильных структурах РЖД, коей является ФК «Локомотив». Возможно, у заступившего на пост главы Российских железных дорог Олега Белозерова и его команды только сейчас дошли руки до футбольной команды, но факт остается фактом — волна перемен докатилась до клуба.
«Скоро только кошки родятся»
Как любой период правления, время, проведенное Ольгой Смородской у руля красно-зеленых, поддается статистическим оценкам. За шесть лет президент клуба сменила девять главных тренеров — «по полтора в год». При ней «Локомотив» возглавляли Юрий Семин, Юрий Красножан, история увольнения которого так и осталась детективом, Владимир Маминов (исполняющий обязанности), португалец Жозе Коусейру, хорват Славен Билич, белорус Леонид Кучук, Игорь Черевченко (исполняющий обязанности), черногорец Миодраг Божович и снова Черевченко. В среднем получается — по восемь месяцев на брата. Какую команду можно выстроить за восемь месяцев?
«Лучше обмануться в цене, чем в товаре»
Из достижений последних сезонов следует отметить бронзу чемпионата 2013/14 и Кубок России, выигранный в сезоне 2014/15. Говорят, именно последний трофей слегка замедлил смещение президента с должности. Какая-никакая, а все-таки победа — первая с 2007 года, когда был достигнут аналогичный успех.
В современной экономике модно подсчитывать, во что обходится тот или иной шаг. Скажем, себестоимость одного сидячего места на многострадальном стадионе в Санкт-Петербурге составляет уже 642.850 рублей (43,8 миллиарда — стоимость строительства, 68134 — вместимость). По тому же принципу можно условно определить «цену» каждого набранного «Локомотивом» очка.
В 2010 году при Смородской было сыграно 16 матчей — 7 побед, 5 ничьих, 4 поражения, итого 26 очков. По разным оценкам, бюджет клуба в сезоне-2010 составлял 120 миллионов долларов. Поскольку Ольга Юрьевна пришла в середине чемпионата, обозначим, что ей досталось 60 миллионов. То есть себестоимость набранного очка — 2,3 миллиона долларов.
Составив нехитрую табличку (с определенной долей допуска, поскольку нет официального подтверждения расходной части бюджета — это раз, и сезон 2011/12 был переходным — это два), можем констатировать, что возглавляемая Смородской контора потратила 620 миллионов долларов на 287 набранных очков. 2,16 миллиона — за одно очко.
Хорошо это или плохо? Возьмем для сравнения лучшие образцы. Победивший в прошлом чемпионате ЦСКА, например, набрал 65 очков при бюджете в 80 миллионов. Себестоимость каждого пункта армейского завоевания составляет 1,23 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу.
«Лучше всего запоминается ненужное»
Возвращаясь из мира алгебры к началам анализа, нельзя не отметить, что период правления Смородской получился для «Локомотива» очень неоднозначным не только с точки зрения «голы-очки-секунды», но и в чисто человеческом аспекте. Команда, в которой годами выстраивалась семейная атмосфера, «самым лучшим коллективом» быть давно перестала. И кто бы ни заступил ныне на пост главы клуба, должен будет озаботиться не только тем, как существовать в условиях значительно урезанной финансовой подпитки (по слухам, бюджет клуба в новом сезоне сократится в полтора раза), но и выстраиванием другого уровня отношений. Такого, который будет способствовать сплочению, а не разобщению.
Безусловно, эпоха Смородской не всеми и не во всем воспринимается в негативном свете. Наверняка найдутся те, кто перечислит немало положительного, сделанного с подачи Ольги Юрьевны ради прогресса и процветания «Локо». Это как при переизбрании какого-нибудь чиновника или депутата на новый срок — вспоминают про выкрашенный забор, свежий песок, завезенный на детские площадки, урну для мусора, появившуюся на перекрестке. Никто не спорит, все это замечательные свершения, благодаря которым жизнь микрорайона (района, города, области) просто кардинально преобразилась в лучшую сторону…
Автор: Карен Дзатцеев