Асатиани был широкоформатным атакующим полузащитником кутаисского "Торпедо", который приезжал в Москву, чтобы погостить на зимнем Кубке Содружества. Потом Малхаз перебрался в нашу столицу надолго, чтобы стать чемпионом и обладателем Кубка России. Юрий Семин увидел в высоком, атлетичном и умном грузинском хаве того, кто прикроет в московском "Локомотиве" проблемную позицию в центре обороны и наладит стремительный выход в атаку. Сегодня Асатиани живет на родине, путешествует по горам Сакартвело и в свой 34-й день рождения отвечает на вопросы корреспондента агентства "Р-Спорт" Анатолия Самохвалова.
Быстрее Смольникова только истребитель
- Чем заняты, Малхаз?
- Отдыхаю.
- Это сколько лет уже?
- Считайте, что с 2010-го. Как закончил карьеру, так и отдыхаю. Особо ничем не занимаюсь, живу у себя в Грузии, езжу на море, а сейчас я в горах, в Сурами.
- С футболом вас что-то связывает?
- С футболом? – переспросил Асатиани. – С футболом – всё. Хватит его. Я же сказал, что отдыхаю.
- Настолько он труден был, что уже не тянет даже посмотреть трансляцию?
- Что было сложно – это действительно так. Игра в "Локомотиве", в киевском "Динамо" - это борьба только за золотые медали, за Кубок страны, в еврокубках. Любое поражение – большое и очень неприятное событие. Потом травмы, конкуренция. Я люблю футбол, но во время карьеры он держал меня в напряжении. Сейчас я, бывает, выхожу побегать с любителями, но с ними я расслабляюсь. Это больше напоминает веселье. А о серьезном футболе я даже говорить не хочу.
- Но вы же не спартаковец Василий Баранов, который просто исчез после завершения карьеры где-то, говорят, в Белоруссии, и не выходит на связь. Вы и в горах доступны.
- С некоторыми ребятами я периодически общаюсь – с Димой Сенниковым, Дуймовичем… Знаете, по-моему, все они, с кем перезваниваюсь, как и я, отдыхают от этого футбола. А, нет! С Игорем Смольниковым я тоже в контакте.
- Широкий у вас круг общения – из прошлого в будущее.
- Смольникова я помню еще молодым. Поддерживал его. О нем говорили как о талантливом парне с большим будущим, но долго он не мог найти, что называется, своё. Взяли его из "Торпедо". Когда увидел его на поле, то подумал, что у парня хороший шанс. Быстрее него был только истребитель. Мы с ним общались, я старше него на семь лет, но в дружбе возрастной разницы нет.
- Не вы его в защите учили играть? Вам ведь хорошо известно, что такое переквалифицироваться из центральных хавбеков в центральные защитники.
- К нам он пришел полузащитником. Главным для меня в "Локомотиве" было играть. Неважно где – в обороне, в атаке. О том же говорил и Смольникову, но поначалу его не воспринимали защитником. Это позднее представления о фланговой игре начали меняться. Помните, сколько разговоров было вокруг перевода Юрия Жиркова из одного из лучших атакующих игроков ЦСКА в левые защитники сборной России.
- Сейчас Жирков неплохо справляется на левой бровке "Динамо", успевая везде.
- Современный футболист должен уметь оказаться на любом участке поля и сыграть как надо. Смольников полностью соответствует европейским стандартам. Мне и тогда, уже много лет назад казалось, что он должен заиграть в "Локомотиве". Но ему надо было больше доверять, давать игровое время, но этого не произошло и начались аренды – "Урал" (времен первого дивизиона) и еще дальше ("Чита" - прим. "Р-Спорт"). В таких местах сложно. Там или остаешься на том же местном уровне, или работаешь до седьмого пота и выкарабкиваешься. Никто ведь, по сути, не гарантировал Игорю премьер-лигу. Он сам терпеливо ждал, и справедливость восторжествовала. В "Зените" ему доверили, в отличие от "Локомотива", и он лучший в России на своей позиции. Если в скорости ему прибавлять уже некуда, то в остальных качествах Игорь, уверен, еще прибавит.
Всё хорошее – это Юрий Палыч
- Иногда я все-таки смотрю чемпионат России, но только топ-матчи, напряженные, где решается вопрос не просто трех очков, а идет борьба за медали. Очень нравится наблюдать за ЦСКА, они в своих матчах никогда не бывают безразличны, всегда стараются, бьются и не забывают о мастерстве, которого у них в избытке.
- Сергей Игнашевич, играющий на "вашей" позиции в ЦСКА, старше вас на пару лет, братья Березуцкие младше на какой-то год, – и на отдых, похоже, не собираются.
- Они сумели закрепиться и остаться в своей команде на долгие годы, в сборной России им тоже не могут найти нормальную замену. У них есть стабильность. Поэтому у каждого свой путь.
- У вас о России какие остались воспоминания?
- Воспоминания о России – это воспоминания о "Локомотиве", обо всём хорошем. А всё хорошее – это Юрий Палыч и всё, что было при нем. И при Валерии Николаевиче Филатове. Причем не только у меня, а у всех, кто играл в то время за "Локомотив".
- Сегодня главный тренер команды – Игорь Черевченко, помощники – Олег Пашинин и Саркис Оганесян. Времена возвращаются?
Я знаю этих ребят, приятно, что они свои, локомотивские. Конечно, они в своей новой роли начинающие, сейчас очень важно не требовать от них всего и сразу, не считать очки в таблице, доверять во время неудач и в целом давать время. Минимум два года. За меньший срок тренеру команду создать сложно. Ту команду, которая была бы достойна традиций "Локомотива". Я от души желаю ребятам успеха.
- Но в "Локомотиве" тренер долго в профессиональном плане не живет.
- Верно, и это очень плохо. Нет стабильности, нет уверенности в решениях, в подборе игроков, в их наигранности.
- Ярким представителем вашего поколения был Дмитрий Сычев, который, похоже, с футболом уже завязал. В чем причина?
- У меня только одно предположение – Диму подкосила его травма. Если бы не она, уверен, у него было бы всё нормально и он до сих пор был бы на виду. Сычев из таких футболистов, на которых сам возраст не очень-то влияет. У него редкий талант нападающего, он прекрасно чувствовал позицию для гола, но закончилось всё у него как-то резко.
- Так же, как и началось в "Спартаке".
- К сожалению, футбол бывает и печально непредсказуем. Я сам закончил не тогда, когда захотел или созрел для этого, а просто надеялся, что после киевского "Динамо" найду соответствующий вариант. Я ведь никогда не менял команды просто так, и уйти наобум мне было трудно, даже бессмысленно. А потом время очень быстро ушло. Начался отдых, и как-то сам собой я оказался от футбола в стороне.
- Куда-нибудь в первый дивизион бы не пошли?
- Первое время, может, и жалел о том, что не продолжил играть – неважно, где, - но сейчас уже никаких печальных эмоций по этому поводу не испытываю.
- Нет ощущения, что последнего слова в карьере не сказали?
- Может, ещё скажу… Может, в роли тренера… Но сказать что-то конкретное пока не могу. Планов нет. Всё зависит от нас самих, пока я просто наслаждаюсь жизнью в Грузии.
Автор: Анатолий Самохвалов / Р-Спорт