«Локомотив». Усилия и титаны
Как объявили уполномоченные лица, железнодорожный клуб завершил зимнюю трансферную кампанию. Подводя её итоги, обозреватель Sportrbox.ru приходит к выводу, что скромность, конечно, не порок, но есть другие.
На первый взгляд эти итоги имеют вид лаконичный и скучный. Один центрфорвард, Даме Н'Дойе, продан – другой, Петар Шкулетич, куплен. Выручка за первого примерно равна платежу за второго. Если не считать аренды совершенно не интересного Миодрагу Божовичу полузащитника Сергея Ткачёва, то это всё.
Однако попытка вглядеться в ситуацию попристальней позволяет различить некоторые весьма любопытные полутона и оттенки.
Поезд ушёл
Для начала стоит разобраться с Н'Дойе.
Сенегалец пришёл в «Локомотив» летом 2012-го с трёхлетним контрактом. В таких случаях негласные нормы здравого хозяйствования предписывают клубу примерно такой порядок действий. В первый год присмотреться к новичку и на второй год принимать решение о его дальнейшей судьбе. Если игрок нужен – продлевать соглашение, если не нужен – продавать. Оттяжка решения до последнего года контракта – дурной тон.
Н'Дойе в Москве зарекомендовал себя сразу. Даже вся муть того самого неудачного в современной клубной истории сезона (9 место) никак на новичка не повлияла: он один забил голов столько же, сколько в сумме три другие форварда команды (Кайседо, Павлюченко и Обинна). Как на это отреагировал клуб? Никак.
Прошло ещё полгода. В декабре 2013-го при немалом участии Н'Дойе «Локомотив» сенсационно возглавил таблицу чемпионата России. При этом сам форвард уже к тому моменту выработал свою голевую норму предыдущего сезона, то есть фактически повысил результативность вдвое. Может быть, хотя бы эти события заставили клуб обозначить форварду свою позицию? Отнюдь.
В переговоры с бомбардиром о новом соглашении «Локомотив», как утверждали посвящённые, вступил только через год, в ноябре 2014-го. За семь месяцев до истечения контракта. И через пару месяцев после того, как не состоялся летний трансфер в «Лестер», куда человек рвался всеми фибрами души и куда не был отпущен волей президента «Локо». В общем-то, уже минувшим летом стало понятно, что расставание сенегальца с Черкизовом – вопрос времени.
Теперешний уход Н'Дойе в «Халл» Ольга Смородская сопроводила рассказом о титанических усилиях. История красивая, но, судя по всему, далёкая от истины. Когда поезд ушёл, билет уже не купишь, каких денег за него ни давай. Странно, этого не понимают и железнодорожники.
Как надо обращаться с форвардом, который нужен, только что показали «Зенит» со «Спартаком», которые переподписали Халка и Мовсисяна за два с лишним года до истечения действующих контрактов.
Сборная пожарников
Люди ЦСКА, чью работу в трансферном поле принято считать образцовой, любят рассказывать, что в их селекционной службе всегда имеются минимум три кандидата на каждую игровую позицию. Не секрет, что подобный порядок ведения дел принят и в любом другом клубе с претензиями.
Когда минувшим летом стало ясно, что удержать Н'Дойе будет непросто, «Локомотив» просто обязан был освежить в своём селекционном кондуите информацию о центрфорвардах. Но имена людей, которых пытались сейчас подписать железнодорожники, не позволяют понять, как этот клуб с претензиями готовился решить свой главный, учитывая результативность ушедшего, кадровый вопрос.
Может быть, уже в сентябре, сразу после отбитой атаки «Лестера», приоритетом «Локомотива» стал Вагнер Лав? Со стороны бразилец тогда выглядел вполне довольным судьбой в этой замечательной своей платёжеспособностью фирме «Шаньдун Лунэн», а железнодорожники, выходит, всё знали наперёд?
А, может, они уже с осени записали в свои цели Игоря Портнягина? Тот за лето забил в чемпионате только один мяч, и даже Ринат Саярович, не говоря уж про дона Фабио, ещё не догадывался, что рубиновый форвард вскоре попадёт в списки сборной, а «Локомотив», значит, своим селекционным рентгеном уже всё просканировал?
Или уже тогда был взят на карандаш 18-летний талант Пап Алассан Диуф, которого «Локомотив» просматривал в последнем февральском спарринге с «Видеотоном»? Кстати, просмотр игрока в конце второго сбора – это, мягко говоря, нестандартно. Даже для клуба без претензий.
Или, может быть, уже в начале осени железнодорожники навели фокус на того самого Шкулетича, что сейчас подписали? И тут едва ли. Предпосылок не просматривается. Во-первых, активом форварда на тот момент были разве что 11 голов в 27 матчах предыдущего чемпионата Сербии, турнира весьма умеренных достоинств. Во-вторых, Миодраг Божович ещё трудился на благо ростовского футбола, а без него «Локомотив» едва ли замыслил бы такой трансфер, поскольку, в-третьих, ещё со времён «одного из десяти лучших полузащитников Европы» зарёкся заглядывать на балканский рынок.
Так кто же в долгосрочном списке селекционеров «Локо» был заменой Н'Дойе? Своей тайны клуб так и не выдал.
Очевидно, что все варианты, которые рассматривались зимой, были горящими. Железнодорожники просто хватали первое, что попадало под руку, и метались от одной кандидатуры к другой. Селекция выглядела так, словно ей занимается не служба стратегов, а сборная пожарников.
Хотя и эти усилия, конечно, были по-своему титаническими.
Дорогой клуб
В завершении разговора ещё три имени. В свежем списке трансферных операций их нет, но не помнить о них было бы неправильно.
Дмитрий Сычёв, Виктор Обинна, Альберто Сапатер. Эти взрослые мужчины с миллионными контрактами уже который год продолжают тренироваться с красно-зелёной молодёжью. Лишний раз подчёркивая, какие же титаны трудятся в этом дорогом (и не только их сердцу) клубе.