«Я лучше с каждым днём!»
— Начну издалека: в зале вылета Шереметьево, когда “Локомотив” отправлялся на сбор в Испанию, именно вы были самым модным среди всех присутствующих. И макбук отлично дополнял картину.
— Серьёзно, парень? Ну, круто, мне приятно! Но я не могу сказать, что у меня есть определённый стиль. Всё зависит от настроения. Я могу нацепить мятую майку и спокойно пойти на улицу. А иногда, наоборот, как следует наряжусь. Я свободен в том, что делаю, ни от кого и ни от чего не завишу. И это реально тема.
— Особенно для того, кто в детстве и батон хлеба себе купить не мог.
— Вот-вот, вы всё правильно поняли. Моя семья не была богатой. Моя семья не была среднего достатка.
Моя семья была по-настоящему бедной. Когда я увлёкся футболом, родители не могли купить мне бутсы. А папа жаловался: “Не ходи ты этот идиотский мяч пинать! Ещё получишь травму – а на лечение денег нет”.
В 14 лет я сам наскрёб себе на форму. Купил. Я сам всего добился в этой жизни. Если ты честный человек, если не врёшь, если веришь в бога – то он обязательно отблагодарит тебя. Сейчас я играю в футбол, зарабатываю кучу денег и говорю всё, что хочу. Разве не классно?
— Более чем. Видно, что вы получаете кайф от происходящего.
— Почему нет? Я могу помочь моей семье, могу купить себе любую машину, квартиру. Чего мне горевать-то? Но дело не в деньгах, а в том, что я добился того, чего хотел. Впрочем, я только в начале пути, мужик.
Это всего лишь мой второй год в профессиональном футболе. Ещё в 2013-м я играл непонятно где и непонятно с кем. Но сейчас я лучше с каждым днём. Я знаю, что буду играть круче и круче. Знаю, что буду получать больше и больше денег. Знаю, что через несколько лет буду в европейском топ-клубе. Это моя цель, к которой я иду каждый день. И обязательно дойду. Не подумай, речь не идёт о неуважении к моей нынешней команде. “Локомотив” – отличное место, мне здесь очень хорошо. Но если через пару лет я буду играть на уровне суперзвезды, почему бы мне не перебраться в один из лучших клубов мира?
— Здорово, что вы так уверены в себе. Но, честно, это больше похоже на самоуверенность. А она к добру не приводит.
— Я просто верю в богу и знаю, кто я такой. Если бы вы хоть раз увидели, из какого мира я попал сюда, то сразу бы поняли, что без уверенности я бы просто не выжил. Болельщики видят футболиста, когда у него уже давно всё в порядке: он занимается любимым делом, зарабатывает хорошие деньги, чаще всего красив, популярен и знаменит.
Но никто не видит, как люди к этому идут. В моей голове в юности было столько тараканов… Мрак просто. Но я всё преодолел. И что мне помогло? Правильно, уверенность в себе.
В футбольной команде 30 человек. Только 11 выходят на поле, ещё три в лучшем случае на замену. Думаете, неуверенные люди попадают в основу? Ну-ну, можете ошибаться дальше.
— Короче, через два года вы будете играть в “Реале”.
— Я не говорю, что это случится на 100 процентов. Никто не может. Даже господь. Может, мне понадобится на это четыре-пять лет. Футбол – сумасшедший вид спорта. Не исключено, что ближайшие полгода я буду играть потрясающе – и меня заберут в топ-клуб уже в этом году. Но я понимаю, что мне нужно время.
— Слышал, что и сейчас вас хотели купить некоторые клубы. “Галатасарай”, скажем.
— Да, мне поступали предложения. Но у этих команд возникли некоторые проблемы с финансами. Они попросту не могли позволить себе мой трансфер.
— А если бы позволили? Вы что, с удовольствием ушли бы из “Локо”?
— Нет-нет-нет! Я так не говорил. Просто я хочу играть, очень хочу играть! Думаете, я рассчитывал на три матча в основе, когда приходил в “Локомотив”? Нет, конечно!
Я дико переживал, огорчался, злился. Я молодой парень, обожаю футбол, хочу выходить на поле! А не смотреть на партнёров со скамейки. У меня были слишком завышенные ожидания, наверное.
Мне просто нужно играть, понимаете? И если в “Локомотиве” я стану лишним, то да, я уйду.
— Это угроза?
— Нет, потому что Божович на меня рассчитывает. Я чувствую, что нужен команде. Потому сейчас ни о каком уходе даже не думаю.
«Павлюченко – великий форвард!»
— Но будем реалистами – тренер ставит вас в основу, во многом потому что Н'Дойе ушёл из “Локомотива”.
— Я и не спорю. Теперь мне чаще будут давать шансы, это очевидно. Но Даме ведь мог покинуть команду ещё полгода назад! Он сам мне говорил, что подумывает перебраться в АПЛ. Но я сказал ему: «Брат, без тебя я тут не справлюсь. Помоги мне, плюс тебе самому лучше поиграть здесь ещё полгода. А потом уже принимать решение.
— Как теперь будете жить без него в “Локо”? Всё-таки вы теперь единственный африканец в команде.
— Даме мне как брат! Он потрясающий человек, да и форвард классный! Н’Дойе мне очень помогал на первых порах. Объяснял всё про Россию, рассказывал о команде, показал Москву. Потому, конечно, я буду сильно скучать.
Сейчас мы уже почти не обсуждали его трансфер. Я понимал, что пришло время Даме открывать новый этап в карьере. Плюс “Локомотив” бы потерял деньги, не уйди Н’Дойе. Бесплатный трансфер через полгода – самый паршивый вариант.
Идеальный – Н’Дойе подписывает новый контракт и остаётся. Но, к сожалению, это лишь мечты.
Разумеется, всегда легче, когда есть с кем пообщаться, посмеяться, поделиться проблемами. Но я оставил свою семью, своих друзей, чтобы работать. И этой возможности меня никто не лишал. Теперь я просто буду больше общаться с другими ребятами. Мне плевать, единственный я африканец, сенегалец, испанец в коллективе…
— Если бы Н’Дойе не было в команде, вы бы вообще играли сейчас в “Локомотиве”?
— Отвечу так: Даме – одна из основных причин, почему я перебрался в Москву. Но это не значит, что без него мне в “Локо” плохо. “Локомотив” – вершина моей карьеры. Я никогда не играл с такими крутыми футболистами! Не на что жаловаться, в общем.
— И правда – всё в ваших руках и ногах, на данный момент конкурент только один, и ему 33 года.
— Если я выйду на свой реальный уровень, то меня уже никто не остановит. Вообще никто. Я стану лучшим игроком.
— “Локомотива”?
— Нет, всего чемпионата России. Дайте мне три-четыре игры, чтобы набрать форму, и вы не найдёте в РФПЛ футболиста сильнее меня.
— То есть нам ждать рождения главной звезды Премьер-Лиги?
— Да! Я ведь только что это сказал. Стать лучшим бомбардиром РФПЛ – тоже не проблема. Повторюсь, я знаю, на что способен. И скоро все поймут, что я говорю все это не просто так. Я ничего не говорю просто так.
Главное в футболе – физика. Ты можешь знать миллион финтов, останавливать мяч, летящий со скоростью 500 км/ч, реализовывать любой момент, но все это бесполезно, если ты еле передвигаешься по полю. И тебя меняют через 15 минут встречи.
Будь физика в футболе не важна, Роналдиньо по-прежнему был бы лучшим игроком мира. А я знаю, что могу носиться туда-сюда 90 минут. Вообще без проблем.
Я не понимаю, вы чего хотите – чтобы я сказал: “Я пришёл в “Локомотив”, чтобы плохо играть, чтобы не забивать голы”? Ну это же бред. Да, я собираюсь стать суперзвездой. Для начала в РФПЛ.
Если бы я считал иначе, то уже играл бы в третьем дивизионе неизвестного никому чемпионата.
— Вы понимаете, что все эти крайне самоуверенные заявления прочитают тысячи болельщиков?
— И что? Я как раз хочу, чтобы они их увидели. Это ведь дополнительный стимул! Они зайдут на сайт, прочитают интервью и скажут: “Ну давай, Умар, отвечай за слова! Сказал, что станешь лучшим в чемпионате – становись!”. И у меня будет ещё одна мотивация. Это только плюс, парень.
— К слову о публикации – думаю, её не стоит показывать Роме Павлюченко. А то он потеряет надежду на место в основе.
— (Смеётся). Ну, Павлюченко – вообще великий форвард! Большой игрок, блистал на чемпионате Европе, выступал за “Тоттенхэм”… Быть с таким рядом – уже честь. Но я буду биться, биться и ещё раз биться за место в основе. Уж такой я человек.
— Хорошо, сколько забьет “лучший игрок РФПЛ”?
— Я в начале сезона говорил, что собираюсь забить минимум 15. Сейчас задача усложнилась, учитывая, что я мало играл в первой половине чемпионата. Но футбол очень непредсказуем. Помню, я забил “Амкару”, прихожу после матча домой, такой радостный, включаю запись игры и думаю: “Чёрт возьми, какой же я лузер! Да я три как минимум должен был класть!”.
Но ведь у “Локомотива” много таких матчей. Мы очень сильная команда. Дома способны уничтожить кого угодно! Потому я меньше, чем за пять игр, вполне могу забить десять голов. Не вижу в этом ничего сложного. Если, конечно, тренер будет мне доверять…
Я не жду, что забью восемь голов. Не жду десять голов. 15 – как минимум. Вот сколько сейчас у лучшего бомбардира РФПЛ?
— 8 голов у Халка и Натхо.
— Ну вот, их надо обогнать точно. Я всего-то на 5 голов отстаю.
— Кстати, вы же сделали в матче с “Тереком” уникальный дубль – забили в свои и чужие. Это лучше или хуже, чем вообще не отличиться?
— Мы играем для болельщиков. Что обычно говорят про матч, который завершился вничью 0:0? “Скука смертная, зачем они вообще играли”… Вот я и помог фанатам повеселиться! Ну, если серьезно, там я забил половину гола в свои ворота, вторая на счету Чарли. Он ведь прямо в меня мяч выбил…
Впрочем, я не сильно переживал. Значит, я был везде, старался помогать и в обороне, а не только атаковать. Ну, не повезло… Бывает. Теперь моя задача – сделать “нормальный” дубль в следующей встрече с “Тереком”.
«На поле я затыкаю свой рот в любой ситуации»
— На одной из тренировок в Испании произошла стычка среди футболистов “Локо”, в которой принимали участие и вы. Что там случилось?
— Знаете, у всех нас сложный характер. У всех – у меня, у вас, у Степы, у Ивана, у Даме, у Димы. У кого угодно. Но я не боюсь показывать свои недостатки. Тем не менее, я всегда уважаю партнеров.
Когда мне отдают паршивый пас – я молчу. Когда меня бьют – я молчу. Затыкаю свой рот в любой ситуации. Если захочу поговорить – то останусь дома и не пойду на поле. За все свои игры в “Локомотиве” я не получил ни одной желтой карточки. Разве это не показатель моего корректного отношения к соперникам? А уж тем более к партнерам по команде.
Если ты хочешь играть в футбол, хочешь забивать голы, будь готов к боли и жесткости. Мы тут не 15-летние девочки, чтобы жалеть себя, а взрослые, сильные мужики.
Но когда человек постоянно бьет тебя по ногам, раз 20 подряд, а потом ты его впервые чуток заденешь – и он тут же начинает предъявлять претензии… Такого поведения я не понимаю… Я не хочу ни с кем ссориться в “Локомотиве”. Если я не прав, то всегда скажу: “Извини, мэн”. Но я в “Локо” не чтобы травить шутки и анекдоты рассказывать. Я здесь, чтобы играть в футбол и бороться за место в основе. А для этого я должен выкладываться на 500 процентов. На каждой тренировке, в каждом эпизоде.
— В “Локомотиве” вы уже получали приз лучшему игроку месяца…
— Это моя работа – быть лучшим игроком. Мне платят каждый месяц зарплату, заботятся, потому я стараюсь не ради личных кубков. А ради командных.
— Так мой вопрос вот в чем. Ману Фернандеш, когда получал аналогичный приз, нескромно заметил: “Пфф, мне эту награду постоянно вручают, во всех странах, где я выступал, делов-то”. У вас такой же подход?
— В Турции я играл в футбол 10 месяцев. Напоминаю, мой первый сезон на профессиональном уровне. Так вот, лучшим игроком месяца меня признавали пять раз. Потому соглашусь с Ману: я привык к подобным вещам.
«У Божовича в Сенегале бы получилось!»
— Резко сменим тему: 27 января у вас была депрессия?
— Не понял – о чём вы?
— Сенегал вылетел с Кубка Африки.
— А, вот в чём дело! Ну, на самом деле вы близки к истине. Я был очень, очень, очень разочарован… Скорее даже зол! Потому что в нашем вылете виноват только один человек – Ален Жиресс.
— То есть вы согласны с Демба Ба, который назвал его марионеткой?
— Конечно! Я уважаю всех тренеров, но это правда. В Турции каждый месяц я играл хорошо, очень хорошо, отлично. За «молодёжку» Сенегала провел много матчей – Умара Ниассе отлично знают на родине. Но Жиресс всё равно не приглашал меня в сборную, ни разу не общался со мной.
И вот наконец вызвал на игру с Косово. Я провёл только одну тренировку с командой, но попал в стартовый состав. И за 65 минут сделал дубль. До этого матча Сенегал не мог победить восемь игр подряд! Со мной в составе тут же выиграл – 3:1.
Следующая встреча с Колумбией была через полтора месяца. Я тогда больше сидел на лавке в “Локо” – не спорю. Но за три первых тура успел отдать голевую передачу в матче с “Арсеналом”. Хотя бы иногда играл.
А в Турции и Испании – чемпионаты даже не стартовали. Во Франции и Германии – прошёл только стартовый тур. И Жиресс говорит: “У тебя нет игровой практики, потому ты мне не нужен”. В чём логика?! Если у других её тоже нет?! А у меня, пусть немного, но есть? Ладно, я сказал: “О'кей, вы босс”.
А как можно не вызывать Демба Ба? Он легенда, он топ-форвард, он играл в “Ньюкасле”, в “Челси”, постоянно забивает в Турции. Но даже Ба почему-то Жирессу не нужен. А потом мы позорно не выходим из группы! Конечно, по вине этого непонятного тренера.
— Может, Божович спасёт Сенегал?
— Миодрагу стать главным тренером нашей сборной? А что, у него получится! Сенегальцы его полюбят. Потому что он немного сумасшедший, как и наш народ. В хорошем смысле, разумеется. Божович всегда шутит, находит подход к футболистам, не перебарщивает с требовательностью, как делал Кучук.
— Часто ли в Москве вы занимаетесь экстремальным видом спорта – выходите погулять поздно вечером или ночью?
— А почему вы спрашиваете?
— Для темнокожего парня это опасно.
— Опасно? (Смеётся.) Не смешите. Я вообще не парюсь на тему безопасности. Зачем чего-то бояться? Даже в самом темном переулке бог всегда со мной. Потому я ничего не боюсь.
Но вообще не часто гуляю по Москве. Люблю быть один. Хотя вот в кино хожу почти каждую неделю! Разумеется, фильмы смотрю на английском. Ещё постоянно бываю в торговом центре “Европейском”. Он очень крутой!
— Странно, я почти каждый день захожу в “Европейский” – и ни разу вас там не видел.
— Да ладно? (Смеётся). “Европейский” — такой большой, что даже если я там единственный темнокожий, на это даже никто не обратит внимание! Может, и вы тоже.
— Напоследок пара семейных вопросов: как дела у вашего брата и понимаете ли вы, насколько символично, что он играет за клуб Юрия Сёмина?
— Мы с Ибраимой постоянно виделись на сборе в Турции, потому что наши команды жили недалеко друг от друга. У него всё отлично! В том числе Сёмин очень уважает моего брата. А всё потому что он, как и я, всегда работает на максимуме. И с ним не бывает проблем. Он не будет ходить к тренеру и говорить: “А почему я не играю в основе?! Какого чёрта?!”. Не будет клянчить деньги, не будет возмущаться из-за бытовых проблем. Потому что мы оба выросли в бедной семье. И ценим то, что у нас есть.
Конечно, я в курсе, что Сёмин особая фигура в истории “Локомотива”. Ибраима рассказывал, что Юрий Павлович – очень милый в общении человек. А ещё постоянно спрашивает про меня. “Как там твой младший брат в “Локо”? У него всё в порядке? Передай ему, что он молодец” – говорит Сёмин Ибраиме.
— Все ли свои успехи вы посвящаете покинувшему этот мир отцу?
— Да. Мой папа не был богатым, не был знаменитым, не был невероятно красивым. Но он был “большим человеком”. Деньги, которые я получаю за один месяц в “Локомотиве”, он не заработал за всю свою жизнь, за 68 лет. А у меня ещё пять братьев и две сестры. Я не говорю про других родственников и друзей, которые были в моем доме. И всех отец умудрялся кормить, обо всех заботиться…
Ему жилось очень тяжело, но он никогда не срывался на детях, не бил нас. И воспитал как следует. Я никогда не курил, не пробовал алкоголь, не крал ни гроша. Всё, что у меня есть в этой жизни, — благодаря отцу. Я не могу ничего для него сделать, не могу отвезти его на каникулы, купить машину или дом, избавить от проблем. Я могу только молиться за папочку. И буду делать это всю оставшуюся жизнь.