Фото: fclm.ru/Александр Погребняк
«Динамо» вело 1:0, неспешно разворачивало атаку, и тут стадион охватила мужская фанатская солидарность.
– Увольняйте бабу из клуба! – прервала традиционное молчание Южная трибуна.
– Увольняйте бабу из клуба! – заливисто вторили бело-голубые сектора за воротами Абаева.
Жажду кадровой расправы над президентом «Локомотива» многие встречали смехом, но все прервалось секунд через 10-15. «Динамо» с неуловимой легкостью впорхнуло в чужую штрафную – и Джуджак тихим ударом в дальний угол зажег на табло двойку.
Отпраздновав прочное лидерство парой песен, фанаты «Динамо» вернулись к незаконченному делу. На этот раз скандирование о Смородской длилось почти минуту.
Все выглядело довольно типично для сегодняшнего «Локомотива»: пустые и подчеркнуто тихие трибуны, неудачная игра, закутавшиеся в густой уфимский туман перспективы... Но именно второй мяч все и перевернул – «Локомотив» понял, что терять ему было больше нечего, и авантюрно выдвинулся вперед. «Динамо» почему-то проморгало это мгновение, не успело перестроиться и застегнуться на все пуговицы. За это и поплатилось.
Две минуты – два навеса Касаева, две ошибки защитников «Динамо», два удара головой Н’Дойе. Первый подарил «Локомотиву» надежду, второй заставил Габулова распластаться на ленточке в героических, но тщетных попытках спасти «Динамо». Никто, вообще никто из партнеров Габулова не смог организовать внятное сопротивление: все только стояли на месте, ошарашенные прытью соперника, да в лучшем случае пытались вытягивать ноги к мячу. Отбить три удара в упор за одну атаку было бы пределом человеческих возможностей, одинокий Габулов и так сотворил шедевр. Но и этого было мало, чтобы предотвратить крушение «Динамо».
Команда Черчесова из солидного боксера, который технично подкараулил соперника и нанес пару мощных ударов, стремительно превратилась в плюшевого мишку, которого «Локомотив» начал издевательски бросать из одного угла ринга в другой. Когда Самба и Дуглас – две высоченные груды мышц – вместо борьбы в штрафной беспомощно наблюдали, как их вратаря расстреливали с нескольких метров, это смотрелось кошмарно. Где-то мог ухмыльнуться Владимир Гранат, на неделе сосланный в дубль.
Правда, Станислав Черчесов увидел причину скоропостижного провала «Динамо» в другой детали.
– При счете 2:0 планировали замену. Венкер уже готовился выходить, но пока разминался и переодевался, нам забили два гола. Я чувствовал, что в середине мы начали чуть-чуть уступать. Но не успели провести замену.
Затолкав мяч в ворота «Динамо», Самедов впервые за весь сезон побежал к фанатской трибуне – эмоций было так много, что он нарушил тенденцию взаимного игнорирования. Никаких внятных посланий от Александра не последовало – только мощнейший бесформенный крик. Казалось, вся злость выходила из него через это шумное празднование – и часть трибун отвечала взаимностью (другая тихо стояла в стороне, не проявляя эмоций). Пока партнеры подбегали обниматься, Самедов от переизбытка чувств даже успел пнуть рекламный щит. Что это означало – никто так и не понял.
– Это был выплеск какого-то негатива? – спросили у Самедова после матча.
– Это просто эмоции. Это дерби. Хорошо, что отыгрались, просто были эмоции.
Почему «Локомотив» не может быть таким страстным и мужественным всегда, а не только когда соперник даст знатного пинка, пытался объяснить Миодраг Божович.
– Когда стало понятно, что больше нечего терять, ребята зацепились, в полную силу пошли вперед. Думаю, до этого просто боялись пропустить первыми, поэтому действовали не так.
Когда «Локомотив» уже не боялся пропустить, а пер вперед, команда перешла на новый механизм саморегуляции. Дело в том, что Божович крайне редко кричит с бровки, так как считает, что во время матча тренера почти не слышат – в итоге игроки «Локо» договаривались о деталях взаимодействий самостоятельно. Самедов, например, на правах ментального лидера спускался к защитникам, чтобы помочь Денисову и Дюрице в обсуждении контратак «Динамо» и распределении задач, а Буссуфа просил Касаева о смене позиций.
– Мне нравится действовать во всех зонах полузащиты, – рассказывал Буссуфа по-французски, делая рукой иллюстрирующее круговое движение. – Тренер дает мне такую возможность и свободу перемещений.
– Свист с трибун? Понимаю, почему ко мне так относятся, но я все объясню в отдельном интервью, – продолжал Буссуфа, который снова был яростно освистан – особенно в моменте с нереализованным пенальти.
– Да, Буссуфа не забил пенальти, но это нормально. Это лотерея – 50 на 50. Я, как никто другой, это знаю, – защищал партнера Самедов.
Собственно, именно тройка Касаев-Буссуфа-Самедов и повела «Локомотив» за собой. Касаев поучаствовал в трех голах, Буссуфа вечно создавал напряжение в атаке и отдавал отличные обостряющие передачи, а Самедов был полезен в продюсировании быстрых контратак, когда «Динамо» окончательно раскрылось.
Как раз в таком скоростном прорыве Касаев оформил победу «Локомотива». В тот момент запасные выскочили на поле и начали прыгать друг на друга. Да что там – даже холодная Южная трибуна на пару мгновений оттаяла и впала в эйфорию, создав празднованию серьезное шумовое сопровождение. Правда, через полминуты фанаты пришли в себя и снова скрыли эмоции: ноль песен в поддержку команды, только пара выкриков в сторону игроков – персональные благодарности Касаеву и ироничный черкизовский хит «Павлюченко – суперфорвард».
Теперь интересно только одно: способен ли «Локомотив» вообще повторить такую драйвовую игру, чтобы в Черкизове снова не вспоминали про фанатскую солидарность?