Владислав Воронин – о назначении Миодрага Божовича на пост главного тренера «Локомотива», который утверждается в статусе середняка.
Фото: Fotobank/Getty Images/Epsilon
В середине мая, на следующий вечер после окончания бронзового сезона, «Локомотив» закатил вечеринку в кафе Александра Самедова. Футболисты дрыгались на танцполе под резвые треки рэпера L’One. Рядом улыбался Леонид Кучук. Даже Ольга Смородская вдруг сняла маску авторитарного президента и стала веселой: со смехом смотрела в камеры для серии селфи с игроками. Тогда «Локомотив» поздравляли с возвращением: первые медали за 8 лет, крепкая команда, мужики – вы все прекрасно слышали. Сейчас даже вспоминать это как-то неловко – кажется, все было бесконечно давно, а воспоминания покрылись толстым слоем – даже не пыли, а грязи.
«Локомотив» за три месяца скатился от праздника к революционной турбулентности и, как это бывает с ним почти каждый год, разрушил всю проделанную работу. Прежние радостные краски смыты мутной волной изменений – команда стала серой, злобной, несобранной. Это, конечно, не особенно удивляет – угроза катастрофы отчетливо зависла над «Локо» еще в июле, когда ситуация потребовала точечной селекции. Но была маленькая надежда на то, что менеджмент проявит хоть какое-то терпение и умение стратегически мыслить в интересах клуба. Менеджмент ничего такого не проявил и продолжил бегать по кругу длиной в сезон: отставка, перестройка, надежды, духовный подъем, разочарование, отставка, перестройка...
После крушения кучуковского «Локомотива» логично провести какую-то разграничительную линию. Не нужно пытаться понять суть последних событий, связывая или сравнивая их с прошлым сезоном: после внутренних интриг команда изменилась, в Черкизове растет абсолютно новый проект. Просто давайте отбросим иллюзии: «Локомотив» пока даже не претендует на статус топ-команды, он снова обычный середняк. Божович в топ-команде – это все же дикость, а Божович в клубе из середины таблицы – обычная история, которая не должна удивлять. Ноль поводов для истерики – просто смена клубного курса.
У руководства «Локомотива» есть вполне очевидная задача – наконец избавиться от шлейфа скандалов, обозначить курс на стабильность, пожить в спокойствии и не приносить проблем совету директоров и РЖД – совсем здорово было бы зацепить место в еврокубках, но это уж как получится. Владимир Якунин коротким заявлением про «серьезную головную боль совета директоров» дал очевидный сигнал: разбирайтесь со всем этим бардаком сами, только пусть все шумные проблемы закончатся как можно скорее – дел и так навалом.
Поэтому «Локомотиву» нужно спокойно и ровно провести сезон в меру возможностей нынешнего состава – а он не особенно мощный, по многим позициям даже средний (некоторые откровенно сдали в новом чемпионате). Божович существует в российском футболе именно для таких среднесрочных проектов без сверхзадач: он частенько выжимает из боевитых, но не особо звездных команд почти все возможное, а максимум через два года уходит. Вы ведь не можете всерьез поверить в соревнование Божовича с Виллаш-Боашем и Слуцким на длинной дистанции?
Разумеется, Божович не лучший тренер для разрушенного «Локомотива», но его назначение абсолютно адекватно встраивается в картину мира, в котором существует команда. Тренер Божович наверняка устроит футболистов, которые в последние два года регулярно капризничают: могут бросать играть, жаловаться по шаблону, шептать что-то в духе «Ах, этот тренер слишком мягкий», а через год – «Ой, этот слишком строгий и вообще советский». Последним, от чего устали игроки, были осторожный футбол и жесткость Кучука, поэтому им наняли тренера-антагониста, который со всеми охотно и тепло общается, свободно шутит на любые темы, а еще не против поиграть в атаку. Футболисты хотели – футболисты получили.
Божович наверняка понравится руководству «Локомотива». Во-первых, понимание между тренером и командой потушит адский огонь сплетен, и работа наконец будет идти в блаженной тишине. Тихо, по идее, будет и на трибунах, куда ходит все меньше людей, но это вряд ли станет для руководства большой проблемой: стабильность внутри системы и контроль над всеми клубными процессами в Черкизове ценятся гораздо выше, чем что-либо еще.
Божович почти семь лет живет в России, этим его не испугать и не удивить. Миодраг, кажется, готов ко всему: без учета его мнения уже покупали Мисимовича в «Динамо», там же просили не ставить в состав Семшова и Воронина. Бунтарский дух, которым он поначалу пытался щеголять, в итоге смягчился, так что Миодраг хорошо знает правила игры на большом рынке. Дополнительное (хочется верить, что именно дополнительное) удобство заключается в том, что Божович последние два года работал в клубе, который обслуживали те же агенты, с которыми давно и активно сотрудничает «Локомотив» – речь об Олеге Артемове и партнерах.
Все это не должно заслонять главное: Божович средний тренер. После работы в «Динамо» Божович открыто признавал, что ему было просто и комфортно работать в том же «Амкаре», где все игроки «голодные», а в «Динамо» возникали сложности, потому что многие футболисты «сытые». «Локомотив» – еще более упитанная команда, чем «Динамо»-2010, но Ольгу Смородскую это пока не смущает – вы в курсе, что она была очень настойчива, чтобы подписать именно Божовича.
Это раньше вектор развития «Локомотива» было не разглядеть и не понять. Словно очарованный странник, клуб без внятно сформулированных принципов блуждал по рынку футболистов и тренеров, бессистемно выбирал новичков, периодически пользуясь знакомствами с агентами. Сейчас же, вероятно, план «Локомотива» виден отчеливее, чем когда-либо при Смородской. Клубу нужна спокойная работа, которая не будет привлекать лишнего внимания до конца сезона – и руководство не будет убито горем, даже если эта работа будет окутана тиной из турнирного болота.
В общем, болельщиков «Локомотива» наконец-то можно с чем-то поздравить. В эпоху повсеметных недомолвок и сплошных вопросов они получили от клуба первое признание: «Локо» не боится снова упасть и стать середняком. Средний состав, средний тренер, средний результат.
Радоваться этому или грустить, каждый решит для себя сам.