Если бы к киприотам на Северной трибуне «Локомотива» подключили провода, они легко могли бы сойти за электростанцию и обеспечить светом хоть весь Лимасол. Из 100-200 фанатов перла такая энергия, они так резво махали руками, так звонко и громко тянули свои песни, что даже на другом конце стадиона их голоса периодически прорезались сквозь гвалт хозяйских секторов. Да и сама команда «Аполлон» – почти копия своих фанатов по самоотдаче: игроки подбадривающе били друг друга по плечу, когда хотелось лечь от усталости, а потом жадно и внимательно вгрызались в мяч глазами – будто в нем был спрятан годовой бюджет клуба. А, стоп, это же правда.
– Бюджет «Аполлона» – около 3,5 миллиона евро. Для нас призовые в Лиге Европы – это серьезные суммы. Может быть, для «Динамо» и «Локомотива», у которых бюджеты больше 100 миллионов евро, это не такие большие деньги. А для нас это важно, – сказал потом главный тренер «Аполлона» Христакис Христофору, который оказался настолько трудолюбивым, что сначала сказал все для кипрских журналистов, а затем лично перевел речь на английский.
«Аполлон» надрывался на поле еще и потому, что знал: дома, в Лимасоле, посреди жаркой ночи его встретит пара тысяч опьяненных любовью людей – о времени прилета местные газеты писали еще пару дней назад.
«Локомотиву» о таком уровне концентрации, мотивации и антуража пока можно только мечтать – он живет в той бесславной эпохе, где Аншлага нет на трибунах, зато есть на поле. Команда с каждым матчем все сильнее отдаляется от системы своей игры в прошлом сезоне и лишается жесткости, дисциплинированности, аккуратности, точности. «Локо» уже словно выходит на поле без опорной зоны и регулярно проваливается в центре, защита, невнимательная и мягкотелая, легко уступает сопернику, а нападение за 180 минут со скрипом выдавливает из себя два мяча в ворота команды, способной запустить 5 от АЕК из Ларнаки.
Все эти проблемы медленно росли и зрели весной, когда усилиями воли перекрывался недостаток творческих действий Диарра и Буссуфа. Сейчас, с еще не вернувшимся как следует Тарасовым, без двух звезд осени-2013, «Локомотиву» все сложнее делать то, чего от него хочет Кучук, а требования тренера не особо изменились с учетом новых реалий. Прежней слаженности действий нет, новой системы игры или хотя бы способности перестроиться – тоже, сильных игроков на фундаментальные позиции опорника и форварда так и не приобрели – а судя по истории с Н’Дойе в «Лестере», только потеряли.
В двух последних матчах, когда возникала необходимость забивать, игроки окончательно перестали друг друга чувствовать: много пустых перепасовок и забросов, почти нет готовности взять инициативу на себя – все тускло и безыдейно. Эмоциональные подсказки и жесты Кучука в такой ситуации уже не помогают, а, кажется, только раздражают команду – в четверг сам тренер в какой-то момент на пару минут замолчал, сжал руки за спиной и начал короткими, резкими шагами измерять техническую зону. Вскоре команда встала.
Путь фанатов от готовности подставить футболистам плечо до снисходительной иронии занял примерно час. Минут семь в начале матча Юг распевал фразу «Мы в вас верим», она же была салатовым цветом нанесена на баннер в центре трибуны. Когда «Локомотив» пропустил второй, трибуны снова пели о вере и гнали своих вперед – все это выглядело мило и красиво. Но минут через 15 вера испарилась, и все начали осмысливать происходящее.
«Еврокубки только в PlayStation!» – категорично выступили фанаты. Было и откровенное ехидство с подтекстом – например, заряд «Набираем обороты» при счете 0:3 – это еще и слоган, нанесенный на абонементы и билеты «Локомотива», которые из-за высоких цен продаются хуже обычного. Правда, здесь постаралась и команда: всего 6 с небольшим тысяч человек на трибунах – это аж в два раза меньше, чем в 2011-м на матче со «Спартаком» из Трнавы.
Четвертый гол «Аполлона» отмечали чуть ли не всем стадионом: фанаты с Кипра, казалось, запрыгивали друг другу на головы, а Юг издал радостный рев и победно вскинул руки. Две фанатские трибуны вообще успели крепко подружиться: на Севере был растянут баннер «Греция, Кипр и Россия – православные братья», а болельщики «Локомотива» скандировали слово «Православные» и аплодировали «Аполлону», когда футболисты уходили с поля.
– Для нас самая большая награда, что болельщики «Локомотива» аплодировали нам. Очень важно, что нашей игрой здесь прониклись,
– сказал тренер «Аполлона».«Локомотив», понятное дело, провожали свистом – команда понимающе хлопала фанатам, некоторые поднимали руки в знак извинения. Публично извинился даже Леонид Кучук.
– Хотел бы извиниться перед болельщиками «Локомотива». Мне не по себе, неприятно. Пока у меня нет объяснений. Но случайно ничего не происходит,
– после таких слов Кучук выглядел непривычно беспомощным.Случайного в этом поражении ничего и не было: на Кипре и в Москве в «Локомотиве» не было ни одного человека, который смог бы повлиять на психологию команды. В плане подстраховки и взаимосвязей «Локомотив» крайне далек от себя образца-2013/14, а хотя бы завести партнеров, прикрикнуть, ободрить их было некому – все лидеры ведут себя слишком тихо для такой сложной ситуации, у тренера это просто не получается. В 2010-м после «Лозанны» к фанатам вышел Александр Алиев, а кто смог бы выступить от лица команды сейчас? Разве есть такой лидер?
После матча Кучук даже не стал заходить в раздевалку – можно предположить, что сразу после свистка он отправился на беседу с Ольгой Смородской. Денис Романцов уже представил идеальный ответ Кучука: «На его месте я бы произнес там только одну фразу – ту, что встречалась в каждом втором голливудском боевике девяностых: «Вспомни, из какого дерьма я вас вытащил».
Кучук за год поднял «Локомотив» из пропасти в медали, но через три месяца команда сошла с рельсов и в его же руках рассыпалась на мелкие кусочки. Той организованности и того настроя уже нет – зато известно, что у некоторых футболистов жесткость Кучука до сих пор вызывает негативные эмоции и непонимание. В таких ситуациях Смородская уже не раз увольняла тренеров, но прежде чем принимать решение после «Аполлона», ей надо прислушаться к своим же словам.
«Что, если трибуны будут кричать: «Увольняйте Кучука»? Про меня девять месяцев такое скандировали, и ничего. Важно проявлять терпение и доверие»
, – сказала Смородская в начале июня 2014-го.Терпение нужно «Локомотиву», чтобы отойти от эмоций и задуматься: было ли сделано что-то, чтобы сохранить успех прошлого сезона? Можно ли назвать успешной трансферную кампанию, если особого усиления нет, а сразу три важных игрока (Буссуфа, Диарра и, видимо, Н’Дойе) команде не помогут? Стоит ли с учетом этого убиваться из-за вылета из Лиги Европы и снова начинать жизнь с нуля по ходу сезона?
Пора просто посмотреть на себя объективно, а не сквозь блеск бронзовых медалей – и уже исходя из своего реального статуса сформулировать внятную стратегию, срок годности которой будет больше года. «Локо» был крепким середняком, умело выбился в лидеры на фоне серьезных проблем других команд, а теперь, потеряв важных игроков и не найдя им адекватной замены, сдал в игре и результатах. Процесс понятный и логичный – просто острый и болезненный из-за резкости перемен. Так это повод попытаться изменить что-то сейчас или вновь разрушить все до основания и начать жить по-новому?
Лихорадочные смены тренеров – привычное дело для «Локомотива». Просто интересно, научился ли клуб чему-нибудь в прошлые разы.