Перед отпуском голкипер «Локомотива» Илья Абаев на несколько дней задержался в Москве, а потому нашел время, чтобы встретиться и поговорить о команде, манере поведения на поле и приключениях в «Анжи».
«ПЕРЕД ИГРОЙ ХОЧЕТСЯ ПОБЫТЬ ОДНОМУ»
На встречу Илья приехал с маленьким сыном Кристианом, который вел себя так же спокойно, как и папа на матчах, лишь изредка выражая недовольство затянувшейся беседой.
– Илья, поговорим о вашем переходе в «Локомотив». До этого момента вы играли за команды из середины таблицы. Теперь – в топ-клубе. Сложно ли было перестроиться?
– Все думают, что это тяжело, большой груз ответственности. Но когда ты борешься за выживание, давление не меньше, а то и больше. Один пропущенный мяч фактически приводит к поражению. Поэтому в « Локо » в психологическом плане даже легче.
Например, я выходил на матч с « Динамо» и понимал, что уже играл с этой командой, что «Волга» вела в матче против них 2:0, и мы были расстроены ничьей. А выступая в «Локомотиве», какую цель ставить, как не победу? Перед некоторыми матчами даже сомнений не было, что обязаны выиграть, и это придавало сил.
– А с точки зрения критики в прессе? Ведь топ-клубы всегда больше ругают.
– Я за этим не слежу. Иногда читаю статьи, но относиться слишком уж серьезно к мнению экспертов не нужно. Они пишут для зрителей, а мне важно мнение тренера и руководства. Не думаю, что Кучук прислушивается к тому, что говорят эксперты и критики. Я же прислушиваюсь к Кучуку. Забавно, у меня были ситуации, когда тренер говорил, что хорошо сыграл, а в газетах писали, что плохо. Смеешься над этим. Кому-то обидно, а я просто не воспринимаю всерьез.
– Как вам удается быть таким спокойным на поле?
– Мне всегда нравилось, когда вратари спокойно и уверенно ведут себя в воротах. Бегать, кричать и махать руками не по мне. Недавно случайно встретился с Анзором Кавазашвили, так он сказал мне то же самое. Если тебе бьют с сорока метров, а ты бежишь «пихать» защитникам и машешь на них кулаком, зачем тогда вообще тренируешься? Это же твоя работа – ловить и отбивать мячи. Защитники тоже хотят хорошо играть, но иногда что-то не получается. Так же и вратари. Метаться и рвать на себе волосы нет никакого смысла. Всегда можно спокойно подсказать, поговорить.
– Есть ли у вас ритуалы перед матчами и как настраиваетесь на игру?
– Каких-то серьезных ритуалов нет. А настраиваюсь, слушая музыку. И если был бы выбор, то перед игрой предпочел бы оставаться в номере один. Спокойно сосредоточиться. Кстати, перед выходом на матч обычно обрисовываю в голове моменты в игре. Какие? Скажем так, возможные сценарии развития матча.
– То, о чем говорит Кучук?
– Он обрисовывает общие моменты на установке, но они больше касаются полевых игроков. А со мной беседует тренер вратарей. Может уделить внимание кому-то из нападающих, рассказать, как он себя ведет. Но если тебе говорят, что этот игрок чаще бьет в дальний угол, не нужно сразу же туда бежать. А если он ударит в ближний? Ответственности с тебя не снимут. Потом не скажешь: «Вот так мне тренер посоветовал».
– А тренеры так и говорят, что такой-то нападающий в 60 процентах случаев бьет в правый угол, а в сорока – в левый?
– Бывает, говорят, что футболист предпочитает бить так-то и так-то. Я сижу и думаю: «Он-то чаще бьет в дальний. А что вы скажете, если он забьет мне в ближний, пока я буду караулить дальний?». Тренеры свои напутствия тут же забудут и скажут, что за ближний угол вратарь всегда отвечает.
«КУЧУК НЕ УСТРАИВАЕТ ИСТЕРИК В РАЗДЕВАЛКЕ»
– Несколько слов о главном тренере. Со стороны кажется, что Леонид Кучук очень строгий…
– Да нормальный он, – улыбается Абаев. – Конечно, в рабочем процессе строгий, но в то же время всегда может пошутить.
– А над ним шутить можно?
– Так вон Н’Дой недавно пошутил, схватил тренера за нос, – смеется Илья. – Удивился тренер очень сильно.
– В чем заключаются основные принципы работы Кучука?
– Все основывается на дисциплине, что в нашем чемпионате немаловажно, на доходчивом объяснении, что от нас требуется. На теории все соперники досконально разбираются. И на поле практически не возникает вопросов, кто, где должен оказаться.
А если возникают, то в перерыве Кучук указывает, как перестроить игру.
– Как тренер ведет себя в перерывах? Эмоционально?
– Никогда не кричит, спокойно объясняет, как нужно действовать, общается с ребятами индивидуально. Никаких истерик, как у некоторых тренеров, ничем не кидается.
«В МАХАЧКАЛЕ КАК-ТО ОБСТРЕЛЯЛИ НАШУ БАЗУ»
– Вы довольно долго прожили в Махачкале. Чем там можно заняться?
– По улицам особо не погуляешь. Но рядом с базой было море, туда ходили постоянно. Правда, за четыре года и оно надоело, уже не радовало.
– Не страшно было там жить?
– Первое время было некомфортно, но через пару лет привык. Немного страшно только поначалу, все-таки много вооруженных людей по городу ходит, много полицейских. Один раз мы сидели в кафе, а неподалеку расположился полицейский с автоматом.
Его, видимо, на солнышке разморило, и он случайно выстрелил в землю.
– Что было потом?
– Да ничего! В это время мимо проходили две девушки. Увидели, что случилось, обошли полицейского сторонкой и как ни в чем не бывало отправились дальше. А однажды на тренировке у меня за воротами стоял охранник. Он случайно уронил пистолет, тот выстрелил. Слава богу, никто не пострадал. Оружие у него быстро отобрали и сказали: «Больше с ним ходить не будешь».
– Ужас…
– Один раз вообще по нашей базе стреляли. У входа находилась полицейская будка. Ночью подъехала машина, из нее эту будку расстреляли. Хорошо, что полицейские сидели в кустах напротив! Обошлось без жертв. А игроки на все происходящее глядели с балкона.
– Вас там стрелять научили?
– Из настоящего оружия ни разу не стрелял. Только в руках автомат Калашникова держал. А в тире провожу время с удовольствием.