«Локомотив». В залоге у неординарности
Одним из самых интригующих сюжетов российского футбола остается ситуация вокруг возможной отставки главного тренера «Локомотива» Славена Билича. Говорят, имя его преемника со дня на день должен назвать совет директоров. В действительности же, убеждён обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников, беспокоиться поклонникам красно-зелёного клуба надо совсем о другом.
Когда-то Евгений Гинер, агитируя за переход на систему «осень – весна», помимо прочего аргументировал свою линию тем, что двухмесячный летний перерыв даст клубам возможность менять на своих аренах газоны. Какой-то, ей богу, скучный, приземлённый человек: что за обязательность – перестилать поля именно летом? Будто нет для этого других сезонов. А где же творчество, где новаторство, где живая мысль? Ольга Юрьевна Смородская, например, став к штурвалу «Локомотива», взялась поменять газон зимой. Точнее, по календарю это была весна – март 2011-го. Но по факту именно зима: за окном стоял крепкий минус. И потом этим гордилась. Её спрашивали в конце того года: чем вы гордитесь за время работы в «Локо»? Заменой газона, от которой все меня отговаривали, и селекцией (это был как раз тот сезон, когда клуб купил «одного из десяти лучших хавбеков Европы») – отвечала она.
С тех пор черкизовское поле, всегда считавшееся одним из лучших в стране, не критиковал только немой. Публичное неудовольствие позволяли себе даже сами железнодорожники, которым корпоративный этикет вроде бы предписывает максимальную лояльность. «Локомотив» всегда считался любимым стадионом сборной, а прошлой осенью Роман Широков подытожил матч с Северной Ирландией фразой: «Слава богу, в этом году на «Локомотиве» уже не сыграем». Дело, стоит подчеркнуть, было в сентябре – том самом месяце, когда, как думалось всегда, плохих газонов в среднерусских широтах не может быть в принципе…
Поле – это, понятное дело, образ. Ровно так же, как черкизовский газон, Ольга Юрьевна превратила в пыль доброе имя «Локомотива». Клуб, который к моменту её появления если уже и не боялись, то хотя бы уважали, за три последних года превратился в предмет повсеместных сожалений.
В сезоне-2009, который предшествовал приходу Смородской, команда заняла в чемпионате России четвёртое место. При нынешнем президенте турнирный маршрут выглядит так: пятое место – седьмое – девятое. И дело, разумеется, не только в таблице – клуб не имеет внятной линии, что гораздо хуже. Когда Смородская только пришла в «Локомотив», она говорила о системном сбое. За прошедшее время непорядок в клубной системе перестал быть локальным: сейчас налицо уже системный хаос. Никак иначе не охарактеризуешь такое положение дел, при котором отработать предусмотренный контрактом срок не может ни один тренер – ни Юрий Сёмин, ни Юрий Красножан, ни Жозе Коусейру, ни теперь, похоже, Славен Билич. А ведь были досрочные увольнения и других влиятельных фигур – Юрия Белоуса, например, или Алексея Смертина.
Впрочем, настаивать на тотальной непоследовательности президента «Локо» будет, конечно, несправедливо. Например, в избавлении от преданных железнодорожников Ольга Юрьевна проявляет завидную методичность. Совсем недавно на выход последовали, кажется, последние двое: Владимир Маминов, который в «Локомотиве» был с пацанов, и Олег Пашинин. От удивительной, абсолютно уникальной в отечественном футбольном ландшафте семейственности, которой некогда славился черкизовский клуб, сейчас не осталось и следа. Смородской удалось совместить казалось бы несовместимое: открыть клубный музей и изжить клубный дух, – что, безусловно, характеризует её как человека незаурядного.
Безусловную своеобычность президента подтверждает и незыблемость её позиций. Кажется, ответственным за тотальные неудачи «Локомотива» Владимир Якунин готов считать кого угодно: тренера, игроков, администраторов, агрономов, поваров, – но только не руководителя клуба. Она же старалась, – говорит глава РЖД, – просто у неё не вышло. И ведь не поспоришь – действительно старалась. Настолько, что нашла для своей команды лучшего в Европе и второго в мире тренера: если кто не в курсе, так был отрекомендован Якунину Билич. И что с того, что Денис Глушаков называет сейчас хорвата слабейшим тренером в своей карьере: президент-то старалась. Причём старалась так на совесть, что щедрый контракт этого сотрудника клуб сейчас не знает, как без убытка разорвать.
А разорвать без убытка важно, поскольку бухгалтерский баланс в нынешнем «Локомотиве» чтут свято. Шутка ли: клуб в прибылях. Как появилась здесь Ольга Юрьевна, так дела сразу и пошли в гору. И пусть нет премиальных от еврокубков, пусть всё меньше на трибунах зрителей, зато в отчётах полный ажур. Бедолага ЦСКА, где рулит самый эффективный, как говорят, футбольный менеджер России, только по большим праздникам выходит в ноль, а «Локомотив» стабильно в плюсе. Это ли не повод ещё раз восхититься исключительными способностями клубного шефа?!
Президентской нетривиальности в железнодорожных рядах сегодня так много, что она заполоняет собой всё. Потому, кто будет тренировать команду, Славен Билич или Леонид Кучук, где будет играть Денис Глушаков, в «Локомотиве» или «Спартаке», в какую страну поедет команда на сборы, в Словению или Австрию, – вся эта проза не решает сегодня в судьбе команды абсолютно ничего. Главный вопрос межсезонья (и ближайшего совета директоров) состоит совсем в другом – останется ли «Локомотив» и впредь в залоге у этой неординарности.
…А газон на «Локомотиве» теперь всё-таки решили поменять летом. К чему бы это?
Андрей Колесников, Sportbox.ru