«Локо» единственный в премьер-лиге после возобновления чемпионата не забил ничего. Хотя в межсезонье решительно выказывал стремление переломить судьбу, у которой вроде как впал в немилость.
Возникает чувство, что клуб приговорен к фатальному исходу. И постепенно возвращается на давно заготовленные позиции, еще в трудном и бедном для «Локо» советском прошлом. То есть в табличные низины. Ну да, в этом сезоне застрял на полустанке – скорее всего ни вверх, ни вниз. Но вектор сползания все отчетливей.
И знаете, последовательную деградацию команды можно легко проверить. Вот попробуйте провести простой эксперимент. Представьте мысленно характерный образ действий каждой команды из первой десятки.
Плотность-интенсивность, типичный переход в атаку, степень остроты у ворот соперника и т.д. Признаюсь, я без особого труда получил искомую картинку для девяти команд. Выпал только «Локо». Здесь воображение отказалось понимать, во что команда играет.
Львиную долю забитых мячей «Локо» в этом сезоне принесли стандарты Самедова. Впрочем, из команды ведь пришло любопытное признание: мы-де не слишком себя утруждали отработкой. Вся разгадка – в самонаводящихся передачах Самедова, ну и еще в штурмовом порыве адресатов.
А больше и вспомнить нечего. Пишу эту заметку – и краем глаза ухватываю, как «Краснодар» (сосед «Локо» по середине таблицы, к слову) разрезает оборону «Анжи» синхронным взаимодействием из курса футбольной геометрии. А «Локо» сумел бы изобразить нечто в этом роде? Сомнительно.
Если что в игре красно-зеленых и ощущается, то чрезмерная их зависимость от настроения. И как следствие – профессиональная уязвимость. В первом мартовском матче, с «Динамо», настроение било через край – напирай, дави, штурмуй. В следующем, со «Спартаком», проступало желание не уступить сопернику без боя ни пяди родной земли у ворот Гилерме. Но вот в третьем туре в соперниках «Рубин» – и с ним-то настроение, то или другое, не подкрепленное инженерно-тактическим расчетом, уже повисает в воздухе. И «Локо» играет ни о чем, кроме отдельных, в память о былых штурмовых поветриях, закидушек на малорасторопного нынче Павлюченко.
Постой, паровоз. Не стучите, колеса. Я к Ольге Смородской с последним вопросом… Кто-нибудь в клубном штабе может рассмотреть авторскую тренерскую концепцию Славена Билича? И аргументированно – так, чтобы совпадало с реальностью – донести ее до широкой публики? И здесь – сильно сомневаюсь. Во-первых – в том, что в клубном штате найдется сотрудник, компетентно разбирающийся в футбольных деталях. Во-вторых – в том, что такой вектор работы у тренера имеется и последовательно внедряется в сознание игроков. Ну так вспомним: разве не был выбор Билича не более чем приобретением «кота в мешке»? И блистал он только легковесной оригинальностью – вот ведь молодой-харизматичный, а поди ж ты, начал с непыльной работенки в сборной, а не с клубной сермяги, посвящающей в тренерский всеобуч.
И потому в игре «Локо» все больше спонтанности и разбросанности в мыслях. Словно начался уже процесс временного взаимного отторжения между тренером и командой. А если в историческом масштабе, то со времен предшественника Смородской Липатова берет начало, языком психологов, установка клуба на саморазрушение. И все более ощутимо: приговор окончательный и обжалованию не подлежит. И даже маневры на трансферном рынке, удачные или неловкие, на судьбу «Локо» уже мало влияют. Слишком многое не так в консерватории.
Цыбанев Ю.