Южная трибуна, обтянутая трогательными баннерами про чемпионство-2002 и в память об умершем Викторе Соколове, грозно заряжает кричалку «Увольняйте бабу из клуба». Решительное скандирование проносится по стадиону уже в четвертый раз, и несогласных с ним в Черкизове, кажется, нет – никто не свистит, аплодисменты несутся даже с лояльных центральных трибун. Фанаты наращивают обороты и устраивают стихийную акцию протеста – наиболее ярые противники режима пускают в бой свежий заряд – «Бабу с воза – легче паровозу».
В этот момент кажется, что трибуны «Локомотива» возвращаются в раннюю весну 2011-го – тогда оппозиционне настроения достигли максимума и вылились в открытую словесную войну на встрече с болельщиками. Наслушавшись гадостей, Смородская упразднила душевные встречи в ДК МИИТ, и последние матчи сезона стали единственной площадкой для массового протеста.
Субботним вечером в Черкизове можно убедиться, что протест не слит, а только разрастается – на восьмом секторе восточной трибуны внезапно поднимаются шесть баннеров про главные скандалы, случившиеся в «Локомотиве» при Смородской – «Ярдошвили», «Газон», «Топ-10 плеймейкеров», «Родственники», «Дело Григорьева», «ОнжN». Длинные белые полотна с черным текстом держат самые обычные болельщики, которых часто презрительно зовут «кузьмичами». Полиция чувствовала неладное еще за полчаса до инцидента – в момент, когда Южная трибуна растягивала баннер «Виктор Соколов. Легенды не умирают», один из милиционеров попытался воспрепятствовать вывешиванию, думая, что там содержится очередной скандальный призыв.
В ответ фанатская трибуна дважды упоминает Смородскую в матерных речовках, намекая на то, что президентское кресло должен занимать кто-то другой. Вскоре болельщики даже выдвигают своеобразную резолюцию, скандируя имя человека, который, по их мнению, должен возглавить клуб. «Юрий Палыч, Юрий Палыч!»- несется с Юга под обобрительный гул центральных секторов.
Сразу после финального свистка на скандальный восьмой сектор стягиваются полицейские. Стоящий на выходе с сектора капитан полиции неохотно реагирует на мое появление и лениво отвечает на вопросы: «Да, задержим», «Все по закону», «Почему? Хе. Баннеры не были согласованы, за это нарушители будут привлечены к административной ответственности». Согласовать баннер проти Смородской, кажется, было бы просто невозможно – накануне стало известно, что руководство «Локомотива» не разрешило вручить приз «Стальной рельс» Дмитрию Лоськову и даже не допустило поздравительную акцию в адрес самого успешного президента красно-зеленых Валерия Филатова.
У восьмого сектора тем временем остаются небольшие группы болельщиков. Молодой человек, постоянно ходящий на «Локомотив» по абонементу, рассказывает: «Баннеры пронесли шесть человек, каждый по одному полотну. Никто, конечно, не выступал против акции. Смородская должна уйти. Это единая позиция болельщиков. Баннеры изъяли стюарды, говорили, что нельзя несогласованное доставать». К разговору присоединяется мужчина лет 45: «У меня друга там сейчас держат. Всех под одну гребенку забирают, идиотизм. Я сам баннер не держал, потому что на нашем ряду ничего не было. Зато задержали дедушку лет шестидесяти – он как раз держал что-то».
Вскоре практически всех отпускают домой – в комнату полиции попадают только шесть мужчин. Спустя 45 минут после финального свистка протокол так и не составлен – полицейский и болельщики листают административный кодекс в поисках подходящей статьи. Из разговоров полицейских становится понятно, что найти виновных в проносе баннеров про Смородскую так и не удалось.
– Что нам делать? У нас сейчас шесть человек по баннеру с Лоськовым – он был согласован с клубом и провисел весь матч, а мы не видели. А с баннерами про руководство клуба что? – звонит высшему начальству один из полицейских. Его соратник тем временем отказывается признавать, что на трибунах проходила акция протеста: «Что, баннер про Смородскую? Не знаю. Задержанные за это? Никто не задержан», – говорит блюститель правопорядка и выходит за пределы арены.
Спустя час всех задержанных все-таки отпускают на свободу, но про новый этап войны между фанатами и Смородской уже не забыть.
P.S (об игре). – Мы чемпионы, мы – чемпионы, – скандирует Южная трибуна на 75-й минуте. Фанаты то ли вспоминают сезоны-2002 и 2004, то ли предвкушают появление «Газпром-лиги», в которую убегут все топ-клубы, оставив «Локомотив» бороться с «Тереком» и «Краснодаром». Поверить в иное чемпионство сегодняшнего «Локомотива» практически невозможно.
Автор Владислав Воронин