О чем нельзя молчать
В главном матче десятого тура питерский «Зенит» принимает «Локомотив» – несмотря на муки Игоря Денисова, это история о футболе.
Хотя все равно интересно, сколько раз за матч ведущие комментаторы страны – это ничуть не ирония, на таких матчах действительно работают ведущие комментаторы – перескачут с темы игры на тему душевных терзаний Игоря Денисова.
Все-таки он еще лицо команды, а после своего акта неповиновения в большой степени ассоциируется с Санкт-Петербургом, нежели до него. Вот просто интересно. Нечто похожее мы слышим в каждом матче «Ман Сити», если не в каждом – в тех, когда на поле выбегает Марио Балотелли. Ближайшие недели и даже месяцы насытятся отшлифованными временем и тысячами пересказов историями про агонию лучшего игрока прошлого сезона.
С одной стороны, это, конечно, забавно – загибать пальцы при упоминании ставшей самой популярной российской футбольной фамилии и очень быстро понять, что счет этих самых упоминаний пошел на десятки. С другой стороны, все эти отвлечения уводят нас и от самой сути – игры. Приободряет лишь тот факт, что делать интересной игру куда проще, нежели Игоря Денисова – безынтересным.
Пока страна забавлялась над происшествиями в стане чемпиона, наша Премьер-лига сменила лидера. ЦСКА стал первым – и это после проклятий, посылаемых тоннами клубу и Леониду Слуцкому лично после первой же осечки.
Вслед за ним пристроился «Локомотив», на старте пути покачивавшийся с такой амплитудой, что иногда казалось – вот-вот опрокинется. А «Локомотив» не опрокинулся.
Новизна восприятия и простое обаяние Билича отвлекли на себя внимание от текущих проблем его команды: скрипел механизм в центре обороны, не добирал мощностей опорный полузащитник, не впечатлял нападающий. В итоге железнодорожная игра превратилась в перекидывание мячей-кирпичей из одного состава в другой, по длинным цепочкам, с отлыниванием кого-то из группы перекидывающих.
Команда Билича с переменным успехом брала очки, пыхтела и совсем не завораживала. Но вот к концу сентября со всеми привходящими обстоятельствами она оказалась почти на самом топе. На этом пути с «Локо» случился перелом в матче со «Спартаком», идеально скучная победа над «Рубином» и признание в матче с «Тереком», игравшим как всегда, но на этот раз все-таки сдавшим завоеванные высоты.
Славен Билич не обрадовал черкизовские трибуны яркой игрой, на этот раз команда не встрепенулась и не побежала, как было у Коусейру, а смирилась со всеми своими бедами и пахала. А в период, когда главным орудием труда стал плуг, в центре обороны склеились Ян Дюрица и Ведран Чорлука, в полузащите утвердились Ян Тигорев и Дмитрий Тарасов (что первый так играет – мало кто знал, и примерно столько же людей – что второй вообще еще играет), без Павлюченко главным по наступлению стали Даме Н’Дойе и Виктор Обинна. Как-то несочно звучит, правда? Не совсем монолитно. Зато надежно.
«Локомотив» обретает свое лицо потихонечку, раскачиваясь, набирая ход. Это мы сейчас видим, что железнодорожный коллектив неярок и внешне не такой обаятельный. Но он мил. Сколько раз приходилось слышать о том, что для качественного движения вперед нужно сделать три приставных шажка. Славен Билич работает с тем, что есть и не торопит события, хотя в «Локо» он мог затребовать какую-нибудь звезду, которая освещала бы команде путь. Нет, он приступил к работе вдолгую. Он и с хорватами был основателен, а сами хорваты пролетали как фанера, бывало же. Зато ушел он оттуда с позитивом, команда отметилась на европейском чемпионате со знаком плюс. Так что не надо и от его нового проекта ждать сиюминутного перфоманса. Или каких-нибудь ярких комментариев. Это не тот случай, когда надо кричать.
Кричать бы сейчас Игорю Денисову, если б он хотел и умел. Складывается ясное ощущение того, что все его проблемы – от неумения и нежелания общаться. Когда-то обиделся на журналиста, сказавшего, что его отец пьет – и ладно пресса, но простые люди, его же болельщики, до сих пор только и слышали об игоревой семье, что папа вроде пьет. И все. Другой информации нет. И они начинают со временем или верить в это или вообще не думать о Денисове как о живом человеке, у которого есть семья и довольно большая. Игорь перестает быть реальным героем, с ним уже не сталкиваются люди в обыденной своей жизни, он не делает себя интересным.
А Билич интересен – вот он идет вдоль рельс, вот он садится в кабину машиниста, вот он кладет локоть на дверцу и улыбается вполоборота из тени этой кабины...
Eurosport - Александр Аксенов