ГЛАВА VIII
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ?
Мы понимали, что вчерашний школьник стать в одночасье игроком основного состава и даже молодежной команды не сможет. Нужны этапы развития футболиста.
Это проблема не только «Локомотива». Она стоит перед всеми российскими клубами, только решать ее не все могут, а многие и не хотят.
Ежегодно лучшие российские футбольные школы выпускают порядка 20 профессиональных футболистов. Куда им идти? Два-три человека могут попасть в молодежный состав, но там играют 19-летние ребята, которые еще не доросли до главной команды. Куда девать их? Питерский «Зенит», например, распихивает своих в аренду по клубам первой и второй лиг. Скажите мне, кому нужны эти мальчишки в периферийных клубах первой лиги, где у тренерского штаба свои жесткие турнирные требования и задачи? Кто будет возиться с пацанами, которые завтра возвратятся в свои клубы?
Мы приняли решение создать в «Локомотиве» спортивную вертикаль развития. В наших планах было создать команды: «Локомотив-3», играющий в любительской лиге, «Локомотив-студенческий», играющий в студенческой лиге; «Локомотив-2», играющий во второй лиге с обязательным выходом в 2012 году в первую лигу. С учетом молодежной команды и основного состава, набиралось пять команд. То есть пять ступеней развития.
Но каждой команде, кроме подготовки футболистов, ставилась задача достижения спортивного результата. И мы понимали, что при такой системе обязательно будет возникать конфликт интересов. Именно из-за этого в некоторых российских клубах идея создания спортивной вертикали провалилась. Тогда пришло решение создать единый орган управления всеми командами. Назвали мы его звучно: Большой тренерский совет «Локомотива». В него вошли тренеры вновь созданных «Локомотива-3» и «Локомотива-2», ведущие тренеры школы, тренеры молодежной команды. Председателем тренерского совета был назначен Юрий Семин, его заместителем – Борис Игнатьев. Главной задачей органа стала разработка и утверждение единой философии «локомотивского» футбола, координация работы всех команд, создание и внедрение единых методик подготовки футболистов.
На первом же заседании, неожиданно для меня развернулась жесткая дискуссия по поводу привлечения школьников к играм молодежной команды, а игроков «молодежки» – в главную команду. Пыль стояла столбом, доходило до нелицеприятных выражений, а я сидел и думал: «Тренерский совет именно то, что нам нужно для развития клубного футбола. Мы на правильном пути».
Я очень надеялся на то, что Семин по окончании контракта согласится на должность Главного тренера клуба и возглавит все команды «Локомотива». И это была вторая причина приглашения Семина в клуб. На него возлагалась роль практической подготовки тренеров в клубе из числа бывших локомотивцев. Мы договорились, что тренировать все наши команды будут только те, кто играл в «Локо». У нас в принципе уже тогда формировался неплохой штаб тренеров: в «Локомотиве-3» работал Нарвик Сирхаев, в «Локомотиве-2» – Женя Харлачев и Юра Дроздов, в «молодежке» - Ринат Билялетдинов и Саркис Оганесян, а Семину в главной команде помогали Владимир Маминов, Олег Пашинин и Игорь Черевченко.