О развитии клуба и его финансировании в условиях санкций — в интервью ТАСС
Председатель совета директоров московского «Локомотива» Юрий Нагорных в интервью ТАСС рассказал о финансировании футбольного клуба, модернизации «РЖД-Арены» и гипотетической продаже нейминга стадиона. Также он оценил активную зимнюю трансферную кампанию и высказался о возможном аудите работы предыдущего менеджмента железнодорожников.
— «Локомотив» — одна из главных кубковых команд России. В этом сезоне есть второй шанс побороться за трофей по «пути регионов». Делаете ли особую ставку на Кубок, или сейчас задача в Российской премьер-лиге (РПЛ) важнее?
— Мы готовимся к каждой игре. Мы в такой ситуации, когда в том числе и в играх нужно набирать те качества, которые нужны команде, и связки, которые необходимо нарабатывать; кому-то и функционально необходимо добирать то, что не удалось в период подготовки. Мы каждую игру рассматриваем как очень важную на этом, говоря кубковыми терминами, пути. Будем одинаково ответственно готовиться и к матчам Кубка, и к РПЛ.
— Некоторые клубы практикуют такое — водят футболистов на производство. Есть ли у «Локомотива» планы сводить футболистов в депо или что-то еще, связанное с железной дорогой?
— У нас была такая практика — ребята посещали производственные коллективы. У нас есть не только футбольный клуб, которому помогают «Российские железные дороги», — волейбольные клубы регулярно посещают Калининградскую железную дорогу, ЗапСиб в Новосибирске. Такие традиции у нас есть, и футболисты здесь не исключение.
— Примерно с 2016 года активно говорится о том, что пора отказываться от государственного финансирования профессиональных клубов. Обсуждают ли внутри РЖД сокращение бюджета, переформатирование или, как говорил Леонид Федун (бывший владелец московского «Спартака» — прим. ТАСС), передачу акций болельщикам? Возможна ли такая практика с «Локомотивом»?
— «Локомотив» имеет стабильный бюджет, который на протяжении ряда лет не увеличивается и в обозримом будущем увеличиваться не будет. Сегодня это то, что компания может себе позволить. Это то, что сбалансировано в рамках всех бюджетных процессов компании и ряда других спонсоров, принимающих участие в финансировании клуба.
Мы будем жить в тех реалиях, в которых живет страна. Сегодня очень много проблем и вопросов, которые необходимо решать нашей компании и нашей стране.
— Возможно ли, что часть акций будет передана совладельцу, который будет вкладывать свои средства, за счет чего могут сократиться расходы РЖД?
— Мы готовы рассмотреть проект совместного инвестирования в клуб, если такие предложения будут. Интересная тема с болельщиками. Думаю, в нашей стране она не проработана, хотя мы знаем, что многие клубы в мире являются народными и публичными, выпускают акции. В том числе на эти деньги осуществляется деятельность клуба. Такая практика есть. Поизучаем ее.
— Недавно игроки «Зенита» Малком и Клаудиньо получили российские паспорта. Нет ли планов у кого-то из иностранцев «Локомотива» стать гражданами России?
— У нас есть вратарь Маринато Гилерме, который является гражданином России. Сегодня он один из основных игроков, хранитель традиций клуба. Он на протяжении большого срока является игроком «Локомотива», был игроком сборной России. Наверное, ближе к окончанию контракта будем обсуждать дальнейшее сотрудничество, может быть, в новом качестве.
— А новых желающих не появилось?
— Сейчас у нас не так много иностранных игроков. Посмотрим. Здесь же важно, чтобы человек шел к этому решению осознанно и открыто.
Хорошо, что многие ребята хотят получить российское гражданство. Думаю, это тот пример, который может и других иностранных игроков, играющих в российских чемпионатах, привести к этому.
— Хотелось бы окунуться в историю. Идет дискуссия о том, от какой даты вести отсчет истории «Локомотива». Когда стоит ждать ее официального утверждения?
— Не секрет, были предложения отпраздновать столетний юбилей клуба в этом году. Мы, наверное, так воспитаны, что любим круглые даты. Посоветовавшись с нашими болельщиками, мы решили разобраться — есть ли у нас стопроцентная уверенность в том, что «Локомотив» зародился именно в 1923 году.
Наш болельщик, историк Евгений Алексеев возглавил эту работу. Были подключены специалисты из Института истории РАН. На сегодняшний день нет стопроцентного подтверждения того, что Клуб Октябрьской революции, который действительно был создан в 1923 году, является прямым предшественником «Локомотива». Который, в свою очередь, под нынешним названием впервые появился в 1936 году и сразу выиграл первый Кубок СССР.
Здесь, может быть, «Казанка» ближе к 1923 году — команда Московской Казанской железной дороги. Знаю, что многие болельщики хотели бы отпраздновать столетие «Казанки». Пока, временно, ее в нашей структуре нет. Надеемся, что эта команда будет восстановлена. Думаю, что летом мы не пройдем мимо 100-летнего юбилея «Казанки».
— О каком бюджете идет речь, если в ближайшем будущем возродить «Казанку»?
— Все зависит от задачи, которая ставится. Если это команда, которая играет в Первой лиге, для эффективной работы надо как минимум около 300 млн рублей.
— А стоит такая задача?
— Нет. Задача — создать команду, в которой мы бы могли обкатывать наших молодых игроков, прежде всего воспитанников академии, и доводить их до уровня конкуренции, с которым они бы спокойно переходили в основную команду.
Именно сегодня, в начале марта 2023 года, такой острой задачи нет, потому что массовый отъезд легионеров из России привел к тому, что потребность в молодых игроках, в своих воспитанниках, в том числе в «Локомотиве», возросла. Сейчас из молодежной команды ребята переходят в основную — проходят сборы, тренировки, частично играют за основную команду, получают практику за молодежку. Примерно через два года, когда стабилизируется ситуация с составами, снова возникнет острая необходимость в появлении второй команды. Мы должны быть к этому готовы, и я уверен, что будем.
— Говоря о молодежи, почему несколько лет назад так и не был подписан Хвича Кварацхелия?
— Он находился в «Локомотиве» в аренде, и клуб работал над тем, чтобы подписать контракт с Хвичей как с полноценным футболистом клуба. На тот момент даже совет директоров одобрил условия заключения этого контракта, но, по информации на тот момент генерального директора Василия Александровича Кикнадзе, агент Кварацхелии повел себя неправильно, и игрок оказался не в «Локомотиве», а в «Рубине». Кто прав, а кто виноват в той ситуации — сейчас разобраться сложно. Условия были абсолютно рыночные.
— Юрий Павлович Семин (бывший тренер «Локомотива» — прим. ТАСС), наверное, настаивал на его подписании?
— Юрий Павлович, безусловно, великолепный специалист. Он сразу же разглядел в Хвиче талант большого в будущем игрока и хотел, чтобы Кварацхелия продолжил карьеру в «Локомотиве».
— Условно, через пару лет составы могут стабилизироваться. Но размышляли ли вы о том, что мы все-таки можем оказаться в Азии — не вернемся в еврокубки, клубы окажутся в Азиатской Лиге чемпионов? Моделируете ли вы такую ситуацию и есть ли в ней польза?
— Наша задача быть готовыми ко всему. Если будет принято решение о переходе в Азию, думаю, что форматы азиатских турниров тоже могут иметь дальнейшее развитие. Посмотрите, какое количество ведущих европейских игроков заключают контракты с азиатскими клубами. У нас сегодня функционирует рабочая группа, созданная Российским футбольным союзом (РФС) и Союзом европейских футбольных ассоциации (УЕФА). Я уверен, что нужно дать ей время именно поработать.
— От нее очень давно не было вестей — было сообщение в конце января о встрече. Узнавали ли вы, какая динамика в диалоге?
— Новой информации нет. Мне кажется, что Российскому футбольному союзу важно следовать установленным дедлайнам, потому что иначе это может тянуться долго. По целому ряду видов спорта мы знаем, что порой выставляются, на первый взгляд, простые условия, создаются «дорожные карты». Но потом один пунктик оказывается невыполненным, и срок переносится.
Учитывая, что футбол — это особый вид спорта и что всегда Международная федерация футбола (ФИФА) и УЕФА декларировали главной ценностью поддержание целостности футбола в мире, мне кажется, тут нужен понятный временной отрезок, за который должны состояться все необходимые переговоры, встречи и должно быть принято решение. В РФС называли в качестве ориентира 1 апреля, возможно, через месяц все узнаем.
— Вы вспомнили ФИФА и УЕФА. Вот уже больше года российские клубы живут в условиях ограничений из-за их санкций. Оценивал ли «Локомотив» финансовые потери из-за отсутствия еврокубков?
— В те годы, когда мы играли в Лиге чемпионов, клуб получал дополнительный доход в пределах 1 млрд рублей. Конечно, это существенные средства, но для этого нужно было играть в Лиге чемпионов, попадать в нее. Сегодня, на 14-м месте, мы, конечно же, этих средств не имели бы. Но для наших клубов это серьезная статья дополнительных доходов.
— Как относитесь к идее вернуть пиво на стадионы в клубных турнирах? Понятно, что Минздрав против, кто-то за. Есть ли в этой идее потенциал?
— Повторюсь, что клубам нужны дополнительные источники финансирования. Реклама брендов, в том числе пивных, очень здорово бы помогла. В общем, нужно продолжать работу: проводить встречи, разъяснять.
— Возвращаясь к миллиарду, которого недосчитался бы «Локомотив», если бы играл в Лиге чемпионов: насколько в текущих условиях подспорьем являются новые контракты по Кубку России и премьер-лиге? Раньше таких денег в нашем футболе не было.
— Это очень хорошая тенденция. РФС в этом плане проводит правильную политику. Существенно увеличились деньги от телевизионных прав. То, что участие в Кубке России, помимо престижа второго по значимости трофея, стало приносить определенные деньги, — очень здорово.
Думаю, что формулу можно дорабатывать, но, по сути, это полноценный турнир. Интерес, как мы видели на двух матчах со «Спартаком», очень большой. Мне кажется, тут перспективы очень хорошие.
— А как можно доработать нынешний формат Кубка России?
— Я не говорю, что он плохой. Просто по итогам проведения Кубка клубам нужно будет собраться, посмотреть и все обсудить — совершенству нет предела. Пока у меня предложений нет, есть другие насущные дела.
— У «Локомотива», как и у многих российских профессиональных клубов в нынешней ситуации, рано или поздно будет открытым вопрос технического спонсора. Какая сейчас ситуация в этом направлении?
— Та ситуация, которая сегодня складывается в связи с уходом мировых спортивных брендов из России, открывает окно возможностей для российских компаний в том числе. Мы знаем ряд российских брендов спортивных товаров и экипировки, которые успешно делают форму, обеспечивают сборные команды страны по целому ряду видов спорта. Наверное, футбольная индустрия тоже сможет перестроиться. До 40% игроков бундеслиги (элитный дивизион чемпионата Германии по футболу — прим. ТАСС) когда-то играли в бутсах, произведенных фабрикой на Дмитровском шоссе. Сейчас время возможностей.
— Идут ли у «Локомотива» переговоры с потенциальными техническими партнерами?
— Мы понимаем, в чем будет играть команда. Это европейский бренд. Но если мы увидим, что на рынке появляются российские бренды футбольной формы, то мы, конечно, будем смотреть и качество, и потребительские свойства, которые нам будут предлагать.
— Будет ли в этом контракте финансовая составляющая?
— Скорее всего, пока ограничимся экипировкой.
— Это контракт на один год или на несколько лет?
— Мы должны выстраивать модель как минимум на два-три года, чтобы иметь возможность работать над дизайном, связываться с технологами и улучшать какие-то моменты. Чтобы получать хорошее качество, мы должны работать с одним партнером.
— Вопрос со стадионом важен. Когда и в каком формате может начаться обновление стадиона?
— Мы будем аккуратно на протяжении нескольких лет вести работы по улучшению возможностей для болельщиков на стадионе в Черкизово. У нас очень хороший стадион, первый современный стадион в России. С учетом того, что игры проходят и в феврале, мы должны делать арену более удобной. Мы хотим, чтобы за «Локомотив» болели целыми семьями. Мы начали приводить в современный вид подтрибунные помещения, появился более удобный клубный магазин, кафе рядом с ним, тут же выставлена часть экспозиции музея.
— Чисто технически будут обновляться и внешние конструкции?
— Будем исходить из тех экономических возможностей, которые есть. Будем делать все аккуратно. Понимаем, что нужно решить вопросы продуваемости верхних ярусов, оборудования санитарными и туалетными комнатами, ремонт противоскользящего покрытия. Постепенно в ближайшие несколько лет эти проблемы будем решать.
— Газон не входит в эту реновацию?
— Газон у нас один из лучших в стране, с ним на протяжении многих лет работают прекрасные агрономы, специалисты своего дела. Я очень благодарен ребятам, потому что у нас идентичные газоны высочайшего качества в Черкизово и на базе в Баковке.
— Зимние матчи при минусовой температуре могут навести РФС на мысли о возврате к системе «весна — осень»?
— Мне кажется, все привыкли уже к той системе, которая сегодня сложилась. Нужно смотреть на адекватность пауз — зимней и летней. Чтобы летняя пауза была не больше полутора месяцев или пяти недель. Здесь мы можем более рационально использовать летнее время.
— Михаил Галактионов ранее совмещал работу тренера в сборной и «Локомотиве». Срок его контракта с РФС подошел к концу. Будет ли он продолжать совмещение?
— Этот вопрос не закрыт. Если РФС сделает предложение, мы будем его рассматривать. Но пока его не было.
— Историческая фигура для клуба — Юрий Семин. Обсуждали ли вы с ним его возможную работу в «Локомотиве»? Имеет ли Семин влияние на решения, принимаемые в клубе?
— Юрий Павлович сейчас в клубе не присутствует. Мы ищем варианты, как опыт, умения и возможности Семина применить к клубу. Думаю, что мы найдем приемлемое решение.
— Может ли он позвонить вам после матча и высказать позицию?
— Мы сейчас по итогам игр не созваниваемся. Но телефоны друг друга у нас есть, поздравляем с праздниками, днями рождения. Юрий Павлович — очень много значащий для клуба человек. Уверен, что мы найдем схему взаимодействия.
— «Локомотив» провел впечатляющую зимнюю трансферную кампанию. Как можно оценить новичков по итогам двух матчей?
— Мы провели зимнюю трансферную кампанию в сложных условиях. Мы находимся в режиме строгого исполнения бюджета клуба и не можем выйти за его параметры. С другой стороны, мы видим ситуацию с иностранными игроками, которые в большинстве своем клуб покинули. Благодаря решениям и возможностям, которые предоставила ФИФА. Мы постарались максимально ориентироваться на ту игровую модель, которую предложил главный тренер клуба. Я считаю, что те пополнения, которые сделаны в команде, абсолютно адекватны. И во многом то преображение в игре, которое мы видели на протяжении последних матчей, свидетельствует о том, что приобретения сделаны верно.
Понравились не только сами по себе новые игроки, но и их взаимодействие с лидерами команды — с Антоном Миранчуком, Димой Бариновым. Сейчас Рифат Жемалетдинов поправляется после травмы, полученной летом 2022 года, уже тренируется в общей группе. Также есть взаимодействие с молодыми ребятами. Сегодня обновленный «Локомотив», фактически созданный три недели назад в том виде, в котором мы увидели его в кубковых матчах, дает бой второй команде чемпионата. Значит, сделанные приобретения являются правильными.
— Болельщики наверняка зададут вопрос, почему не забивает Дзюба?
— Просто надо подождать. Дзюба — очень важный игрок, лучший бомбардир в истории РПЛ. Мы уже видим, что он за короткий промежуток времени нашел, как взаимодействовать с новыми партнерами. Это уже дает свои результаты. А впереди будет еще больше.
— Лидер и один из самых дорогих игроков команды — Антон Миранчук. Насколько сложно будет его удержать?
— Если Антон продолжит играть так же, как во второй игре со «Спартаком», то он будет иметь хорошие предложения.
— Прилагаете ли сверхусилия, чтобы удержать его в клубе?
— Нет. Сегодня у нас состав, который не надо удерживать. Сегодня «Локомотив» состоит из футболистов, которые хотят играть в клубе. Хотят пройти путь возвращения в элитную часть таблицы РПЛ. Мы сегодня не видим никаких оснований, чтобы это не сделать.
— Неоднозначная ситуация по Джирано Керку. «Локомотив» сообщил, что он находится в платной аренде. «Антверпен» — что игрок воспользовался опцией ФИФА.
— Нет, это платная аренда. Хочу сразу сказать нашим болельщикам, которые переживают за то, что на иностранных игроков были потрачены большие средства. Мы очень внимательно подходим ко всем предложениям, поступающим к нам по легионерам. И сами ребята ведут себя абсолютно по-честному, знают, что клубу нужны средства. Поэтому мы, понимая, что игроки хотят продолжить выступления за рубежом, подбираем максимально эффективные условия для клуба. Если мы не договорились о выкупе контракта, то отправляем игрока в платную аренду. Либо как минимум снимаем расходы по зарплате. А летом будем смотреть дальнейшие возможности по продаже. В ущерб экономике клуба мы поступать не будем.
— По поводу ушедшего Алексиса Бека-Бека. Его продали за €12 млн плюс €2 млн бонусами. После этого сообщалось, что €6 млн французы выплатили. Были ли еще поступления?
— Были. Полностью сумма еще не выплачена, но для нас главное, что все платежи идут в срок в рамках заключенных договоров.
— Ведете ли вы переговоры с иностранными футбольными клубами о проведении матчей?
— Сегодня мы думаем над тем, чтобы в паузе, которая будет в марте, провести благотворительный матч. Пока конкретно с кем — не определились. Но задачу перед собой поставили. Понимаем также, что игра с условным «Спартаком» может вызвать ажиотаж значительно больший, чем матч против малоизвестного зарубежного клуба.
— Есть ли предложения от потенциальных спонсоров выкупить нейминг «РЖД-Арены»?
— Предложения есть. Но пока не буду их озвучивать.
— Как развивается академия «Локомотива»?
— Параллельно с работой по основной команде мы ведем очень внимательную работу по академии. Выстраиваем вертикаль подготовки футболистов. Борис Ротенберг стал директором по развитию молодежи. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы это была сбалансированная система. Чтобы ребята постигали и футбольную науку, и физически развивались, и в хороших бытовых условиях находились. А также чтобы все в порядке было с образованием. Ведем работу над тем, чтобы академия получила новый импульс развития.
— Имеет ли смысл обсуждать потолок зарплат для молодых футболистов?
— Скорее можно устанавливать определенные правила первого и второго контрактов. Но сегодня они и так не завышены. Определенная гонка происходит из-за того, что пока российских талантливых игроков мало. Нам надо больше над этим работать. Есть проблемы на некоторых позициях. Все клубы ищут центральных защитников, которых с российским паспортом крайне мало. Если будем растить талантливых игроков, зарплаты автоматически будут корректироваться.
— Возможен ли аудит работы предыдущего руководства?
— Я никогда подобными вопросами не занимался, где бы я ни работал. Если бы деньги были потрачены, а игроков не было — это одна ситуация. Но сегодня у нас есть возможность оперировать теми игроками, которые находятся в обойме клуба. Ситуация развернулась так, что сегодня некоторые футболисты находятся вне России. Но тем не менее права на этих игроков принадлежат «Локомотиву». Мы предпринимаем усилия, чтобы для клуба это были выгодные решения.
— У «Локомотива» также есть женская команда, которая в последний день февраля отпраздновала свое пятилетие.
— Важно и то, что у нас есть не только команда мастеров в женской Суперлиге, завоевавшая уже немало трофеев, но и молодежная команда, и детская. Сегодня система женского футбола как в стране, так и в «Локомотиве» прочно стоит на ногах. Девчонки причем не только замечательные футболистки, но и настоящие красавицы.