Обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер о ситуации в «Локомотиве»
Самая острая тема последних дней в российском футболе — ситуация в «Локомотиве». Если бы я мог обсудить ее с председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Валентиновичем Белозеровым, вот что я бы ему сказал.
В ближайшие недели, а то и дни ФК «Локомотив» обнародует решение, которое может самым прямым образом повлиять на его судьбу, более того — историю. И уж точно — на репутацию, в том числе и вашу личную. Потому что вы можете формально не быть членом совета директоров клуба, но ни для кого не секрет, что все стратегические решения в нем невозможны без вашего одобрения. В том числе и возвращение Юрия Семина на должность главного тренера летом 2016 года.
31 мая заканчивается его действующий контракт. В нынешней ситуации его непродление, о чем со ссылками на информацию из клуба (подумайте, кстати, кому выгодно «сливать» ее в СМИ) давно уже публикуют инсайдеры, станет позором. Он несмываемым пятном ляжет и на клуб, и лично на вас как руководителя компании, с которой неразрывно связан «Локомотив». Тем более что сменщиком Юрия Павловича называют никому в России не известного, ничего за пределами очень скромных чемпионатов Сербии и Венгрии не добившегося серба Марко Николича. Такая рокировка станет оскорблением, ударом наотмашь для сотен тысяч людей, переживающих за подотчетный вам клуб.
Обращаюсь лично к вам потому, что вы — единственный, кто за оставшиеся дни еще может предотвратить это, без всякого преувеличения, безумие. И даже если внутренне вы это уже решили — еще есть время передумать. Потому что, пока решение не стало достоянием общественности, его — нет. А последствия, судя по всему, вы недооцениваете.
Руководители клуба, фамилии которых забудут через пару месяцев после их ухода из «Локомотива», в своих личных интересах пытаются убедить вас избавиться от человека, которого поклонники «железнодорожников» и новые поколения болельщиков в России будут вспоминать, читать о нем книги, смотреть фильмы и через сто лет. Как смотрят и читают сейчас о Борисе Аркадьеве, Гаврииле Качалине, Константине Бескове — великих футбольных тренерах, каждый из которых, кстати, работал в «Локомотиве», но и близко не добился с ним того, что удалось Семину.
***
Недопустимость расставания с ним здесь и сейчас связана не только и не столько с тем, что Семин — самый титулованный тренер в истории клуба, икона для его болельщиков, человек, с которым «Локомотив» все три раза стал чемпионом и выиграл шесть Кубков страны из десяти, завоеванных командой за 84 года участия в советских и российских футбольных соревнованиях.
Но главное — в другом. Семин — это не исторический рудимент, не ценная древнелокомотивская раскопка, оставшаяся в своем времени, а абсолютно актуальный и эффективный специалист. И если кто-то пытается убедить вас в обратном — как выражались наши старые футболисты, «смотрите на тАбло», а не на возраст. Потому что все люди — разные, и можно в 70 обладать энергетикой, как в 40, а в те же 40 внутренне быть глубоким стариком.
До Семина за шесть лет во времена Ольги Смородской, когда ОАО «РЖД» под руководством Владимира Якунина предоставляло «Локомотиву» беспрецедентные средства, команда выиграла один-единственный Кубок страны. При Семине менее чем за четыре года клуб стал чемпионом, дважды взял Кубок и еще раз — Суперкубок России, обыграв в нем (как и в золотом матче чемпионата-2017) «Зенит», бюджет которого в разы выше, чем у «Локо».
При Семине серьезно поднялась посещаемость Черкизова и лояльность публики. Наконец, два года подряд «Локомотив» напрямую выходил в групповой турнир Лиги чемпионов, напрямую принося в бюджет от УЕФА десятки миллионов евро. Более того, сейчас команда находится на втором месте, что также гарантирует место в группе ЛЧ и большие барыши в клубную казну нынешней осенью.
Для всех людей, более или менее разбирающихся в российском футболе, такие показатели — это даже не соответствие, а стабильное преодоление объективных возможностей команды. Ни один клуб и ни один тренер в России за последние сезоны не завоевал столько трофеев, сколько Семин.
При этом не забывайте, что вы уже достаточно давно проводите курс на оптимизацию средств, направленных на профессиональный футбол. По данным авторитетного немецкого сайта transfermarkt.de, сегодня «Локомотив» по совокупной стоимости игроков находится на четвером месте в РПЛ, лишь ненамного опережая «Спартак» и уступая «Зениту», «Краснодару» и ЦСКА. До прошлого сезона и «Спартак», полностью поменявший состав, был в этом финансовом рейтинге выше.
То есть, вообще ни одной спортивной причины расстаться с Семиным объективно не существует. В футбол играют для болельщиков, а не для отдельных руководителей клуба. Людей с трибун не интересует, что происходит на встречах главного тренера с генеральным директором или председателем совета директоров. Людей с трибун интересует только то, что происходит на футбольном поле.
А там «Локомотив» во главе с Семиным — в порядке, даже несмотря на то, что клубом выполняются, мягко говоря, далеко не все его кадровые пожелания. И этой весной до остановки чемпионата из-за пандемии коронавируса команда сыграла в гостях вничью с лидером «Зенитом», а затем одержала две победы, в том числе на выезде над прямым конкурентом «Ростовом».
Отправлять тренера в отставку (неважно, непродление это контракта или что-то другое) в такой момент — это за гранью добра и зла по любым футбольным канонам. Такого просто не бывает!
***
Возможно, вам пытаются внушить, что у Семина несносный характер, что по базе в Баковке руководителям клуба не погуляешь, и своих порядков там не наведешь, что с ним невозможно ни о чем договориться. Так это и есть одна из прямых обязанностей человека на этом месте! Тренер очерчивает свою территорию и отстаивает свои убеждения. А кто этого не делает и со всем соглашается — тому нужен не результат, а щедрая зарплата и хорошие отношения. Но подумайте, нужно ли это вам?
Потенциальная замена Семину — как раз из этой оперы.
Была бы какая-то — хотя тоже, на мой взгляд, ущербная — логика, если бы вместо Семина руководители клуба привезли тренера с именем, условного Жозе Моуринью или Рафаэля Бенитеса. У нас многие верят в магию звучных фамилий (хотя работает она далеко не всегда), и это, по крайней мере, доступно пониманию.
Но тренера Николича, за исключением узких специалистов по тем странам, где он работал, ни в России, ни в мире не знает вообще никто! У нас о нем впервые услышали в тот момент, когда стало известно, что его везут в «Локомотив». Кому вы собираетесь платить 1,2 миллиона евро в год? Специалисту непонятного уровня, уволенному из Словении из-за расистского скандала?
Впрочем, для тех, кому известна конфигурация в управлении клубом, цель назначения серба в «Локо» — не бином Ньютона. Министра иностранных дел СССР Андрея Громыко на Западе называли — «Мистер Нет». А тренер Николич появится в вашем клубе, чтобы исполнять функцию «Мистера Да». Через него заинтересованные фигуры будут проводить те решения, которые им нужны. А немыслимая для него ранее зарплата и отсутствие (как многие сейчас предполагают) пункта о компенсации в случае досрочного расторжения контракта обеспечат покладистость. Абсолютно невозможную при Семине.
***
Поговаривают, что последней каплей для вас стала колонка Юрия Павловича в защиту игроков «Локомотива» на страницах «СЭ». Да, с ней можно соглашаться или нет, кто-то вправе даже возмутиться позицией Семина. Но, опять же, этот человек всегда чувствует, что отвечает за командный дух в раздевалке, за доверие футболистов друг к другу и к тренеру. И просто посчитал необходимым лишний раз дать понять, что он — в одной лодке с игроками, что они — его дети, от которых он не может дистанцироваться, даже если они нахулиганили.
Семин просто умеет учиться на чужих ошибках. В истории футбола есть множество примеров, когда в критической ситуации тренер занимал сторону руководства, а не игроков — и все внутри команды ломалось, склеить осколки разбитой тарелки было уже невозможно. Близкий друг Семина — Павел Садырин, работавший главным тренером сборной России, в 1993 году промолчал в раздевалке, когда разгорелся конфликт руководства РФС и игроков национальной команды тоже на материальные темы. Этого оказалось достаточно, чтобы футболисты, до того воспринимавшие Садырина положительно, оказалась с ним по разные стороны баррикад и написали печально знаменитое «письмо 14-ти», развалившее сборную России на годы вперед.
Сопоставьте вину и последствия. Вы можете быть абсолютно не согласны с тем, что Семин написал в «СЭ». Но это — не более чем мнение, тем более, прямо на следующий день клуб и игроки обо всем договорились. Не продлевать из-за этого контракт с суперуспешным тренером, которого к тому же обожают болельщики?!
А если не из-за этого, то из-за чего? Ничто другое, повторяю, ему вменить нельзя. По крайней мере, по результату на футбольном поле, главном и по большому счету единственном критерии его работы.
***
Вы — образованный человек, и прекрасно знаете, что такое слава Герострата. Вы хотите такой славы? Хотите, чтобы к вам относились так, как к людям, когда-то убравшим из хоккейного ЦСКА Анатолия Тарасова, после чего тот в профессию так и не вернулся?
А, послушав руководителей «Локомотива» и утвердив решение об уходе Семина, вы эту славу получите.
Потому что Семин — это храм Артемиды нашего футбола. Причем — действующий.
И не обольщайтесь на тему того, что из-за размытой модели принятия решений в «Локомотиве», когда, по крайней мере, со стороны абсолютно непонятно, на ком конкретно лежит ответственность за каждое из них, болельщики обвинят в этом не вас.
Повторяю, ни для кого не секрет, что абсолютно каждое стратегическое решение, принимаемое в «Локомотиве», проходит через ваше утверждение. И что того же Семина в 2016 году Курбану Бердыеву и Чезаре Пранделли предпочли именно вы.
Болельщики красно-зеленых благодарны вам за это. Унизительные, черные, наполненные скандалами шесть лет при Смородской у них напрямую ассоциировались с правлением в РЖД господина Якунина, а избавление от одиозного экс-президента клуба и возвращение Семина люди во многом связывают с вашим приходом в железнодорожное ведомство. Но сейчас вы имеете все шансы своими же руками уничтожить тот позитив, который пока еще ассоциируется у них с вашим именем.
И тогда вам придется испытать то, через что вы, человек влиятельный, но не самый публичный, пока еще никогда не проходили.
Такова специфика футбольных болельщиков, которым благодаря футбольному календарю нельзя запретить раз в две недели, а то и чаще, выражать свое мнение на трибунах. Правоохранительные органы могут отобрать у публики самые жесткие баннеры, — но она придумает, как нарисовать их прямо на трибуне, а скандировать будет ровно то, что захочет.
А захочет они в этом случае многое, поверьте. Поднимите архивы по той же Смородской, не поленитесь. И будет наивно думать, что сейчас вся тяжесть их ненависти падет на гендиректора клуба Василия Кикнадзе. Активные болельщики не настолько несведущи, чтобы не знать, что круг его полномочийсейчас не идет ни в какое сравнение с президентскими временами Ольги Юрьевны. Да и харизму их сравнить нельзя — Смородская заполняла все пространство вокруг себя, а Кикнадзе, несмотря на внушительные габариты, умещается где-то в уголке кадра.
Вы живете в своем мире, лишь по касательной соприкасающейся с миром футбола. И это нормально, потому что ваша главная обязанность — заботиться о том, чтобы все было в порядке на железных дорогах страны. Нечасто вас видят и на арене в Черкизове, за что тоже вам, Олег Валентинович, невозможно предъявить претензий. Но по этой причине вы недооцениваете, что вас с репутационной точки зрения ждет, если роковое решение будет принято.
Вероятно, вас пытаются убедить, что-либо матчи без зрителей до окончания пандемии, либо вообще отсутствие игр до начала следующего сезона обнулит негативную реакцию болельщиков, и за три месяца пена, что называется, осядет.
Этого не будет. Все до единой — что важно, поскольку разногласий на трибунах не предвидится! — группы организованных болельщиков «Локомотива» на днях подписали меморандум в поддержку Семина, после которого даже риторика Кикнадзе стала гораздо более сдержанной. Заметьте, это письмо было корректным и уважительным по форме, не содержало никаких угроз. Но эту вежливость не стоит воспринимать как слабость.
После того, как на футбол в России снова начнут пускать людей, в случае ухода Семина и прихода Николича возможны только два варианта. Первый — трибуны Черкизова окажутся почти пусты. Фанатский Юг, традиционно составляющий большую часть аудитории «Локомотива», будет бойкотировать матчи, и атмосфера на стадионе вернется к состоянию конца 80-х, когда Семин в «Локомотив» только пришел, а игры в основном посещали двести-триста родственников и друзей футболистов.
Второй вариант — люди придут, но устроят ад. В котором ни тренер Николич, ни кто-либо другой, даже если сильно захочет, не сможет нормально работать. И их можно будет понять. Потому что нельзя нарушать все неписаные футбольные законы и издеваться над чувствами болельщиков.
***
Это не означает, что Семин должен работать всегда. Так не бывает. Но вот, Олег Валентинович, был в Англии такой тренер — Алекс Фергюсон, которому за его профессиональные заслуги присвоили титул сэра. Он 27 лет работал в одном и том же легендарном клубе — «Манчестер Юнайтед», и поднял его из не то чтобы из забвения, но из середняков в двукратные победители Лиги чемпионов и 13-кратные чемпионы Англии.
В признание его фантастических заслуг Фергюсону дали право уйти на пенсию тогда, когда захочет он сам. Сэр Алекс сделал это в 71 год, в очередной раз выиграв АПЛ, но еще полугодом ранее осознав, что на строительство новой команды у него уже не будет ни сил, ни возможностей. Они с клубом разработали «дорожную карту», он сам подобрал себе преемника в лице Дэвида Мойеса — и смена караула прошла максимально мирно, красиво и достойно. С понятной горечью болельщиков, но без намека на то оскорбление в лучших чувствах, которое они бы испытали при ином, более конфликтном сценарии.
В случае «Локомотива», всем уже очевидно, сейчас такого быть не может. И это — проблема не Семина, а клуба и ваша. Вы не смогли все организовать достойно, не договорились, не дали возможность Юрию Павловичу выбрать время ухода самому и самому же назвать преемника.
А ведь Семин для «Локомотива» значит даже больше, чем Фергюсон — для «Манчестера». Там были великие достижения и великие тренеры до него — например, Мэтт Басби, тоже сэр. В «Локо» тренеры работали, а достижений — не было. Семин не просто хорошо и долго трудился. Он ВСЕ у вас построил.
Четыре года назад вы сделали неожиданный, но оказавшийся абсолютно точным выбор.
А сейчас вы можете все разрушить.
И, учитывая возраст Семина, войти в историю футбола как человек, на котором закончилась карьера великого тренера. Причем не тогда и не так, как он заслужил и как было бы правильно.
Выбор за вами, Олег Валентинович.