Тарасов, Гильерме, Мурило, Фернандеш, Геркус
Количество негатива вокруг «Локо» постоянно растет. Его хватает, даже если не считать громкой истории с отсутствием трансферов нынешней зимой.
Началось все минувшим летом. Дмитрию Тарасову тогда не заплатили за операцию, которую хавбек получил в составе железнодорожников, не продливших с ним в июле контракт. Пришлось вмешиваться Палате по разрешению споров, чтобы вернуть футболисту 12 тысяч евро. На встрече с болельщиками полузащитник в шутку «стрелял» в гендиректора Василия Кикнадзе из костыля.
На том же мероприятии голкипер Гильерме открыто пускал стрелы в руководство: «Хочу закончить карьеру в «Локомотиве», но не все зависит от меня, к сожалению. Я считаю, что клуб должен прилагать усилия для человека, который играет за команду 12 лет. На данный момент я этого не вижу, как не видел и с Тарасовым. Он выступал здесь почти 10 лет, но отношение к нему было неприятным».
Чуть раньше коммерческий директор красно-зеленых Марат Фаттахов, объясняя повышение цен на абонементы, назвал глорихантерами болельщиков, которые ходят только на центральные матчи, вызвав негодование фанатов. А главный тренер Юрий Семин, комментируя подписание контракта с бразильским защитником Мурило, заявил, что «не знает этого игрока».
Не стихли страсти и зимой. То клуб подает в суд на прежнего гендиректора Илью Геркуса, требуя вернуть 145 миллионов рублей. То хавбек Мануэл Фернандеш отсуживает у железнодорожников 11 миллионов рублей.
Ну а история с отсутствием новичков вообще вызвала бурю негодования. «Локомотив» остался единственным клубом в РПЛ, который зимой не пополнился ни одним человеком. При том, что форвард после ухода Федора Смолова в «Сельту» требовался позарез.
И вот уже официальный клубный Instagram завален сообщениями с тегом #УКИК — «Увольняйте Кикнадзе из клуба». По аналогии с похожим требованием, который был актуален во времена президентства Ольги Смородской.
Страусы и зайцы
Я совершенно не сторонник взгляда на мир в черно-белом цвете. При всей симпатии к Семину, уважению к его заслугам перед «Локомотивом» и прекрасным результатам, у гендиректора наверняка есть свои соображения и аргументы. Вот только они, к сожалению, остаются тайной за семью печатями.
Может, финансовый fair play прижал до такой степени, что каждая копейка на счету. Или с бюджетом все так плохо, что дожить бы до лета, а там продать Алексея Миранчука миллионов за двадцать евро и выдохнуть с облегчением. Или селекционеры нашли пяток шикарных нападающих — один краше другого, а главный тренер всех забраковал, настаивая исключительно на своем фаворите. Том же Бассогоге, о котором говорят.
Но нам об этом ничего не говорят, поскольку Кикнадзе набрал воды в рот. Говорят все остальные. Мы отлично знаем позицию Семина и председателя совета директоров Анатолия Мещерякова. Слышим, что думает о «позорном» иске против него Геркус. Читаем Смородскую, которая переложила вину за победу Фернандеша в суде над «Локомотивом» на нынешних юристов красно-зеленых. Видим оценку происходящего со стороны еще одного экс-руководителя — Николая Наумова.
Молчит только один человек. Главный менеджер клуба. Василий Кикнадзе. Он мужественно принимает на свою голову все летящие шишки, никаких не пытаясь их отбивать.
Даже по «делу Геркуса», где в теории можно было набрать вистов, сторона истца пока выглядит печально. Начиная с того, что заявление в суд оказалось оформлено с рядом нарушений. А уж если в итоге Фемида встанет на сторону бывшего гендиректора, то это станет очередным ударом по репутации клуба.
Страусиный стиль Кикнадзе прятать голову в песок выглядит особенно проигрышно на фоне предшественника, того самого Геркуса. Он тоже конфликтовал с Семиным, однако умудрялся при этом сохранять взаимопонимание с болельщиками. А спортивный директор Эрик Штоффельсхаус вообще не общался с тренером, что не мешало немцу усиливать команду Фарфаном и Крыховяком.
Да, заяц в Instagram экс-руководителя «Локо» выглядел, на мой взгляд, странновато, но мощных пиар-ходов у Ильи Леонидовича не отнять. Позитив с лихвой перекрывал любой негатив.
Развлекательные программы в дни матчей звенели и гремели. Малейший успех или обычная акция (вроде разукрашивания площади перед стадионом художником Покрасом Лампасом) преподносился, как величайшее достижение всех времен и народов. Геркус ходил на трибуну к болельщикам. Да и с журналистами выстроил такие отношения, что многие поддерживали гендиректора в борьбе с Семиным.
Не оказаться в руинах
Сейчас те же люди уже на стороне тренера, примкнув к его традиционным почитателям. Создается ощущение, что за Палыча вообще все. А такая пассивность Кикнадзе в медиа-пространстве тем удивительнее, что он сам выходец из этой среды. Знает все медиа входы и выходы. Именно менеджера «Локомотива» после общего собрания РПЛ коллеги выдвинули в качестве спикера для выражения своей позиции по выборам президента премьер-лиги.
Силу слова Василий Александрович знает отлично, однако почему-то ей не пользуется. А когда возможность выпадает, то складывается ощущение, что не всегда снаряды ложатся точно в цель. Скажем, не сомневаюсь, тот же Геркус, как и многие другие руководители, не допустил бы критического выступления Гильерме на встрече с болельщиками. Ситуацию бы просчитали, не допустив выпада голкипера против клуба.
Кикнадзе заранее никаких действий не предпринял, а его ответ во время той же встречи не выглядит образцом дипломатии: «За эти деньги могу взять в Европе хорошего вратаря. В той ситуации, в которой находится клуб, не могу платить за верность такую квоту. Мы и так здорово подняли. У нас первое предложение было 1,9 миллиона, и мы серьезно его увеличили, но все равно отстаем от предложения другого клуба и повторить не можем».
Не думаю, что одному из лидеров коллектива была приятна такая откровенность. И по раскрытой информации о зарплате, и по «хорошему вратарю из Европы».
Рискну предположить, что этот раунд Семин в итоге все же проиграет. Слова Мещерякова о задаче по выходу в евровесну, а также о том, что состав способен бороться за самое высокое место, явно свидетельствуют о том, что позиции тренера крайне шаткие. Весьма вероятно, что Кикнадзе приведет летом своего тренера. Вот только недооценивать фактор болельщиков и общественного мнения совершенно не стоит.
Нынешними темпами к моменту ухода Семина репутация руководителя может оказаться в руинах. И ведь совершенно не факт, что новый тренер тут же сможет бороться за то самое пресловутое «самое высокое место». И тогда уже переложить ответственность на тренера не получится.
Так что, подозреваю, в интересах Василия Александровича выходить на авансцену. И чем раньше, тем лучше.
Константин Алексеев