Ещё немного, и Крыховяк превратится в голевой автомат.
Почему Гжегож Крыховяк оказался в Черкизове? Потому что не прижился в Париже. А почему не прижился в Париже?
Вопрос на самом деле интересный, поскольку банальные истины типа «недотягивал уровнем» всей правды не скажут. Скорее дело в том, что он не смог измениться, чего от него ждали. Хотя Гжегожа позвал в Париж тренер, который его прекрасно знал по «Севилье», – Унаи Эмери, они вдруг перестали друг друга понимать. Наставнику хотелось, чтобы хавбек расширил свой игровой функционал – помимо разрушения занялся бы и организацией игры, а футболист удивлялся, почему вместо своих сильнейших качеств он должен оперировать неочевидными. В общем, нового Бускетса, который предлагался ему в качестве ролевой модели, из Крыховяка не вышло, и он вынужден был искать новые варианты трудоустройства.
Нашёл «Локомотив». Где – вот уж, наверное, Гжегож не ждал – ему …тоже предложили измениться.
* * *
В принципе-то он и был универсалом. Но только оборонительного толка. Потому, к слову, при необходимости Юрий Сёмин использовал его в качестве центрального защитника, причём как в паре, так и в тройке. А вот нуждами атаки его в прежних командах особо не обременяли – «ПСЖ», кажется, был первым. Но в «Локомотиве» с самого начала стали возникать какие-то обстоятельства, которые вынуждали его чаще поглядывать в сторону чужих ворот.
Допустим, когда он только появился в чемпионате России, железнодорожники играли в модели с тремя центральными защитниками – понятно, что от хавбека в таком случае требуется чуть больше думать о созидании. Потом возник фактор Баринова. Тот заметно прибавил, и перед тренерами встал вопрос, как одновременно разместить на поле его, капитана Денисова и Крыховяка. В результате последнего подняли повыше, ближе к нападению. Всё это было в прошлом сезоне, а уже в нынешнем поляку снова пришлось становиться атакующим хавбеком после травм обоих Миранчуков.
И что мы имеем в итоге? Десять голов в 42-х проведённых на сегодня матчах РПЛ. Столько же суммарно Гжегож забил во французской и испанской лигах, но только в 141 матче. Разница очевидна, не так ли? Такой результативности, как в России, он не имел нигде и никогда.
* * *
Вот и выходит, что Сёмин сделал то, чего не смог Эмери, – изменил Крыховяка. Конечно, игровые цели у тренеров были разные: если одному требовался глубинный плеймейкер, то другому – агрессивная восьмёрка. Но это не значит, что у кого-то задача была сложнее, а у кого-то проще. Это значит лишь то, что кто-то точнее оценил возможности клиента.
От Гжегожа в «Локомотиве» не требуют разыгрывать – требуют бить. Не требуют искать шансы для других – требуют искать для себя. И совершенно справедливо, как выяснилось, требуют. Восемь голов в нынешнем чемпионате России успели наколотить лишь три нападающих, а полузащитников с такой результативностью нет вообще. Кроме одного черкизовского парня, которого раньше считали чистым опорником.
Мыслимы ли в прежней его жизни были такие эпизоды, как нынче случились против «Сочи» и «Байера»? Здесь он выступил практически в роли второго форварда – и убедительно, надо сказать.
Кроме того, он явно почувствовал вкус к стандартам. Его зона при подачах в штрафную – дальний угол площади ворот: там он умело отклеивается от соперника и нередко встречает мяч в одиночестве. Сравните два гола: забитый накануне в ворота «Тамбова» и забитый ещё несколькими днями ранее за Польшу (да, на сборную его голевой кураж тоже распространяется) в ворота Израиля – они будто нарисованы по одному лекалу.
Но наиболее зримо Крыховяк прибавил в дальних ударах – ровно половина из восьми его мячей забита именно так. И другого столь же продуктивного дальнобойщика в нынешней РПЛ нет. Стартовый гол в пятничном Саранске чем-то напомнил сентябрьский, принесший три очка против «Зенита»: во-первых, Гжегож тоже поймал для удара момент, когда вратарь был перекрыт защитниками, а во-вторых, тоже придал мячу траекторию, которая ввела кипера в замешательство. Казалось бы, не самый сложный секрет, однако ни у кого другого в нашем чемпионате овладеть им в той же степени не получается.
После важнейшей для «Локо» победы над «Тамбовом», где польский хавбек дважды забил сам и однажды вынудил сделать это соперника, Сёмин позволил себе нечастую эмоцию: «Нельзя не восхищаться Крыховяком».
Истинная правда. Но только своей порции ахов заслуживает и штаб. Извлечь из 29-летнего игрока таланты, о которых не подозревал никто, возможно, даже он сам, – такое действительно достойно аплодисментов.
Андрей Колесников