Завтра Палата по разрешению споров рассмотрит "дело Григорьева".
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Суть дела вкратце такова: "Локомотив" считает, что в матче против железнодорожников этот нападающий "Ростова" принимал участие незаконно. Есть претензии и у "Спартака", который недополучил за своих воспитанников Григорьева, Маляку и Филиппова, ставших ростовчанами, приличную сумму денег. Московские клубы предлагают проверить правильность регистрации Григорьева и К о за южный клуб вне рамок дозаявочного периода, считая, что документы были оформлены не в соответствии с регламентом и/или задним числом.
На днях РФПЛ озвучила собственную позицию. Естественно, эта организация ничего не нарушала. Она руководствовалась исключительно буквой и духом закона, все документы оформлены тютелька в тютельку, разночтения в датах нет, откуда взялось недовольство "Спартака" и "Локомотива" - вообще непонятно. Не иначе эмоции возобладали.
Правда, наш закон, как обычно, оказался писан двумя взаимоисключающими буквами. Одна повелевала выплатить "Спартаку" большие деньги, другая позволяла оставить его с носом. РФПЛ, как я понял, вправе сама выбирать нужную букву и не обращать внимания на дух. Сейчас люди из этой организации истово доказывают правомерность той схемы, что была придумана для троекратного снижения выплат за игроков. Не исключаю, что в итоге докажут: и не такое случалось в нашем юридическом пруду. Хотя верится этим людям с трудом.
И вот почему. Есть в "Ростове" еще парочка молодых футболистов. Совсем молодых - это 16-летние Михаил Мартынов и Темур Мустафин. Оба - игроки юношеской сборной России. Оба официально заявлены в РФПЛ. Воспитывались хлопцы в Академии футбола имени Ю.Коноплева, были прикреплены к самарской федерации футбола.
Когда повзрослели, пришло время подписания первого профессионального контракта. Юные футболисты получили соответствующее предложение от Национальной академии футбола (НАФ), курирующей "Коноплевку". И знаете, не сложилось как-то с этим вопросом. Не захотели, не смогли, не договорились, остались без контракта. Бывает, в общем. Что дальше? Да свободное плавание, что же еще!
С небольшим уточнением: за воспитание молодой поросли академии полагалась компенсация. При переходе в клуб премьер-лиги - 600 тысяч рублей за двоих. Деньги небольшие, "Ростов" решил, что такие траты себе позволить может, и сделал предложение о покупке. Однако получил неожиданный отказ. Академия решила, что воспитание Мустафина и Мартынова обошлось ей в более крупную сумму.
В таких случаях закон гласит: клуб перечисляет оговоренные деньги и забирает футболистов без спроса, с позиции силы. "Ростов", однако, пошел другим путем. Он не перечислил никаких денег. Зато Мустафин и Мартынов оказались прикреплены вдруг не к тольяттинской академии, а, согласно официальной заявке федерации футбола ЮФО, к ФШМ "Ростов". И уже оттуда перешли в клуб премьер-лиги, который за этот переход, быть может, и заплатил, но вовсе не той школе, что готовила игроков.
Честно сказать, никто не вправе командовать юным людям, к тому же старшеклассникам, в какой альма матер получать образование. А вдруг в Ростове лучше преподавали математику или военное дело? Проблема в другом. Как футболисты они числились в самарской федерации футбола. И открепления для перерегистрации за ростовскую федерацию им никто не давал. По крайней мере так уверяют в Самаре.
Подобьем итоги. ФК "Ростов" и курирующий игроков агент (по моим данным, тот же самый, что у Григорьева, Маляки и Филиппова: Олег Артемов), вправе вытворять, что им заблагорассудится, лишь бы заплатить поменьше. Но - в рамках законов. А вот к этим самым "рамкам" есть вопросы. Кто-то ведь прикрепил игроков к ростовской федерации, не имея на то разрешения самарцев! А кто-то в РФПЛ счел легитимной их заявку за "Ростов", не проверив всю ее подноготную. Кто именно? И на каком основании?
НАФ и академия Коноплева сейчас чешут затылки. Готовили футболистов. Тратили деньги. Верили в законы, гарантирующие им компенсацию. Оказалось - фигня это все, ибо нет теперь у Тольятти ни футболистов, ни денег. И лишь потому, что регистрационные документы в очередной раз были проведены по футбольным инстанциям без достаточных оснований и/или задним числом.
Что же, закон предусматривает и такую ситуацию. Теперь НАФ следует пожаловаться в Палату по разрешению споров на фактическую кражу своих воспитанников. Палата разберется, она ведь для того и существует, верно? И "дело Григорьева" завтра тоже обязательно прояснит. Я лично Палате верю. Пока.