Количество иностранцев в РПЛ достигло минимального показателя в новом веке.
Зима-2018/19 подтвердила новый тренд в российском футболе, на который пока мало кто, наверное, обратил внимание. Суммарное количество иностранцев в РПЛ снизилось — как относительно старта сезона, так и в сравнении с предыдущими розыгрышами.
Количество легионеров в РПЛ по сезонам
2009 — 219
2010 — 237
2011/12 — 306
2012/13 — 244
2013/14 — 252
2014/15 — 201
2015/16 — 198
2016/17 — 209
2017/18 — 194
2018/19 — 165
Патриотически настроенные болельщики, сторонники импортозамещения во всех сферах, включая спортивную, могут быть довольны: число легионеров в чемпионате России достигло минимальных значений за два десятилетия — 142 человека во второй части сезона и всего 165 с учётом убывших. Простое сравнение с прошлыми годами позволяет констатировать тенденцию. Вот только лимит на легионеров к этому процессу если и имеет отношение, то крайне опосредованное. В большей степени на ситуацию влияют экономические факторы. На примере последнего трансферного окна в этом легко убедиться.
В общей сложности 22 иностранцев наняли российские клубы на работу прошедшей зимой, и только 16 из них (не считая арендников) к нам прибыли из других стран. Покинули чемпионат 23 легионера (ещё 8 сменили прописку внутри лиги). При этом только два клуба — «Зенит» да «Ростов» — активно привлекали иностранную рабочую силу. Лидер сезона инвестировал выручку с продажи Паредеса в трансферы Барриоса, Ракицкого и Азмуна, тогда как «Ростов» просто поменял одних иностранцев на других (4 на выход, 5 на вход).
Показательно, что все более или менее заметные приобретения за рубежом совершили «Зенит», «Краснодар» (Ольссон) и «Спартак» (Айртон), наиболее благополучные с финансовой точки зрения клубы страны. «Локомотив» ограничился грузинским тинейджером Кварацхелией, ЦСКА заявил ещё в прошлом году купленного за «копейки» Ндиайе, а «Динамо» вообще не стало выходить на международный рынок, довольствовавшись арендой Юсупова.
Интенсивнее всех избавлялись от «легов» бедняки РПЛ, как бы кощунственно это ни прозвучало в контексте двукратного чемпиона страны. Чтобы понять, как «Рубин» докатился до такого плачевного положения, достаточно оглянуться в совсем ещё недалёкое прошлое. Первое национальное золото, в добыче которого поучаствовали 25 (!) «старателей» из ближнего и не очень забугорья, видимо, убедило казанский менеджмент в верности выбранного кадрового вектора. С 2010 по 2013 год включительно «Рубин» был самой «разношерстной» командой лиги и только в сезоне-2013/14 уступил это звание внезапно разбогатевшему «Анжи». Впрочем, ненадолго. Как только в казанском клубе снова завелись деньжата, он с новой силой бросился их тратить на иностранцев. За один чемпионат-2017/18 через клуб прошло 17 легионеров. Очевидно, последняя оптовая закупка «Рубин» и подкосила. Ведь за каждым — о’кей, почти за каждым — переходом кроются комиссионные посредникам, подъёмные футболистам, не говоря уже о компенсации прежнему клубу.
Естественно, что, столкнувшись с угрозой банкротства, «Рубин» начал лихорадочно избавляться от самых высокооплачиваемых сотрудников. У Кудряшова зарплата была настолько большой, что в Казани и бесплатному уходу Фёдора оказались рады. Наваса тихо проводили — или спровадили — на пенсию. Обратно в Испанию отправили Чико Флореса. И лишь на Азмуне заработали — спасибо «Зениту». Был «Рубин» самым интернациональным участником РПЛ, а стал самым «национальным» (всего два иностранца — молодые Уремович и Шакири). И лимит на легионеров тут совершенно не при чём.
По аналогичным причинам прощался с иностранцами «Анжи». Четверых рассчитал, остался с тремя — уже меньшая нагрузка на и без того дырявый бюджет. И только «Спартак» с «Краснодаром» при увольнении иностранцев руководствовались иными мотивами. В то время как красно-белые полным ходом «очищались» от наследия Карреры/Трабукки, чёрно-зелёные приводили заявку в соответствие с лимитом. И те, и другие убрали по четыре легионера.
В результате зимней перезагрузки доля иностранцев в РПЛ снизилась до рекордных для нового века 35%. Чтобы вы понимали, последний раз количественное преимущество местных футболистов над приезжими носило столь явный характер в 1998-99 годах, в разгар одного из самых тяжёлых экономических кризисов в истории РФ.
Возможно, нынешнее «очищение» пойдёт на пользу «национальному производителю». По крайней мере, очень хотелось бы в это верить. Но в том, что уровень чемпионата России капитально просядет — уже просел — в результате «импортозамещения поневоле», сомневаться не приходится. Если из оставшихся иностранцев отсеять игроков средней руки, картина получится совсем грустная.
Кстати
В истории чемпионата России только три команды проводили сезон без иностранцев в составе — ЦСКА (1992), «Ростсельмаш» (1992, 1993) и ставропольское «Динамо» (1993, 1994).
Олег Лысенко
Легионеры бегут из России. Импортозамещение в действии
