Второй номер
– Ваш предшественник в Туле Олег Кононов называл идеалом "Барселону" Гвардьолы, но в "Арсенале" другие исполнители и другая игра. Вам близок тот футбол, который команда показывала осенью?
– Да, нормальный. Действия от соперника, быстрые ответные атаки. В России нет ни одной команды, которая может играть первым номером. Кто бы что ни рассказывал, какой у кого стиль. Первым номером у нас играют только потому, что соперник заставляет. А разговоры про второй, третий… Нужно учитывать тактику оппонента. Можно начинать все матчи первым номером, если против тебя выходят от обороны.
– РПЛ называют автобус-лигой. И вы с этим, выходит, полностью согласны?
– Каждая команда поступает так, как ей удобно, это первое. Второе – подбор футболистов. Третье – то, что приносит результат. Что требуют руководители от тренера? Результат – на первом месте. А специалистов, которые рассуждают об игре, много. Если кому-то что-то не нравится, он может сам тренировать, а не рассказывать об этом. Правильно? Может, футбол "Атлетико" тоже мало кому нравится. И что, Симеоне должен слушать всех? Не нужно указывать тренеру на такие вещи, сам разберется.
– Вы давно выделяли "Атлетико" и после ухода из "Локомотива" собирались на стажировку к Симеоне. Получилось осуществить задуманное?
– Нет. Симеоне такой тренер, что в таком формате не общается. Люди, которые занимались для меня этим вопросом, сказали, что можно контактировать с кем угодно из помощников, но он говорить не станет. А мне это неинтересно, хотел встретиться именно с ним. Мне Диего симпатичен как человек и специалист, но пообщаться не получилось. Что ж, ничего страшного.
– "Атлетико" Симеоне – ваш образец, а Франция на чемпионате мира задала тренд всерьез и надолго?
– И что, кому-то не понравилась игра Франции? Не важно, кто что скажет о ее стиле, команда стала чемпионом мира – и все успокоились.
– Футболисты часто упоминают, что хотят получать удовольствие от футбола, а не мучиться. При этом Сергей Паршивлюк, по его словам, с "Ростовом" в первом круге "стоял под мостом" в Туле, победил и остался доволен. Кто бы что ни говорил, результат важнее процесса?
– Да, Паршивлюк ответил на вопрос. Выражение "стоял под мостом" лично я нечасто использую, а впервые услышал от Илюхи Цымбаларя, царствие ему небесное. Когда он пришел в "Локомотив" из "Спартака", мы сидели после какого-то матча, и Илья говорит: "Зачем меня вообще брали в команду?". Я ему: "В смысле?" Цымбаларь объяснил: "Вы, защитники, выводите нападающих один в один, с другой стороны – то же самое, а мы стоим, как под мостом, в средней линии и на мяч смотрим". Я его успокоил: "Бывает, ничего страшного, привыкай".
Вклад Смородской
– В "Локо" вы помогали Рахимову, Семину, Красножану, Коусейру, Биличу, Кучуку, Божовичу. К кому из них, если потребуется, можете обратиться за советом?
– К Биличу и Божовичу. Со Славеном мы на связи, общаемся по телефону. С Миодрагом встречались во время сбора в Турции. Соседство в турнирной таблице не обсуждали, говорили не о футболе. Он очень хороший человек. Правда, не знаю, что Божович обо мне думает. (Улыбается.) Плюс с Семиным виделся, когда приезжал на матчи "Локомотива". Достаточно?
– Семин выиграл с "Локо" Кубок и чемпионат тогда, когда некоторые уже провожали его на пенсию. Вас и сейчас он чем-то удивляет?
– Да нет, я слишком долго и хорошо его знаю. Юрий Палыч меня ничем не поразил. Кстати, могли бы и вспомнить, что перед чемпионским сезоном я в эфире предсказал победу "Локомотива".
– Ольга Смородская считает, что внесла свой вклад в чемпионство "Локо". Справедливо?
– А вы состав посмотрите, кто его набирал. Там 70 или 80 процентов футболистов пришли в клуб при ней.
– Летом "Локомотив" взял новых сильных футболистов, но в Лиге чемпионов что-то пошло не так. Есть этому объяснение?
– Чтобы его дать, нужно быть в команде. Не обсуждаю такие вещи, если не в курсе внутренней кухни. На такие вопросы не отвечал и не буду. Их лучше задать Юрию Палычу, футболистам – им виднее.
– Уйти из своей команды, как вы из "Локомотива" – это больно?
– Если решил для себя, то никогда не жалею о том, что делаю. Плюс я за границу уезжал, просто получилось, что вернулся в Россию. Вот и все.
Артем Агапов