Блог Ильи Казакова
В страничке Леонида Кучука в Википедии есть такая строчка: «в январе 2015 года Кучук занял 284-е место в рейтинге клубных тренеров издания Football Coach World Ranking».
К рейтингам я отношусь скептически, но с интересом. Особенно к футбольным. Интернет, конечно, великая вещь. Открыл поисковик, вбил фразу в поисковике — и оказался на рейтинговом сайте.
Кучук за четыре месяца года потерял почти сто позиций, опустившись на 380-е место. Строчкой выше значился норвежец Ингебритсен. Строчкой ниже румын Сандои. А 284-я принадлежит теперь голландцу Дейкхуйзену.
Я попробовал переосмыслить прочитанное. Понять — зачем вообще интернет-биографии Кучука такая подробность. Не проскочившая мельком в тексте, а венчающая его. 284-е место. Как это оценивать? Если мы считаем чемпионат России шестым по силе в Европе… ну, пусть хотя бы в десятке, то выходит, что из практикующих тренеров он совершенно не в топе, даже близко.
В общем, я запутался. Так и не построив никакого умозаключения в этой истории.
***
Совершенно обычное дело, когда речь заходит о Леониде Кучуке в период его работы в России. Тренер-загадка. Больше, чем кто бы то ни было.
С вечной маской на лице. Когда он просто искрит напряжением на бровке. И ведь не сказать, что смотреть на него во время матча было гораздо интереснее, чем на игру его команды. Та «Кубань» и тот «Локомотив» вызывали что угодно, но только не скуку.
Только вот — что? Какую эмоцию?
Я спрашивал на протяжении последнего года каждого тренера, с кем доводилось пообщаться:
— Вот скажите мне, пожалуйста — что такое «продольно-диагноальный» футбол, в который по словам Кучука играет его команда?
И никто не смог ответить. Кто-то пожимал плечами, кто-то шутил. Интеллигентнейший Валерий Кузьмич Непомнящий пытался объяснить это определение, рисуя на салфетке какие-то линии.
— Вот принцип диагональной подстраховки. А вот как его команда убегает в контратаку.
Надо было прихватить салфетку с собой, а я не догадался. До сих пор корю себя за это.
— Он показывает, что он очень серьезный и строгий, — сказал мне один игрок из «Локомотива».
— А он?
— А он… серьезный и строгий. Только не настолько, как он показывает.
Я снова запутался. И все мечтал раскусить эту загадку: «who is Mr. Kuchuk»?
***
Но тут его уволили из «Локомотива». И он вернулся в «Кубань», вместо Гончаренко. Который в том рейтинге тренеров что в январе, что сейчас шел на приличное количество строчек выше.
Я вообще не понимал, как его оценивать. «Кубань» при нем не проигрывала, «Локомотив» взял бронзу, но мог взять золото. Из «Кубани» он ушел сам, хотя его хотели оставить — чуть ли не силой. Из «Локомотива» его увольняли силой, хотя сам он хотел остаться. А сейчас в «Кубани» его снова хотят оставить — чуть ли не силой, хотя сам он вроде как хочет уйти.
Я ничего не понимал. Как Мюллер в том самом анекдоте про цифры. Помните?
« — Айсман, назовите число. — Тридцать шесть. — Почему не шестьдесят три? — Нет, тридцать шесть. — Угу, характер устойчивый.
— Рольф, назовите число. — Двадцать пять. — Почему не пятьдесят два? — Хорошо, пятьдесят два. — Так, подвержен влиянию.
— Штрилиц, назовите число. — Тридцать три. — Идите, Штирлиц, не мешайте работать».
***
Я смотрел на страничку «Кубани», с совершенно иными результатами этого сезона при Кучуке, чем в его первый срок работы с командой — и глаза мои бегали по его фамилии слева направо и справа налево. И в одну, и в другую сторону фамилия читалась одинаково. Не знаю почему, но это тоже мне казалось загадкой.
Сегодня я прочел у коллеги Цыбанева в очерке о Кучуке глагол «зеркалит». При Гончаренко серия «Кубани» была +6=6-1, а с Кучуком +1=5-7.
Я подумал, что может таить в себе определение «тренер-зеркало» и опять не смог найти ответ.
И у меня совершенно не придумывался для Кучука образ. Для единственного тренера из тех, кто работал в премьер-лиге. Каждого из его коллег можно было описать каким-то одним прилагательным и это было достаточно точно.
Но только не Кучука.
***
Самая нашумевшая история о Леониде Кучуке — как Н’Дой схватил его за нос во время тренировки и сам испугался.
Все смеялись, читая этот рассказ. Потому что представить подобное скажем с Виллашем-Боашем или Бердыевым просто невозможно.
Но я вдруг подумал, может быть Н’Дой как африканец увидел что-то, что не видим мы – какими-то глубинными инстинктами? Что он решил проверить — не призрак ли перед ним?
Продольно-диагональный футбол… Чем дольше я раздумываю над этим термином, тем сильнее мне тоже хочется дернуть Кучука за нос. Ущипнуть его. Или хотя бы просто дотронуться до него — чтобы поверить, что он существует. Не его маска, которую мы видим, а живой и настоящий Леонид Кучук.
Ни один тренер в России не вызывал у меня такого трепета и такого интереса.
Илья Казаков, комментатор ВГТРК
5 мая 2015, 19:12