Одна из загадок, которыми кишит русский футбол: чем занимается компания «Лига-ТВ» – дочерняя структура премьер-лиги, созданная несколько лет назад? Она редко генерирует новости, а если генерирует, то довольно сомнительные. Например, на финише прошлой недели стало известно, что новым гендиректором «Лиги-ТВ» станет Михаил Гершкович – сын того самого Михаила Гершковича из Объединения отечественных тренеров и до недавнего времени матч-агент, который организовывал нашим клубам предсезонные сборы и турниры.
Прошлой зимой «Лига-ТВ» заявила о себе кадровым скандалом. Тогдашний гендиректор Илья Геркус был уволен, его место занял заместитель гендиректора Илья Рустамов, за что был назван Геркусом «чудовищем». Через месяц этот пост покинул и Рустамов. В конце весны-2014 Лев Гоберман, бывший руководитель департамента реализации медиаправ «Лиги-ТВ», заявил: «Не факт, что Рустамов может провести дома интернет. Как ему управлять компанией?»
Спустя почти год Илья Рустамов управляет новой компанией, которая готовит к запуску интернет-канал о русском футболе. Что это будет за канал и кто именно его будет делать, он рассказал Юрию Дудю.
– Мы встретились с вами, потому что вы сказали, что затеваете что-то революционное. Что именно?
– У нас будет несколько направлений. Первое – платформа для телевещания. Когда я работал с РФПЛ, понял: если вы покупаете у нее права, вы покупаете только права. Чтобы дальше с ними что-то делать, тебе надо нанимать некий штат людей, которые будут доставать видео, нарезать его и так далее. Мы решили: давайте создадим отдельную структуру, которая будет этим заниматься. Ни РФПЛ, ни «Лига-ТВ» такой продукт не делают.
Я изнутри довольно хорошо знаю бундеслигу – в свое время был там на стажировке. Она упакована настолько, что при подписке тебе дают все. Если ты телеканал или крупный интернет-ресурс, ты получаешь продукт, разложенный по полочкам – бери оттуда все, что хочешь, и используй в своих целях. В российском футболе ты получаешь бумагу, в которой написано, что именно ты можешь брать к себе на канал или интернет-ресурс. Но где это взять? Как это сделать? Ничего этого нет. Мы и хотим сделать платформу, где все будет упаковано.
– Второе направление.
– Производство собственного канала. Это будет канал о российском футболе, который будет вещать в интернете. Мы отправили в РФПЛ предложение на покупку прав чемпионата России на все устройства. Важное уточнение: на покупку – неэксклюзивных прав. Мы делаем флагманский продукт, который поможет понять, как можно было бы показывать чемпионат России в интернете. Этот продукт – мобильное приложение.
Насколько я знаю, наше предложение – единственное на рынке. Больше ни одного предложения – ни на интернет, ни на телевидение – у РФПЛ нет. Чемпионат заканчивается, а пока неизвестно, будет ли кто-нибудь показывать его следующей осенью. Мы хотим показывать – но в интернете. И за счет качества продукта будем иметь свою аудиторию.
– Сколько вы предлагаете за эти права?
– За – подчеркну это еще раз – неэксклюзивные права мы предложили 1,5 млн долларов. Кроме этого, мы сами оборудуем стадионы, чтобы забирать себе сигнал без потери качества. То есть мы понесем затраты еще миллиона на три долларов.
– Мы – это кто?
– Компания «Новые медиа». Она появилась в этом году. Сама идея – в начале года. После этого были долгие разговоры с самыми разными инвесторами. Затем инвесторы, которые согласны войти в проект, были найдены. Мы заключили контракт и в сентябре началась регистрация компании. Я ее генеральный директор.
– Откуда у вас эти 4,5 миллиона долларов – на предложение и на продакшн? Кто ваш инвестор?
– Пока я не хочу этого говорить.
– Он имеет отношение к русскому футболу?
– Это я тоже не хочу говорить.
– Это Сергей Галицкий?
– Нет.
Евгений Дзичковский: «Сергей Галицкий давно вынашивает идею футбольного ТВ»
Сергей Галицкий на вопрос корреспондента Sports.ru, имеет ли он отношение к компании «Новые медиа», ответил: «Не имею». На вопрос, есть ли у него планы развивать телевизионный бизнес, ответил: «Пока нет».
* * *
– Что именно будет на вашем канале?
– Там будут показываться матчи с самым разным высокотехнологичным сопровождением. Когда мы стали запускать интерактивные штуки в «Лиге-ТВ» – голосование за лучшего игрока, возможность переключения камер, – мы получили отличный фидбек. Людям это интересно.
Когда мы дали людям возможность вырубить, наконец, Геннадия Орлова, они сделали это. У нас была трансляция «Вконтакте», когда можно было вместо комментатора настроить интершум – такой возможностью в итоге воспользовалось около 80 процентов зрителей. Именно поэтому мы хотим сделать канал, где футбол можно будет полностью настраивать под себя.
Например, на матчах у нас будут работать пять комментаторов. Комментатор, который болеет за одну команду, комментатор, который болеет за другую, нейтральный комментатор, специалист по судейству и специалист по тактике.
– Пять комментаторов на один матч? Откуда вы столько возьмете?
– Во-первых, это будут штатные люди. Во-вторых, клубы смогут сажать собственных людей на трибуну – и они будут комментировать. В середине сезона будем давать возможность комментировать самим болельщикам – по рейтингу можно будет увидеть, кого слушают больше: Черданцева, Уткина или Васю из Тамбова.
– Вы будете привлекать комментаторов «НТВ-Плюс»?
– Да, мы будем им рады.
– Ну а если «НТВ-Плюс» будет против такого совмещения?
– Уверен, этого не произойдет. Там люди думают головой. Если же запретят, достаточно других комментаторов, которых можно привлекать к работе. Это и ВГТРК, и другие люди.
И потом – вы думаете, люди будут отказываться от денег? Не верю. При тех зарплатах, которые сейчас есть в «НТВ-Плюс» – не верю вдвойне. На «Плюсе» – задница.
– Что за задница?
– Как в структуре, которой руководит Вася Уткин, может быть не задница? У меня есть ощущение, что Вася оторвался от земли. Когда я работал в «Лиге-ТВ» и приходил на «НТВ-Плюс», я видел, какие там проблемы. Например, одна студия, где снимаются все программы. Компания, которая нам делала графику, одна из лучших в мире. Когда мы принесли эту графику на «НТВ-Плюс», они не могли запустить файл – такая старая на канале была техника.
– Каким образом в этом виноват Василий Уткин?
– Зачем человек продолжает работать, если для этого нет никаких условий? Моя позиция: или ты делаешь что-то хорошо, или ты этого не делаешь. Все комментаторы «НТВ-Плюс» жалуются на проблемы внутри, но при этом продолжают там работать. Но ведь есть правило: не нравится – уходи.
Вот что делал «НТВ-Плюс» в последние годы? Какие продукты по российскому футболу они могут записать себе в актив за 2014 год?
– Новая графика. Новая одежда ведущих. Программа «Обзор тура».
– По сути, все это было сделано в 2013 году. 2014-й мы можем выкинуть. А как делалось все, что делалось раньше, я могу рассказать – я тогда еще работал в «Лиге-ТВ». Все это делалось в жесточайшей войне с «НТВ-Плюс».
– Почему в войне?
– Потому что права переданы таким образом, что «НТВ-Плюс» имеет права на все. Сделать графику и одеть комментаторов – по сути все, что мы могли сделать. Выпустить новую программу по договору уже нельзя.
– Кто заключил такой договор?
– Дело не в том – кто. Дело в предложении на рынке. Оно было одно – люди из РФПЛ на это согласились. Сказать, что они из-за этого дураки, нельзя – потому что больше предложений не было.
Кстати, я не сказал: у нас есть и третье направление. Первое – платформа для телевещания. Второе – производство телеканала. Третье – создание молодой креативной команды из студентов. Команда, целиком состоящая из стажеров, которые хотят себя проявить.
– Проявить – в чем?
– В работе в спортивном медиа. Кадров катастрофически не хватает. Но есть возможность научить. Учить сотрудников «НТВ-Плюс», к примеру, невозможно, это сложившиеся люди. Научить молодых ребят, только что закончивших ВУЗ, намного проще. При этом у нас есть хорошие отношения с зарубежными лигами, куда мы их без проблем сможем отправлять.
* * *
– Как производит контент Василий Уткин, вам не нравится. Кто тогда будет производить его для вас?
– Я бы хотел, чтобы генеральным продюсером стал Игорь Порошин. Мы ведем с ним переговоры.
Momento. Блог Игоря Порошина на Sports.ru
– И какой контент он предложит зрителям?
– В проекте у нас есть порядка 15-20 программ, которые можно запустить в первом сезоне. Все они так или иначе связаны с российским футболом и лицами российского футбола. Например, программа в стиле hard talk – жесткий разговор про российский футбол. Не желтый разговор – у кого какая подруга – а жесткий, и именно про футбол... Или любой желающий бросает вызов футболисту... Идей – достаточно.
– Этот вопрос будет очень смешно звучать от меня, но я правда не знаю ответ: есть ли среди этих идей перезапуск «Удара головой», который два с половиной года Порошин делал на «России 2»?
– Есть. Но не «Удар головой». Что-то похожее, но, разумеется, не совсем то и не с тем названием.
В наших планах информационное вещание 24 часа. Неделя делится на три цикла: сначала мы готовим человека к матчу. Потом сам матч. Потом обсуждаем – в том числе большой, красивой, итоговой программой.
– Допустим, вы получаете права и начинаете вещание. Что тогда происходит с «НТВ-Плюс»?
– Все задают мне этот вопрос, но почему меня это должно волновать? Наверное, они должны будут стать лучше. Мы все должны продолжать быть уродами, чтобы не нарушить идиллию?
– «НТВ-Плюс», по-вашему, уроды?
– Они отстают от времени. При этом я искренне люблю многих ребят, которые работают на «Плюсе». Они фанатики, они работают за идею, они борются и доказывают – меня всегда поражает, что у них на это остается энергия.
– В чем ваша бизнес-модель? Как вы отобьете те 4,5 млн долларов, которые вложите в проект в первый сезон?
– Три модели дистрибуции. Первое – совершенно бесплатный пакет, где будет показываться реклама. Наш продакшн, наши программы, наши межпрограммки – но не матчи – будут показываться бесплатно. Любая платформа – сайт, блог, что-то еще – сможет забирать это к себе в нашем плеере совершенно бесплатно. Берете, показываете – и проблема пиратства решена.
Второй пакет – программы плюс матчи. Стоить будет точно не дороже того, что сейчас стоит «Лига-ТВ» – 149 рублей.
Третий пакет – полностью интерактивное телевидение, которым ты можем управлять: и камерами, и комментатором, и статистикой. Хочешь получить статистику Данни? Кликнул – узнал. Хочешь узнать, с какой скоростью он прямо сейчас бежит? Смотри. У «Краснодара» изменилась тактика – система тебе это покажет. Обсуждаются даже такие моменты, как подколоть за деньги команду соперника. По сути, это очень похоже на платные допфункции, которые выпускают ко многим компьютерным играм.
– С чего вы взяли, что все это будет востребовано?
– У «Нашего футбола» в лучшие дни было 300-400 тысяч подписчиков. Количество людей, которые смотрят его нелегально в интернете, превышает несколько миллионов.
– Откуда вы знаете про эти миллионы?
– У нас есть данные. Открытую трансляцию ЦСКА – «Спартак» на Youtube смотрело больше 1,3 миллиона человек. Livetv тоже выдавал нам статистику. Кстати, после того как чемпионат России оттуда ушел, этот сайт все так же популярен? По-моему, нет. Процентов 80 всей нашей потенциальной аудитории – уже давно в интернете. Поэтому 20 процентов могут продолжать смотреть телевизор, продолжать смотреть «Наш футбол». Ну или присоединиться к 80 процентам и смотреть нас.
* * *
– Главный вопрос: когда ваш канал начнет вещание?
– Сейчас наша главная задача – получить интернет-права на вещание. На прошлой неделе мы отправили предложение в РФПЛ. Оно, кстати, нестатичное, там есть повышающий коэффициент – каждый год к сумме будет прибавляться 10 процентов. Это первое предложение, которое у них есть. Это не только живые деньги, но и реальная помощь клубам. Ждем ответа.
Автор Юрий Дудь
19 января 08:25