Чужие
Как сборная России на чемпионате мира побывала
В этот год о сборной России говорили больше, чем обычно. Пробуждающая весенняя эйфория от первого за двенадцать лет выхода на чемпионат мира сначала сменилась знойно-летней депрессией, а потом и прохладно-осенней апатией, когда уже не было дела ни до результатов команды, ни до задолженности перед главным тренером. Главные слова года произнес Фабио Капелло:
«Этот чемпионат мира был важен, чтобы понять уровень российского футбола».
Уровень оказался не просто унизительно низким, но и не соответствующим современной эволюции игры. Инертная, бездушная, безыдейная сборная России, проповедующая настолько тоскливый футбол, что даже на греков начинаешь смотреть иначе, совершенно не вписалась в мировую композицию, на тридцать дней ставшую главным достоянием человечества. Российская команда оказалась чужой на этом празднике жизни, точно черствый человек в возрасте на детской новогодней елке: кругом эмоции бьют ключом, и только он — из другой эпохи.Срыв масок
Как на исполкоме решения принимаются
Перипетии июльского исполкома РФС по вопросу Крыма неожиданно стали достоянием общественности. Из стенограммы, опубликованной в «Новой газете», мы не просто узнали много интересного — например, где чей бизнес находится и кто за что несет ответственность, но и вкусили истинный колорит современной российской дипломатии. Если бы не знать, что совещаются люди из высшего эшелона футбольной власти, можно было бы предположить, что перед нами стенограмма среднестатистической сходки влиятельных людей, решивших перераспределить бизнес. Захватывающая, остросоциальная лексика, звучавшая на собрании, поразила даже больше, чем сам факт признания вертикали власти и — вот ведь неожиданность! — присутствия политики в спорте. Но самое печальное даже не в том, что мы увидели известных людей в образе куханных воротил, а в том, что им за это ничуть не было стыдно. Да и чего собственно стыдиться? Можно подумать, раньше мы считали иначе.
Против всех
Как Николай Толстых удар держал
«На башне спорили химеры: которая из них урод». Эти строки Осипа Мальденштама как нельзя полно иллюстрируют все склоки, коими был наполнен российский футбол в 2014 году. В духе аффективного менеджмента — искать крайнего, и в российском футболе он был найден быстро. Николай Толстых, объявивший войну всем паразитирующим явлениям. Раньше президенту РФС угрожали созданием объединенного чемпионата, теперь повесили на него задолженность перед Капелло.
«В РФС работают бездельники»,
— агитировал Виталий Мутко. «Толстых уничтожает российский футбол»,
— вторили министру агенты в социальных сетях. Проиграв информационную войну, Толстых умудрился сохранить президентское место. Можно предположить, что это сказ о легендарных традициях русского офицерства, для которого принципы и честь были выше и личной выгоды, и даже жизни. Российский футбол, пронизанный локальными и глобальными мерзостями, вопреки всему одержал важную победу — в новый год Толстых войдет в своей должности. Но как долго еще Николай Александрович сможет держать удар?Стройка века
Как «Спартак» и «Рубин» обрели новые дома
Впрочем, что мы все о грустном? Одно из самых значимых событий года — безусловно, дебютные матчи «Спартака» и «Рубина» на своих новых аренах. Торжества инженерной мысли ждали долго, особенно в Москве: у красно-белых никогда не было своего дома. Красавцы-стадионы ожидаемо полюбились публике — обе команды сегодня возглавляют рейтинг самых посещаемых команд чемпионата, а средняя аудитория их матчей превышает двадцать тысяч человек, что по российским меркам — очень круто. В будущем году «Казань Арена» примет чемпионат мира по водным видам спорта, а на «Открытие Арену» приедет одна из самых культовых групп в истории музыки — «Metallica». Но главное — в их чашах теперь пинают мяч, продают сосиски и в целом дарят людям праздник, которого они были лишены на прежних памятниках архитектуры с ужасными беговыми дорожками и сомнительным обзором поля. Это был первый долгожданный российский стадионный урожай. В ближайшее время свои объятия раскинут стадионы «Краснодара», «Динамо», ЦСКА и других клубов.
Персона non-grata
Как российский футбол потерял одну из ярких личностей
Этот человек в течение нескольких лет был главным ньюсмейкером российского футбола: каждый его жест изучали, каждое слово — разбирали; новости с его упоминанием собирали рекордное количество просмотров и становились главным событием недели. Теперь он тренирует заштатную «Мальорку», косо поглядывает на прежнюю работу и ищет истину в романтическом футболе. Валерий Карпин — главная потеря российского футбольного мира. Мы лишились не столько тренера, сколько яркой личности, умеющей эпатировать публику (читай — привлечь внимание) одним только загадочным выражением лица. Как и любое явление, Карпина можно ненавидеть и восторгаться им одновременно. Но, наверное, в той стадии, которую мы сейчас проходим, люди, которые своим «Ну и?» вызывают бурю откликов куда важнее монотонной профессорской риторики. Тренеры бывают плохие и хорошие. А бывают — интересные. И вот их нашему сонливому футболу сегодня критически не хватает.