Министр спорта Виталий Мутко в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал о подготовке к чемпионату мира 2018 года, проблемных стадионах в Екатеринбурге и Калининграде, коррупционном расследовании ФИФА и лимите на легионеров в российских клубах.
(о подготовке к ЧМ-2018)
– Интерес ФИФА к нашему турниру увеличивается. После чемпионата мира в Бразилии все внимание обращено к нам. ФИФА создал специальный совет, который возглавил Мишель Платини. Раз в три месяца в городах ЧМ-2018 будут проходить заседания совета. Недавно состоялось одно из них. ФИФА дала высокую оценку нашей работе за четыре года. Темпы у нас значительно выше, чем были на этом этапе подготовки у Бразилии. Больших претензий нет, но высказаны замечания по реконструкции и строительству стадионов, созданию баз проживания команд, тренировочных полей. По этим вопросам нужно усиливать работу.
(о доверии ФИФА к России)
– У России высокий авторитет в ФИФА, что помогает находить компромисс по многим вопросам. Мы оперативно приняли федеральный закон о подготовке к чемпионату мира. Он закрепил все гарантии, которые мы брали на себя. Нам доверяют, потому что все, что мы обещали в период заявочной кампании, выполнено. Это позволяет нам работать более спокойно.
(о стадионе в Екатеринбурге)
– По Екатеринбургу все решения найдены. 16 ноября на градостроительном совете согласовали концепцию, которую мы предлагали: стадион на 25 тысяч плюс 10 тысяч временных трибун. Это будет старая арена, модернизированная согласно требованиям ФИФА. Таким образом, не придется разрушать внешний облик стадиона и сносить исторический памятник. Рассчитываем до апреля завершить работу по проектно-сметной документации.
Это будет реконструкция по типу «Лужников». Стадион демонтируют, и за это время будет разработан новый проект. Он пройдет экспертизу, и после апреля-мая начнется активное строительство. Сроки очень сжатые. Нам необходимо ускоряться.
(о стадионе в Калининграде)
– Мы потратили время на дискуссию с властями региона. Они неудачно выбрали себе проектную организацию и стадион, который никак не прошел бы экспертизу. Мы хотим предложить им такой же подход, как и в Екатеринбурге: назначить проектанта и купить стадион повторного применения (25+10 тысяч). Нужно определиться: или мы строим на острове Октябрьский, или на существующем стадионе. В ноябре нам нужно поставить точку в этом вопросе. Каждый день подводит нас к черте. Выбор уже прост: или мы строим, или уже ничего не успеваем. И тогда Калининград под угрозой. Нужно скорее определяться с проектом стадиона, а место мы уже найдем. Хотим, чтобы стоимость была меньше 11 миллиардов рублей.
У нас всегда есть план Б. Но мы рассчитываем, что он не понадобится. Нормативный срок строительства стадиона – 32-34 месяца. Может, 35-тысячный – чуть меньше. Срок май 2017 года. Если вы возьмете ручку и начнете считать назад, то увидите, что время тает катастрофически.
(о расследовании обстоятельств выбора хозяев ЧМ-2018 и ЧМ-2022)
– В этом очень много политики. Не только в отношении России, но и ФИФА, в том числе из-за предстоящих выборов президента. ФИФА – самая богатая частная общественная организация. Один только чемпионат мира приносит до пяти миллиардов долларов дохода. Конечно, кому-то хотелось бы в ней поуправлять и прибрать к рукам.
Чтобы поставить точку в вопросе выборов хозяев ЧМ-2018 и ЧМ-2022, ФИФА создала независимый комитет по этике. Он не подчинен исполкому. Господин Гарсия провел расследование и предоставил том из 400 страниц. Потом пришла очередь судебной палаты. Они сделали выжимку из отчета и опубликовали ее. Я не читал этот доклад полностью, но мне рассказывали, что в нем написано. В ФИФА решили, что нет никакого смысла публиковать отчет полностью. Факты, заслуживающие судебного внимания, Блаттер отдал в суд Швейцарии, так как штаб-квартира организации базируется в этой стране. Но ни у кого нет шансов продавить ФИФА. Это вмешательство в дело независимой организации и просто невозможно. Поэтому поводов для беспокойства у нас нет.
(о сборной России)
– Даже в нынешнем состоянии сборная России имеет возможность неплохо сыграть на ЧМ-2018. Может, сейчас нет ярких футболистов, которые играли бы в Европе, но при хорошем подходе совместными усилиями мы можем хорошо подготовиться. Болельщики понимают, что тяжело стать чемпионом мира. Все хотят серьезной самоотдачи, яркой игры для зрителя.
(о лимите на легионеров)
– Вносим закон в думу, который поддавит по вопросу сокращения лимита на легионеров. В лигах никогда не договорятся между собой. У всех клубов разные взгляды. Нужно найти золотую середину. Мы спешим и сейчас в думу уйдет закон, где мы возьмем полномочия минспорта.
В 2005 году мы приняли в премьер-лиге лимит 6+5. Пришел новый президент после меня, собрал исполком и отменил это решение, теперь 7+4. Сейчас вообще новая идея – 10+15. Вы посмотрите, в 90% матчей играют восемь легионеров. Тогда шанс для наших игроков вообще не появится.
И эта проблема не только в футболе. Я посмотрел в Казани на баскетбольный УНИКС. Скажите, какой смысл держать в Татарстане клуб, если в стартовой пятерке пять иностранцев?