Вспоминаем футболистов, которые решили выступать за сборную России, хотя имели другие варианты.
Вчера Президент федерации футбола Армении Рубен Айрапетян рассказал крайне любопытную историю о форварде тульского «Арсенала» Артуре Малояне. Оказывается, нападающего, у которого есть армянские корни, шесть раз приглашали именно в сборную Армении. Однако Малоян всегда отказывал, а однажды даже якобы попросил «Порше». Правда, сам Артур опроверг эту информацию, заявив в интервью «Чемпионату»: «Официальный представитель национальной команды Армении лишь один раз приглашал меня выступать за их сборную. Тогда мне было 18 лет. В тот момент я перешел в дубль московского «Спартака».
Я отказался от предложения федерации, поскольку не хотел стать легионером в чемпионате России. Вдобавок была неопределенность. Что касается «Порше», то это полный бред! Я бы никогда не играл за машину или деньги за национальную команду, причем не важно, за какую сборную».
В этой связи мы вспоминаем футболистов, которые отказывали странам бывшего СССР, потому что хотели играть за сборную России.
АЛЕКСАНДР САМЕДОВ
История, которую сам Александр рассказывал миллионы раз. Он родился в Москве, его мать Любовь Петровна – русская, а вот отец, Сергей Михайлович, – азербайджанец. Учитывая, что Самедов уже в юности считался крайне талантливым футболистом, федерация футбола Азербайджана не могла не узнать о его происхождении. Потому и активно зазывала выступать за свою сборную. Притом несколько раз.
Однако Самедов постоянно отказывал – во-первых, не хотел считаться легионером в чемпионате России. Во-вторых, мечтал получить приглашение именно в нашу национальную команду. Что и случилось в 2011 году, когда Самедов дебютировал в игре против Словакии. Сейчас Самедов – основной игрок сборной России, участник-ЧМ-2014. И, соответственно, “азербайджанский вопрос” давно отпал.
— Да, представители федерации футбола Азербайджана обращались ко мне в течение многих лет, — подтверждает правдивость истории сам Самедов. — Они приезжали, мы встречались с ними. Но я всегда говорил, что мне нет смысла выступать за азербайджанскую команду. И там об этом знают.
Плюс отец всегда советовал ждать своего шанса именно в российской команде. Вы знаете, мой отец приехал в Москву в 21 год, сразу после армии. А сейчас папе уже за 60. То есть две трети жизни он провёл в столице. Дома мы разговариваем по-русски, азербайджанского я даже не знаю. Но вообще-то отец во всём меня поддерживает и никогда не давит.
ВАЛЕРИЙ КАРПИН
Валерий Георгиевич родился в Эстонии, если быть точнее – в городе Нарва. Часто в таких историях место рождения – лишь формальность. Потому что реально человек живёт в другой стране. Однако у Карпина всё было иначе. До 18 лет он не только обитал в Эстонии, но и активно играл там в футбол. Поступив 8-летним мальчишкой в Нарвскую футбольную школу, через четыре года Карпин прибавил к занятиям футболом ещё и хоккей. А в 15 перебрался в Калининский район Таллина. И даже выступал во второй лиге СССР за местный “Спорт”.
Только вот в 18 лет оказался в ЦСКА. Проходя службу в рядах Вооружённых сил Советского Союза, Карпин просто не имел другого варианта. “Меня поставили перед выбором: или ты останешься в ЦСКА, или мы тебя в Сибирь отправим — на самую крайнюю точку зэков охранять”, — рассказывал позднее сам Валерий Георгиевич.
Зато с тех пор начался российский этап его карьеры. И после распада СССР Карпин выступал именно за сборную России. Что логично – он и в нашей команде был на ведущих ролях. Зачем тогда, при всём уважении к Эстонии, соглашаться на меньшее?
ВИКТОР ОНОПКО
Ещё одна история, связанная с распадом Союза. Как и Карпин, Онопко жил и обучался футболу не в России. Виктор Савельевич родился в Луганске и до 18 лет занимался любимым делом на Украине. До 16 лет – в “Заре”, после – в “Шахтёре”. К слову, первый матч за основной состав “горняков” 18-летний Онопко провёл против… московского “Спартака”. Думается, не нужно пояснять, насколько это символично.
В апреле 1992-го дебютировал за сборную СНГ, съездил с ней на Евро-92, после которого пришлось выбирать: играть за Украину или Россию. Онопко остановил свой выбор на нашей стране – как и, например, Юран, Цымбаларь, Никифоров, Тернавский. Тем более что первый официальный (не товарищеский) матч украинцы провели только в сентябре 94-го. Хотя на родине Онопко какое-то время называли “зрадником” – то есть предателем.
В любом случае Онопко в итоге сыграл за сборную России аж 109 матчей – это рекорд. Которым стоит гордиться.
ИГОРЬ ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Истинный “гражданин СССР”. Добровольский родился на Украине (в Одесской области), познавал футбол в Молдавии, а играл за сборные СССР, СНГ и России. Впрочем, главных своих успехов он добился ещё до распада Союза.
Именно Добровольский был одним из лидеров сборной Бышовца, завоевавшей золото на Олимпиаде в Сеуле. В Корее Игорь не только стал вместе с Михайличенко лучшим бомбардиром турнира, но и сравнял счёт с пенальти в памятном финале с Бразилией.
— Да я вообще не нервничал! Ни капельки! Знал, что забью, — уверял сам Добровольский.
Дальше — больше. В 1990-м Игорь забил последний гол сборной СССР на чемпионатах мира, а на ЧЕ-1992 – единственный для наших на турнире (в ворота Германии).
А после него, знакомая история, решил выступать за сборную России. Сыграв 18 матчей, но больше запомнившись тем, что был одним из участников “письма четырнадцати”. Соответственно на ЧМ-94 Добровольский не поехал.
Кстати, молдавский паспорт у него есть – и свою тренерскую карьеру Добровольский строит как раз в Молдавии. Поработав и в местных клубах, и в сборной.
ОЛЕГ САЛЕНКО
Саленко любил повторять, что он “советский человек”. Его мать из России, тогда как отец – украинец. В клубной карьере тоже всё перемешалось – начинал карьеру в “Зените”, но в 20 лет перебрался в киевское “Динамо”, что вызвало возмущение у болельщиков питерского клуба.
В вопросе сборной всё опять-таки было непросто. Саленко провёл три матча за олимпийскую сборную СССР, а затем, разумеется, возник всё тот же вопрос: Россия или Украина? Притом Саленко как раз выбрал… Украину. Сыграв в первом матче в истории страны – против Венгрии 29 апреля 1992-го. Однако больше не провёл ни одной встречи в составе украинцев.
— У нас был только этот матч и всё, — пояснял свою позицию сам Саленко.
— Затем футболисты, которые играли на Украине, продолжили выступать за национальную сборную. А я уехал за границу и даже не знал, что сборная собиралась.
Никто не сказал мне об этом. В сборной России ситуация была совершенно другая. Как только я начал играть в Испании, наставник национальной команды Павел Садырин сразу же подошёл ко мне и попросил меня выступать за сборную.
В её составе Саленко блистательно съездил на ЧМ-94, вместе со Стоичковым став лучшим снайпером турнира (6 голов), пять из которых он забил в одном матче, Камеруну. Правда, эта встреча оказалась, как ни странно, последней для Саленко в составе сборной. Романцев его игнорировал, а потом ещё и травмы “подоспели” совсем не вовремя.