На этом красавце-стадионе в Кейптауне после ЧМ-2010 состоялось лишь семь матчей. Фото Global Russian Look
Сколько стадионов нужно России для проведения чемпионата мира? «Советский спорт» открывает дискуссию на важную, на наш взгляд, тему.
БЛАТТЕР ПОДНЯЛ ВОПРОС
Западные политики грозятся бойкотировать чемпионат мира-2018, а то и вовсе требуют отобрать его у России. Насколько адекватно это наказание для России – оставим эту дискуссию англичанам и немцам. Пока наши позиции в ФИФА прочны, можно спать спокойно. Никто из ФИФА не будет предпринимать ничего, пока не почувствует, что сильно потеряет в деньгах из-за турнира в России, что маловероятно.
Известный эксперт Александр Чернов во вчерашнем номере «Советского спорта» назвал заявления британского вице-премьера спекуляциями, и с ним сложно не согласиться. Но Чернов также обратил внимание на вопрос, который для нас куда важнее, – сократят ли количество городов и стадионов к ЧМ-2018?
Тему эту не так давно поднял на пресс-конференции Зепп Блаттер. У России, напомню, сейчас заявлено 12 стадионов в 11 городах. Но Блаттер аккуратно намекнул, что в будущем возможно сокращение. ФИФА потом подчеркнула, что замечания президента носили общий характер и изменения количества городов на ЧМ-2018 на данном этапе не планируется.
И вот тут надо задуматься: а что такого плохого в том, что количество стадионов для ЧМ сократится?
Нет, конечно, было бы здорово, если бы как можно больше российских регионов почувствовали атмосферу футбольного праздника. Но давайте смотреть реалистично. Во многих городах инфраструктура для проведения чемпионата мира отсутствует. Нужно ли строить ее там, где ей не найдется достойного применения после ЧМ?
«МАВЗОЛЕЙ ВЫБРОШЕННЫХ ДЕНЕГ»
Нам часто говорят о «наследии», которое оставляет после себя чемпионат мира; это вообще одно из самых любимых слов футбольных чиновников.
Но факты говорят сами за себя. На красивейшем стадионе в Кейптауне – визитная карточка ЧМ-2010 в ЮАР – за четыре года после турнира прошло лишь 7 (!) матчей. Он обошелся в 600 миллионов долларов. Арена в Полокване и вовсе пустует – в этом городе нет спортивной команды и нет возможности как-либо задействовать ее. Стадион в Пекине «Птичье гнездо», где открывали Игры-2008, недавно назвали «мавзолеем выброшенных на ветер денег». Мэр Рио-де-Жанейро, где пройдет Олимпиада-2016, тоже задумался о том, что делать со стадионом дальше: «На арене можно провести концерт Мика Джаггера или Бейонсе. Но сколько в мире групп, на которые придут 50 тысяч человек?» – это недавняя цитата мэра.
Не каждый российский стадион ждет такая печальная участь. В конце концов после Олимпиады-1980 остались объекты, оказавшиеся очень нужными столице, например СК «Олимпийский».
Но статистика не на нашей стороне. Так зачем строить 12 стадионов, если можно обойтись меньшим числом.
29 сентябрь 2012 года. Йозеф Блаттер и братья Шпиневы объявляют города, в которых пройдет чемпионат мира в в прямом эфире на Первом канале
ФИФА: МОЖНО ПРОВОДИТЬ ТУРНИР НА 8 СТАДИОНАХ
Возможно, кто-то забыл, но требование ФИФА в отношении хозяйки ЧМ – минимум 8 стадионов. Мы на всякий случай специально уточнили это. Вот официальный ответ от медиадепартамента:
«Требования ФИФА к чемпионатам мира: минимум 8 стадионов, максимум – 12», – говорится в сообщении.
Получается, нам самим можно сократить число стадионов без каких-то требований ФИФА. Четыре города у нас будут готовы стопроцентно – Москва (в ней два стадиона), Петербург, Казань, Сочи. Осталось подготовить не так уж много – 3–4 города.
Почему бы нам не задуматься – нужен ли большой футбольный стадион в Волгограде, Калининграде и других городах? Особенно хочется узнать мнение жителей этих городов. Вот такая дискуссия сейчас нам очень нужна.