Вот уже и президент России призывает разобраться с количеством тренеров-легионеров в нашей стране. На мой взгляд, вопрос давно назрел. Путин очень точно заметил, что нужно именно разобраться, а не просто ограничить или запретить. Звезде всегда рады. Но всегда ли руководители наших клубов (сегодня о футболе, а вообще наше издание намерено в ближайшее время проанализировать ситуацию и в других видах спорта) приглашают именно звезд, подлинных мастеров своего дела, чьи прежние успехи убедительно обосновывают выбор?
У президента барахлил телефон.
Обоснование подчас носило анекдотический характер. По слухам, когда президенту Калмыкии Илюмжинову — куратору элистинского «Уралана» — позвонили и предложили рассмотреть кандидатуру никому не ведомого сербского тренера Бориса Буняка, телефонная связь в степной республике барахлила, Кирсану Николаевичу послышалась схожая фамилия Буряк, и он охотно дал добро. История умалчивает, кто и за какие заслуги приглашал в столичное «Динамо» бразильца Иво Вортманна. Как говорил Жванецкий, тщательнее надо, товарищи.
Первым тренером-иностранцем, добившимся в России значительных результатов (причем не только в плане успехов своей команды, но и примером создания творческой атмосферы в коллективе, налаживания связей с болельщиками и футбольной общественностью), стал чех Властимил Петржела в «Зените». Профессия футбольного менеджера тогда в стране только зарождалась, и многие ее новоиспеченные представители решили, что вот же он, ключ к успеху, — наставник-легионер! С европейским лоском, демократичный, да еще и команду создает играющую. Выяснилось, что дело это очень индивидуальное.
Надо, конечно же, надо навести порядок в нашем тренерском цехе. Но ведь дело не только и не столько в иностранцах. Свято место пусто не бывает, кто заменит легионера-наставника?
В советские времена в отечественном футболе трудилась целая плеяда интересных тренеров, чей высокий профессионализм не вызывал сомнений. Советские времена, если кто запамятовал, растянулись на десятилетия, менялись поколения, а вот проблемы с наставниками не возникало. Никакой загадки: функционировала продуманная система подготовки специалистов из футболистов-личностей, зарекомендовавших себя. Путевку в ВШТ (Высшая школа тренеров) получал далеко не каждый завершающий карьеру игрок.
Учитывались и верность клубу, дисциплина вне поля, наличие институтского диплома и многое другое. Молодой специалист, как правило, по завершении обучения получал назначение в команду первой или второй лиги, реже — в дубль клуба, направившего его в ВШТ.
Но самое главное: успешно проявив себя на низовом уровне, он непременно шел вверх по карьерной лестнице. Новый шанс проявить себя на более высоком уровне не заставлял себя ждать.
Как начинали мэтры
Выведя «Днепр» впервые в его истории в высшую лигу, Валерий Лобановский получил приглашение в киевское «Динамо».
Добившись успеха в Бресте, возглавил бело-голубых из белорусской столицы Эдуард Малофеев. Многолетний капитан «Зенита» Павел Садырин, в первом наборе ВШТ обучавшийся с Малофеевым за одной партой, получив диплом, вернулся в родной клуб и в ранге тренера дубля привел резервный состав к бронзовым медалям. Между прочим, впервые в истории «Зенита».
И вскоре возглавил команду. Путь Олега Базилевича в Киев лежал через Чернигов, Кадиевку и Донецк, где молодой специалист успешно потрудился. Успешно дебютировал и заявил о себе в «Красной Пресне» и «Спартаке» (Орджоникидзе) Олег Романцев.
Сегодня, обсуждая проблемы молодых футболистов, которым трудно пробиться в состав ведущих российских клубов, принято говорить, что нынче, дескать, и Аршавин с Кержаковым шанса заиграть в «Зените» не получили бы.
Рискну предположить, что в тренерском цехе ситуация аналогичная, не знаю (при всей надуманности примеров в сослагательном наклонении), была ли бы в наши времена возможность у Садырина или Романцева проявить себя на высшем уровне.
Есть, конечно, Леонид Слуцкий, не воспользовался шансами Юрий Красножан. Но ведь у нас целое поколение тренеров потеряно!
Нет пророка в своем отечестве
Сегодня мало кто помнит, что первые серьезные успехи самобытной владикавказской команды (тогда еще «Спартака») связаны с именем отнюдь не Валерия Газзаева, а Александра Новикова. Именно под его руководством в 1991 году «Спартак» выиграл серебряные медали чемпионата России. В столичном «Динамо» стоппер Новиков много лет капитанил, отыграв без малого 400 матчей, но... Доверия клубного руководства тренер Новиков не удостоился. Получал право «порулить» в критических ситуациях с непременной приставкой «врио», что исключает возможность реально проявить себя.
Легенда советского футбола Сергей Андреев в поисках тренерского счастья отправился в македонский «Вардар». В Ростове, который он прославил своими голами за местный клуб и сборную СССР, трудится специалист из бывшей Югославии. Под руководством Андреева «Ростсельмаш» занял 6-е место в первенстве России, и это пока высшее достижение для поменявшей название команды с берегов Дона.
Попутно Сергей Васильевич воспитал для сборной страны Дмитрия Лоськова и Дмитрия Кириченко, лучшего бомбардира чемпионата России Александра Маслова. Но в Ростове к Андрееву, имеющему репутацию джентльмена и смокинг, вручавшийся «джентльмену года», отношение настороженно-недоверчивое: неудобный человек.
Приведу пример отношения руководителей клубов к иностранным специалистам и отечественным. В 2007 году Дик Адвокат отправил «на перевоспитание» в резервный состав лидеров «Зенита» и сборной России Андрея Аршавина, Александра Анюкова и Игоря Денисова. Акция нашла поддержку тогдашнего президента клуба.
В 2008 году Станислав Черчесов (некогда любимец красно-белой торсиды) после унизительного разгромного поражения от ЦСКА отправил в дубль ветеранов Егора Титова и Максима Калиниченко. Будущее показало правоту наставника (оба футболиста никак себя в дальнейшем уже не проявили, хоть и пытались), но Черчесова через месяц после принятого им жесткого решения отправили в отставку.
Анатолий Давыдов, в качестве главного тренера выигрывавший с «Зенитом» Кубок России, как-то сказал мне, что в наше время, чтобы возглавить питерский клуб, ему надо сменить фамилию «хотя бы на Давидофф». Эти примеры можно продолжать.
Лед тронулся?
В последние год-полтора динамика в тренерском цехе, пожалуй, положительная. Мы уже вспоминали Красножана и Слуцкого. В нынешнем сезоне получили свой шанс 46-летний Александр Цыганков и 51-летний Василий Баскаков (оба — не с первой попытки, оба — пройдя через работу в качестве врио).
Всем все доказал Станислав Черчесов. Бесспорно, закрепился в тренерской обойме Рашид Рахимов.
Боюсь, Ринат Билялетдинов (56 лет) опоздал с дебютом. У Олега Кононова вроде есть теперь российское гражданство. Если не считать легионерами белорусов Леонида Кучука и Виктора Гончаренко, лед, выходит, тронулся.
И все же хотелось бы больше молодых имен, больше доверия к ним. А главное, хотелось бы увидеть функционирующей ту тренерскую лестницу, по которой так уверенно поднимались в прежние времена советские тренеры от Михаила Якушина и Гавриила Качалина до Валерия Газзаева и Юрия Семина, начинавших в первой лиге и немало шороху со своими командами наводивших в еврокубках.