Кавазашвили: Как проталкивали послабление лимита
Легендарный вратарь сборной СССР, ныне возглавляющий экспертную комиссию РФС по выявлению договорных матчей Анзор Кавазашвили в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Артему Кузнецову рассказал о своих ощущениях от визита на ставшее последним для Сергея Фурсенко заседание исполкома РФС и сочувствии к вице-президенту РФС Никите Симоняну.
-Произошедшие перестановки в РФС сказались на вашей работе? Все же ваша комиссия работала при президенте организации.
- Пока никак. Кто бы ни пришел на пост президента, вряд ли он будет против комиссии, которая создана по требованию УЕФА и ФИФА. Возможно, новый президент захочет посмотреть список комиссии, увидит там фамилии Евгения Ловчева, Александра Бубнова, Кавазашвили и скажет: "А что это вы всех этих крикунов собрали вместе? Они уже все мозги проели своей принципиальностью. Давай лучше наберем лояльных". Может быть такое? Может быть. Поэтому мы ждем.
- А кого бы вы хотели видеть на посту президента?
- Я вам прямо скажу. На днях встретились я, Александр Бубнов, Андрей Стукалов, Владимир Эштреков и еще несколько человек, обсудили вопрос кандидатуры Николая Толстых и решили предложить его на пост президента РФС.
Мы также ждем, что Ловчев может выдвинуть свою кандидатуру. Я с ним четыре дня назад разговаривал, и он ответил, что будет думать до понедельника. Так что не знаем, даст он свое согласие или нет.
- Почему Толстых?
- Расскажу историю. Я присутствовал на (последнем, 4 июля) исполкоме и был уверен в том, что придет Сергей Фурсенко, проведет заседание исполкома по подготовленной повестке дня и после окончания исполкома попросит его членов утвердить отставку в связи с тем-то и тем-то. Но перед началом я встретился с (первым вице-президентом РФС) Никитой Симоняном и узнал, что он зайдет лишь на несколько минут, всех поблагодарит и уйдет. Я этой ситуацией оказался недоволен.
Сейчас исполком - своенравный орган. В него входят большие боссы – олигархи, государственные чиновники и так далее. Мне было страшно за Симоняна, за нашего легендарного человека. Я боялся, что его могут скинуть со своей позиции и заставить допустить ошибку. И в этом они преуспели.
Особенно преуспели могучие (владелец "Анжи") Сулейман Керимов и (президент ЦСКА) Евгений Гинер, который почти вел заседание исполкома. Никита Павлович говорит о том, что надо вернуться к конкретной теме, а ему в ответ заявляют: "Я член исполкома, я имею юридическое право на то и это". И так продолжалось целых три часа, когда разбирали вопрос о лимите на легионеров.
Гинер и Керимов – доки в своем деле, я теперь понимаю, как они делают деньги. У них настырность и убежденность в своих действиях. И вот к таким могучим финансистам присоединился вице-президент РФС Сергей Капков. (Владелец "Спартака") Леонид Федун и (президент РЖД) Владимир Якунин бодались против них. Первый нажимал на то, что для него главным фактором является работа детских спортивных школ "Спартака", которая дает резерв и игроков для основного состава, второй его полностью поддержал в этом вопросе.
На предыдущем заседании исполкома была создана специальная комиссия по этой теме, которую возглавил Михаил Гершкович. И он предложил свой вариант, несколько раз жестко поставил вопрос. Но это у него не вышло. В результате Керимова и Гинера поддержал (глава "Альфа-Банка") Петр Авен, и получилось то, что получилось.
Никита Павлович пытался громко, с возмущением сказать всем о том, что ущемляются интересы сборной России. Но эти доводы прошли мимо перечисленных мною убежденных товарищей.
И тут возникает вопрос: что у нас за исполком. Его члены полностью промолчали и не стали возражать мнению этих отдельных людей, которых я назвал. И зачем их держать в РФС? Главная вина членов исполкома, что они такой серьезный вопрос, как лимит на легионеров внесли на повестку дня без президента РФС. Получилось, что заседание было управляемо Гинером и Керимовым. Это говорит о многом.
И я, и другие футбольные люди давно говорили о том, что членами исполкома должны быть чистые профессионалы футбола, те, что играли в футбол или тренировали футбольные команды.
А президентам футбольных клубов надо быть президентами футбольных клубов. Зачем их включать в исполком? Мне непонятно. Тех, что там сейчас сидят, надо выгонять быстрее.
Поэтому я рассчитываю, что приход Толстых или Ловчева даст возможность пересмотреть состав исполкома и приводить не поддакивающих функционеров, которые там сидят по 30 лет и кивают головой. Надо вводить профессионалов. Я готов поддержать Толстых, который футбольный функционер с большой буквы. Долго он боролся с (почетным президентом РФС) Вячеславом Колосковым, однако последнее время он успокоился и не лезет не в какие дела. Не знаю, припугнули его, наверное.
- Многие говорят о том, что РФС должен руководить некий менеджер, который сможет привлекать деньги в организацию.
- Мы из года в год наступаем на одни и те же грабли. Для того чтобы выполнять финансовые функции, можно создать должность первого заместителя. Пусть ее займет хоть (бывший глава Минфина) Алексей Кудрин или (крупный бизнесмен, владелец "Челси") Роман Абрамович.
- Какая разница, если он деньги будет приносить?
-Однако если я сейчас назвал имя Толстых или Ловчева, то завтра другой футбольный ветеран назовет кого-то из делового мира. Нет единства в профессиональной среде, и это самое страшное. Это все система. Сначала советская система, когда назначали, потом – российская, когда опять начали назначать. Когда же нам дадут своим делом руководить самим?!
Нам надо менять систему: включить подготовку детских спортивных школ, повысить во много раз зарплату тренерам, заинтересовать их. Или опять все пойдет так, как и шло. Будем опять рыдать и плакать.
У нас же смягчили лимит. Гинер, выступая на исполкоме, сказал: "Разве плохо, когда в команде играют игроки уровня Карвальо, Жо, Вагнера Лав? Наши игроки растут профессионально, глядя на них. Вот, мол, Юрий Жирков заиграл после того, как понаблюдал за игрой Карвальо". На это я хотел сказать: "Дорогой товарищ Гинер, такая система работала бы, когда лимит на легионеров составлял хотя бы пять игроков. Но сейчас, скажите, пожалуйста, как можно подражать тому или иному игроку, сидя на скамейке? Если игрок не будет играть, как он может подражать? На тренировке?
Я за то, чтобы клубы Гинера, Керимова успешно выступали в Лиге чемпионов и других международных турнирах, но тогда членам исполкома РФС во главе с Гинером надо предложить ФИФА и УЕФА прекратить проводить чемпионаты мира и Европы среди сборных команд.
Сегодня мы ходим довести состояние российского футбола до такого уровня, что у нас детские спортивные школы не понадобятся. Для кого воспитывать?
В итоге я ушел с исполкома, я не мог все это слушать. Три с половиной часа я наблюдал, как бедному Никите Палычу, этому легендарному человеку, затыкали рот. Я не смог сидеть. Это был просто жуткий исполком.
Статья полностью