Умеренный пыл. 5 мыслей о матче Польша – Россия
Футбол сборных без политики – деньги на ветер
Весь предматчевый антураж варшавского матча с драками и оскорбительными отсылками к совместной российско-польской истории был настолько же возмутителен, настолько и предсказуем. Сто раз уже проговоренные сценарии ровно так в жизнь и воплотились: отечественные хулиганы заставили о себе говорить всю Европу уже во Вроцлаве, их польские коллеги подключились к соревнованию с удовольствием и рвением, «праздничный марш» по Варшаве закончился итогом, заранее очевидным для любого человека, чья голова не повреждена длительным членством в ВОБ. Низкопробный, плохой фильм, после которого картина мира не расширяется, а становится мутнее и уже, – вот это ровно он и есть. Увлечение российско-польской историей стало массовым, но ничему никого не научило, а нам теперь осталось лишь дождаться 22 июня с немцами.
Ничья – это хорошо
Несмотря на то, что до матча на одно очко мало кто согласился бы, итоговым результатом по такой игре россияне могут быть довольны. Когда начало матча мы провели едва ли не вторым номером, подумалось, что это повторение чешского сценария, и мы вот-вот начнем ловить распаленных поляков на контратаках. Спустя полчаса, когда число опасных моментов у ворот Малафеева превысило количество более-менее завершенных атак на ворота Тытоня, стало ясно, что эта пассивность – вынужденная. Виной ли тому расслабленность, усталость или что-то еще, но в какой-то момент вся команда за исключением Малафеева напоминала сразу десять Аршавиных арсенальского периода – общая медлительность была сколь заметна, столь и сложнообъяснима. В сухом остатке: проигранный воздух, неоднозначный центр полузащиты, минимум опасных моментов при преимуществе во владении мячом, и – что неплохо – вовремя остуженный пыл тех, кто после разгрома Чехии видел сборную России уже чуть ли не в полуфинале.
У сборной Польши не стеклянная челюсть
По матчу с греками показалось, что сборная Франтишека Смуды то ли не умеет держать удар, то ли удручающе плохо готова физически, то ли и то, и другое вместе. Как выяснилось, и с психологией, и с физиологией у поляков все в порядке, им просто нужно заранее быть готовыми к определенному повороту событий. Предыдущую последовательность «гол – удаление соперника – ответный гол – удаление собственного вратаря – пенальти» предугадать было сложно, а вот пропустить первыми, да еще и от фаворита группы – не беда. Смуда выбрал на второй матч более закрытую схему, выставив вместо атакующего полузащитник Рыбуса еще одного опорника Дудку, и не прогадал. Насыщенный центр польской обороны стараниями опорных и изорвавшегося в клочья Перкиса не дал пространства для маневра ни Кержакову, ни Аршавину с Дзагоевым и при этом успевал начинать контратаки, давление на ворота сборной России поддерживалось более-менее стабильным на протяжении всей игры, а в нужный момент поляков единолично вытащил за уши капитан. Да, потолок Польши примерно на этом уровне и располагается, наш – где-то выше, но просто помнить об этом преимуществе недостаточно.
Адвокат не ошибся с вратарем
Аршавин ошибался чаще нужного и поочередно не успевал то разогнать атаку, то вернуться в оборону, Жирков удачно пользовался массовыми экспедициями поляков вдаль от родных ворот на нашем левом фланге, но далеко не всегда успевал этим экспедициям помешать, опорные полузащитники опасно обрезались, а о местонахождении человека по фамилии Широков в этом матче, кажется, вообще никто не вспомнит. Единственный игрок сборной России, к которому не может быть претензий – это Вячеслав Малафеев. Работая в неприятном ритме – то полтайма без практики, то удар с двух метров в упор – вратарь «Зенита» не нервничал в простых ситуациях, а в сложных был именно тем и там, где нужно. В том числе и в эпизоде с голом Блашчиковски – и не вина Малафеева, что мяч после удара Кубы летел в тех краях, где его достать было физически невозможно.
Трансфер Дзагоева не за горами
Как бы ни обжигались футбольные скауты на покупках с праздничных распродаж, как бы ни был неоднозначен опыт наших легионеров, попавших в английскую премьер-лигу на волне Евро-2008, смотр потенциальных новичков будет продолжаться и сборную России стороной не обойдет. Алан Дзагоев на этом драфте возглавляет список – если не общеевропейский, то национальный. Молодой армеец словно издевается над компетентностью журналистов: опровергает мнение тех, кто знал, что даже место в старте до начала Евро-2012 ему было не гарантировано, и подтверждает точку зрения иностранцев, повесивших на него ярлык главной российской надежды на основании нескольких матчей в Лиге чемпионов. Забив свой третий мяч в двух играх, Алан обеспечил себе не одно предложение о переезде в большую Европу даже на случай, если в оставшихся играх не блеснет. Не исключено, что масштаб этих предложений заинтересует и Евгения Гинера.