Юрий Красножан
Да, у Красножана не сложилось с двумя клубами, с разной степенью отчаянности (или успешности – на ваш выбор) претендующих на статус топовых. Но сборная команда – это ведь совершенно другое дело. Твои соперники не имеют свойства припоминать, как и при каких обстоятельствах между вами все случилось в прошлом матче (и уж тем более в прошлом сезоне), здесь нет трансферов, да и заинтересованность вовлеченных в процесс сторон более-менее однонаправленна. В общем, вы понимаете.
Возникает, правда, логичный вопрос – сможет ли тренер с неоднозначным и отчасти подорванным бэкграундом должным образом поставить себя. Но здесь опять же срабатывает фактор сборной – команды, в которой едва ли сложится ситуация, когда игроки будут откровенно ждать нового тренера, как это происходит сейчас, например, в том же ЦСКА. Все просто: сегодня ждешь ты – завтра не ждут тебя.
Для будущей сборной России очень важно главное качество тренера Красножана. Среди парней, которые будут затачиваться под проект-2018 (да и вообще под светлое и прекрасное, но относительно отдаленное будущее), нет выдающихся талантов – тех, кого сегодня называли бы вторым Дзагоевым или, скажем, Жирковым. На протяжении ближайших нескольких лет это будет сборная довольно ограниченных возможностей, вынужденная каждый раз прыгать сильно выше своей головы, в отдельных случаях – на полкорпуса. Красножану не раз удавалось у всех на глазах добиваться такого результата.
Наконец, выбор нового главного тренера для сборной – это не в последнюю очередь вопрос отношения со стороны руководства футбольной федерации. Сейчас, когда российский футбол вынужден переживать эпоху медиумов и суеверий, важность этого момента заметно увеличивается, а Юрий Красножан – как раз один из тех, кто входит в круг доверия Сергея Фурсенко. «С Красножаном у нас долгоиграющий роман», – говорил в феврале президент РФС. Согласитесь, будет логично, если закончится он чем-то более серьезным, чем вторая сборная.
Фабио Капелло
Пойдем методом исключения. Почему сборную не возглавит российский тренер? Среди наших нет лидера – не то что явного, а хоть бы даже с натяжкой. Как Романцев в девяностые или Семин с Газзаевым в первой половине нулевых. Попробуйте, для проверки, произнести словосочетание «лучший российский тренер», подставив в начало фамилию кого-то из россиян, трудящихся в большой восьмерке. Вы не договорите до конца – вас либо засмеют, либо прыснете сами. Те, что работают в Москве, выиграли на троих один Кубок России. Тот, что работает в Казани, уже двенадцатый год в Казани и представить его в другом месте не легче, чем вообразить в основе сборной Рыжикова, Шаронова и Рязанцева. Бородюк? Ему не работалось главным даже в молодежке. Писарев? А почему не Михаил Лихачев? При нем пляжная сборная куда успешнее. Красножан? Но в отборочном турнире нет нужды бороться за выживание, да и лидерство после первого круга не дает особых привилегий.
Мыслительное своеобразие Сергея Фурсенко, на которое уже списывают возможное назначение Писарева/Красножана, вынесем за скобки. Его голос в поиске адвокатова преемника будет в лучшем случае рекомендательным. Зарплату главному тренеру сборной платит «Газпром», а эти люди, как мы убедились за минувшую пятилетку, предпочитают разыгрывать до верного. Тренерское назначение они совершали трижды – дважды позвали Адвоката и один раз Спаллетти. Все эти случаи объединяет нежелание связываться с хоть какими-то рисками, готовность переплачивать и манерный консерватизм, заключающийся в том, что имя нового главного тренера должно быть по-настоящему громким и безоговорочно авторитетным для всех футболистов. Любой российский тренер – это риск, молодой иностранный тренер вроде Билича или ван Бастена не потребует переплаты, ну и так далее.
Выходит, что выбирать «Газпром» станет из немногочисленной группы топ-тренеров, изрядно размытой за последние годы наплывом дерзких специалистов категории U-45 и драматическим старением вчерашних авторитетов. Чтобы перебрать современных топ-тренеров достаточно пальцев одной руки. Моуринью? При деле. Гвардиола? На отдыхе. Липпи? Есть подозрение, что на пенсии. Арагонес? Тем более.
Теперь быстро сложим логическую цепочку. Вспомним, что сейчас в «Газпроме» (и во все времена – в Питере) души не чают в итальянцах. Смерим взглядом список безработных тренеров. Пометим галочкой того, кто выиграл все на свете клубные соревнования (почти всегда – с первой попытки), а свою работу на уровне сборных имеет право считать незавершенной. И наконец ответим на вопрос – если не Капелло, то кто?
Марчелло Липпи
Липпи уже давно готов рискнуть своей репутацией и разнообразить безмятежную жизнь в Виареджо, ввязывшись в новую историю. Сборная России в связи с этим видится чуть ли не идеальным вариантом: это не бездушный денежный мешок из Азии, не выматывающая работа в клубе, к которой он совсем не хочет возвращаться, а большой проект с большими перспективами. После Евро-2012 наша сборная потребует если не полной перестройки, то существенной реставрации – и опыт Липпи, который отказывался от видных личностей перед ЧМ-2010, здесь будет очень кстати. При итальянце наверняка ускорится смена поколений, это тут же обернется большим количеством новичков, и даже товарищеские матчи наконец обретут смысл.
В эпоху перемен сборной России понадобится фундаменталист и хороший психолог, и итальянец подходит под оба требования. Единственная проблема, способная усложнить переговоры, – сомнения самого Липпи по поводу того, готов ли он покинуть родную страну. “Принять сборную страны, футбола которой ты не знаешь, и тут же взяться за выполнение сложной задачи… Для этого нужно обладать определенной самонадеянностью”, – говорил он в далеком 2005 году. Но если Липпи вдруг обладает этой самонадеянностью, нас ждут интересные годы: новая тренерская культура, схема 4-2-3-1 и – что самое главное – новые лица в команде.
Леонид Слуцкий
Судя по всему, в следующем сезоне Леонид Слуцкий не будет работать в ЦСКА, даже если на финише чемпионата растолкает «Динамо» со «Спартаком» и вернет себе второе место таблицы. Усталость металла, случившаяся в армейском клубе, заметна за много километров от Ватутинок – осталось увидеть, что поменяет на производстве Евгений Гинер. У самого интеллектуального тренера России хватает минусов (низкая стрессоустойчивость, неумение собрать команду на самом важном отрезке сезона, большое количество травмированных в составе), но как человек, почитающий за главный турнир планеты не Кубок УЕФА, не Суперкубок Европы, не чемпионат и даже не Кубок России, я всегда вспоминаю простейший факт. Слуцкий – единственный тренер российской команды, который дважды выбирался в плей-офф Лиги чемпионов, причем один раз добрался там до четвертьфинала. Ни Романцев с Газзаевым, ни Адвокат со Спаллетти не проворачивали такое.
Пока очевидно: Слуцкий – кубковый тренер; дистанционные турниры получаются у него хуже. Сборная – кубковая команда, играющая дюжину разбросанных по всему году матчей плюс компактный финальный турнир.
Очевидно и то, что футбол сборных продолжает тихонечко умирать. Если найти себе тренера не может даже сборная Англии, страшно представить, какие неприличные, неактуальные, неустроенные в клубном футболе люди будут среди кандидатов на самую статусную вакансию Сергея Фурсенко. И кто бы из этой своры ни согласился на российскую сборную, работать в ней ему будет совсем неинтересно. Слуцкий решит проблему: в том, что его интерес будет искренним, а мотивация запредельной, не будет сомневаться даже Юрий Белоус.
Унаи Эмери
Дик Адвокат вполне может войти в историю сборной России чуть более успешным тренером, чем Гус Хиддинк, – просто потому, что не стал перестраивать оставленную ему команду, а просто замедлил ее настолько, чтобы усыплять соперников прямо на поле. Меньше всего нашей команде нужен продолжатель этого дела, который доведет процент владения мячом до максимума, а количество голевых моментов сведет к нулю. Напротив, сборной России не помешала бы хорошая тактическая встряска с радикальным обновлением состава – и чем раньше, тем лучше. После конца сезона из «Валенсии», скорее всего, уйдет баск Унаи Эмери, придавший выражению «третья команда Испании» вполне конкретный смысл: не располагая огромными деньгами и регулярно продавая лидеров в суперклубы, «лос че» неизменно держались в таблице подле «Мадрида» и «Барсы». Эмери находится в постоянном поиске новых игроков и тактических схем, его волнует каждая деталь вплоть до индивидуального рациона футболистов, он творчески относится к рутине – и я уверен, что с его назначением в сборную России даже матчи с Андоррой можно будет наконец смотреть с удовольствием. Эмери обычно нужно много времени, но он совсем не жаден до денег, поэтому заманивать Унаи надо будет амбициозной задачей подготовить сборную к ЧМ-2018 – и через шесть лет удивляться бодрости парней, которые сейчас сидят на лавках по дублям.
Курбан Бердыев
Два года назад смена поколений в сборной была вопросом дальновидности, как пенсионный вклад, сделанный в еще бодрые тридцать; после Евро-2012 от нее будет не скрыться, как от внезапного приступа радикулита в пятьдесят. В силу многих причин, среди которых отнюдь не только принципы Дика Адвоката, поколение на подходе у нас весьма среднее. Новой сборной нужен будет тренер, способный и любящий лепить выдающиеся команды из не выдающегося материала. Не те команды, что “прыгают выше головы” и “выглядят достойно”, а те, что по-настоящему борются за титулы и выигрывают их, регулярно нарушая прогнозы и удивляя очевидцев.
Бердыев уже давно и регулярно демонстрирует, как это делается. Показывает, как объединить в команде звезд стоимостью в десяток миллионов евро и малоизвестных футболистов за сотню тысяч (что вполне может пригодиться в сборной) – да так, чтоб последние дорастали до уровня первых (что понадобится наверняка). К тому же, он явно хочет и может расти сам, не останавливаясь и не бронзовея. В “Рубин” Бердыев вложил десяток лет своей жизни и известное лишь ему одному количество душевных сил, однако летом вполне может оказаться, что его конфликт с новым президентом клуба не погас, а лишь скрылся из виду. В такой ситуации уход в сборную станет куда более щадящим и элегантным расставанием, чем неизбежный переход к кому-то из недавних соперников.
Российский тренер
Сборную Испании тренирует испанец, сборную Германии – немец, сборную Франции – француз, сборную Южной Кореи – южный кореец, и даже сборную Англии теперь будет тренировать англичанин. У футбола нет ни одного шанса быть замеченным глобализацией, и было бы очень глупо с его стороны вставать на ее пути. Однако до тех пор, пока будет существовать забава под названием «игры национальных сборных», заглавную идею было бы здорово стараться выдерживать до конца. Российский футбол определенно подрос до того уровня, когда уже может снова позволить себе поставить во главу своей сборной человека из России. Тренировать не свои сборные сейчас не очень модно среди заметных людей, находящихся в расцвете творческих сил, а платить чужим лучшие в мире пенсии нам самое время начинать стесняться самим. Особенно иногда вспоминая, какие мы платим своим.
P.S. А кто, на ваш взгляд, должен тренировать сборную России после Евро-2012?