Беляева точно можно назвать самым добрым и необычным российским футболистом последних лет. Своим поведением защитник «Ленинградца» однозначно подает пример не только подрастающим спортсменам, но и всем людям вообще. Нам удалось пообщаться с одним из самых неординарных действующих футболистов. В интервью Metaratings.ru Максим рассказал:
- о работе с Евсеевым и Кирьяковым;
- каким ему запомнился Сёмин;
- как Алексей Дюмин помогал «Арсеналу»;
- почему с Дзюбой удобно играть в одной команде;
- на каком этапе находится его идея с открытием приюта.
«Может, Евсеев выглядит сурово, но к своим футболистам он относится тепло»
— Сейчас вы играете в «Ленинградце», команде из Ленинградской области. Почему изначально решили перейти в этот клуб, который на тот момент только вышел в МЕЛБЕТ-Первую лигу?
— Вариант в Премьер-лиге мне не удалось найти после года тренировок за «Арсенал-2». Там у меня не было возможности играть в официальных матчах. «Ленинградец» на тот момент тренировал Сергей Кирьяков, с которым я работал в «Арсенале». Поэтому мы с женой решили переехать в прекрасный город Петербург, в котором давно хотели пожить. Мне предложили контракт без предварительного просмотра моего текущего состояния на тот момент.
— Каким тренером вам запомнился Кирьяков?
— Сергей Вячеславович — редкий для нашего футбола специалист. У него европейское тренерское образование и опыт работы в европейских клубах. Под его руководством «Ленинградец» впервые в своей истории вышел в ФНЛ. Кирьяков в любом случае останется в истории клуба со знаком плюс. Мне работалось с ним комфортно, в «Арсенале» я прогрессировал при нём, а в «Ленинградце» вернулся на футбольные радары. Он часто вспоминал свою игровую карьеру, делился положительным и отрицательным опытом, чтобы мы не вешали носы при неудачной серии.
— Сейчас «Ленинградец» играет в «золоте» Второй Лиги. Задача — в следующем сезоне вернуться в Первую Лигу?
— Прошлый сезон был для «Ленинградца» дебютным в Первой лиге, нам не хватило всего одного балла для сохранения прописки. Сейчас перед нами стоит задача вернуться обратно, со стороны руководства клуба для этого созданы все условия.
— В сентябре команду возглавил Вадим Валентинович Евсеев. Какой он в личном общении? Жёсткий?
— Может, Вадим Валентинович внешне выглядит сурово, но к своим футболистам он относится тепло, по делу указывает на ошибки и отмечает положительные действия.
— Какой футбол ставит Евсеев? Можно сказать, что при нем команда играет по великому принципу: «Футбол заключается в забитии голов, что ли»?
— Футбол будет ставиться на зимних сборах. Вадим Валентинович совсем недавно возглавил команду, это произошло по ходу сезона. Он добавил баланса между обороной и атакой, мы стали меньше пропускать — это факт.
— Вы говорили, что добираетесь на базу «Ленинградца» на электричке. Почему так, а не на машине или на такси?
— Я живу в 15 минутах ходьбы от Финляндского вокзала, от него до Рощино «Ласточка» доходит за 35 минут. Так добираться гораздо удобнее, чем ездить на машине по полтора часа в одну сторону.
— Что в последнее время читали по пути на базу?
— В пути есть время для литературы. Так, в «Ласточке» я прочитал «Войну и Мир», сейчас планирую взяться за «Бесов» Достоевского. Между этими серьезными книгами разгружаюсь Жюлем Верном.
«В один ряд с Сёминым можно поставить Венгера и Фергюсона»
— Первый профессиональный клуб в вашей карьере — «Локомотив». Там вы поработали с Юрием Семиным. Можете сказать, что Юрий Павлович — максималист и перфекционист?
— Юрий Палыч — легенда, в один ряд с ним можно поставить Арсена Венгера и сэра Алекса Фергюсона. Через него прошло много футболистов, в том числе он заметил и меня, 17-летнего парнишку. И в таком возрасте дал мне возможность дебютировать в Премьер-Лиге. Он своим трудом заслужил всеобщее признание, в том числе потому, что ставил перед собой максимальные цели и требовал того же от других.
— Из чего тогда состоял рацион игроков «Локо»? Многие рассказывали, что Семин — сторонник классической русской кухни.
— База в Баковке очень уютная, кухня также ей соответствовала. Великолепный персонал всегда радовал вкусной домашней едой. Не думаю, что Юрий Павлович составлял меню, но его пожелания безусловно учитывали.
— Также вы работали с Миодрагом Божовичем. Он всегда привлекал к себе внимание. А каким был в личном общении?
— С Миодрагом мне довелось поработать в трёх клубах: «Ростове», «Локомотиве» и «Арсенале». В Туле опыт работы был самым успешным. Тогда я играл во всех матчах без замен, а в итоге команда финишировала в верхней части таблицы. Божович — контактный тренер, с футболистами он ладил очень хорошо. Эмоционально на нас он не давил, а наоборот, разгружал, поэтому игроки выходили на поле раскрепощенными, могли показывать всё, на что способны и даже больше.
— Вы были в «Локомотиве», когда им руководила Ольга Смородская. Игроки того «Локомотива» рассказывали, что получали от нее большие премиальные. Можете сказать, что она и вправду так одаривала футболистов?
— В каждой команде перед началом сезона обговаривается система премирования. Руководители могут дополнительно поощрить коллектив на своё усмотрение, это обыкновенная практика. Ольга Юрьевна также действовала в рамках общепринятых пределов разумного.
— Вы хотите вернуться в «Локомотив» тренером, если им станете?
— Жизнь — штука интересная и непредсказуемая. Кто его знает, что ждёт нас впереди. Если возникнет возможность после карьеры игрока связать своё будущее с «Локомотивом», буду только счастлив.
«Каждая тренировка с участием Дзюбы — это его бенефис»
— Долгое время вы играли за тульский «Арсенал». Тогдашний губернатор Тульской области Алексей Дюмин посещал почти все матчи команды. Он часто приходил в раздевалку после матчей?
— Благодаря Алексею Геннадьевичу «Арсенал» стал уважаемым футбольным клубом в России. Без его поддержки те результаты, которых удалось достичь, не воплотились бы в жизнь. Все понимали, какое значение такой человек имеет для страны и всегда были счастливы видеть его после побед над грандами российского футбола. Самым главным болельщиком «Арсенала» был он. Мы играли за него. Надеюсь, что оправдывали его ожидания.
— Может, он предлагал игрокам политическую карьеру?
— Политические дела нас не касались, нашей задачей было прославление Тульского региона через спортивные успехи.
— В Туле вы играли с Дзюбой, который тогда реанимировал свою карьеру. Артём сходу стал лидером раздевалки?
— Артём в любой команде — это всегда центр притяжения. Всегда испытываешь, когда играешь против него. Здорово, когда он находится в твоей команде. Тогда ты можешь просто выбить мяч в направлении майки с фамилией Дзюба, и в большинстве случаев безадресный вынос окажется точной передачей.
— Есть какая-то запоминающаяся история, связанная с ним?
— Сложно выделить отдельный случай, потому что каждая тренировка с участием Артёма — это его бенефис. Он не сможет жить, если не будет объектом всеобщего внимания.
— Пара Беляев — Бурлак считалась будущим сборной. Почему не удалось вытеснить из команды Игнашевича с Березуцкими?
— Тогда мы ярко заявили о себе. Два молодых центральных защитника в составе топ-клуба, выступающих на дефицитной позиции в сборной, в которой бессменные аксакалы стояли перед моментом передачи эстафеты. В тот момент в нас небеспочвенно видели наследников Игнашевича и Березуцкого. Была бы у нас возможность провести вместе хотя бы один полноценный сезон, тогда могла бы выкристаллизоваться пара уровня сборной.
— В сборную вы вызывались при Станиславе Черчесове. Каким он запомнился в личном общении?
— Черчесов — тренер строгий, но справедливый. Дисциплина у него на первом месте. Футбольный полководец. Я бы дал ему такую характеристику. Должность главного тренера национальной команды ему к лицу.
«О себе я думаю в последнюю очередь»
— Понятное дело, что мимо этой темы пройти очень сложно. Вы неоднократно говорили, что после завершения карьеры хотите открыть приют для бездомных животных. Где?
— Мы с женой не можем оставаться равнодушными , когда видим несчастных беззащитных животных. Всех хочется спасти. Будем помогать в силу своих возможностей. Создать приют — наша мечта, мы к ней придём рано или поздно. Географически хотелось бы рядом с тем местом, где будем постоянно проживать. Пока у меня продолжается карьера футболиста, сложно строить какие-то предположения на этот счёт.
— После завершения карьеры спортсмена вы хотите остаться в футбольной индустрии? Или есть желание целиком посвятить себя приютам?
— Постепенно приходит время задуматься над вопросом, будет ли моя дальнейшая жизнь связана с футболом. Помощь животным не имеет отношения к работе — это благотворительность, ею можно заниматься параллельно. Буду стараться находить для этого время. К тому же, я всегда могу рассчитывать на жену, которая готова подставить мне своё, хрупкое с виду, но надёжное плечо.
— Вы часто участвуете в благотворительных и социальных мероприятиях. Откуда такая тяга к помощи слабым и нуждающимся?
— Видимо, такое состояние моей души — помогать слабым и обделённым. Невозможно равнодушно смотреть на тех, за кого мы в ответе, кто своим преданным, полным надежды, взглядом, смотрит на тебя, как на единственного спасителя. Мероприятия в этом контексте позволяют привлекать внимание к проблеме бездомных животных, всегда используем возможность, если таковая предоставляется.
— На что вы тратите больше — на благотворительность или на себя?
— Прежде всего меня волнуют те, кто меня окружает — моя семья, родители мои и родители жены. О себе я думаю в последнюю очередь. Пока не пришло то время, чтобы все деньги я жертвовал на благотворительность. Есть повседневные задачи, долгосрочные планы, которые нужно решать, и чем успешнее буду справляться с намеченными целями, тем больше будет возможностей для добрых дел.
«Зенит» — заложник высоких ожиданий и статуса чемпиона последних лет»
— На первом месте в российском чемпионате сейчас располагается «Зенит». У вас нет ощущения, что футболисты Санкт-Петербурга порой не полностью настраиваются на матчи?
— «Зенит» — гегемон нашего футбола. После шести чемпионств подряд говорить, что игроки испытывают мотивационный голод, язык не поворачивается. Какие-то общие детали построения игры можно увидеть у каждой команды, в том числе и у «Зенита». Учитывая их, можно планировать предстоящий матч, но исполнительское мастерство просчитать невозможно. А именно оно и влияет на результат конкретного матча и всей дистанции в целом. «Зенит» — заложник высоких ожиданий, так что любая потеря очков воспринимается чувствительнее и острее, чем в других клубах. Отсюда все разговоры про недонастрой и предсказуемость в игре, которые к реальности отношения не имеют.
— Петербуржцев преследует «Краснодар». Вам нравится стиль игры этой команды?
— «Краснодар» — монолитный футбольный проект с грамотным использованием тех возможностей, которые у него есть. Команда оставляет приятное впечатление. Атакующий стиль, под который подобраны соответствующие футболисты. Тот случай, когда игра не идет в ущерб результату. Безусловно, «Краснодар» — один из основных претендентов на чемпионство, не только в этом сезоне, но и в ближайшие несколько лет.
— Третий в РПЛ — «Спартак» Станковича. Есть ощущение, что в команде, наконец, возникло единство?
— «Спартак» тоже находится в поиске своей идентичности. В составе «красно-белых» есть яркие игроки атаки, которых тянет на демонстрацию своих индивидуальных действий в ущерб командным. Тот же Бонгонда напомнил о себе в матче с ЦСКА, в игре без моментов на ровном месте соорудил гол. Но на дистанции нельзя вытянуть результат только за счёт мастерства отдельных футболистов, нужно больше осмысленности в командных действиях. Уверен, Станкович на сборах уделит этому пристальное внимание.
— Долгое время в тройке шёл ваш родной «Локомотив». Есть ли у команды потенциал бороться за первое место на дистанции?
— «Локомотив» в этом сезоне — задорная и азартная команда. Кроме центральных защитников, все футболисты в «Локо» — свои, это здорово. Команда Галактионова навязывает достойную конкуренцию клубам, где ставку делают преимущественно на легионеров. В декабре «Локомотив» проведёт матч с «Краснодаром». Это будет важнейший как с турнирной, так и с психологической точек зрения в борьбе за первое место матч.
— Многие отмечают именно работу Михаила Галактионова. Его успешная работа с молодёжью в «Локомотиве» — следствие того, что он уже работал в молодёжной сборной и знает ментальность современной футбольной молодёжи?
— Галактионов — достаточно молодой тренер, но за его плечами уже есть опыт руководства командами Премьер-Лиги и работа в системе сборной России. Потенциально он может достичь больших высот и внести свой вклад в развитие нашего футбола. Самые талантливые ребята проходили через его руки, поэтому он понимает, как подбирать к ним ключи, а молодёжь у «Локомотива» сейчас высшей пробы.
— Можно ли представить Галактионова на посту главного тренера сборной России?
— Тренер сборной должен обладать орлиным взглядом селекционера, который приходит с длительным опытом работы в клубе. Вожделенная цель каждого специалиста — возглавить национальную команду. Мне бы хотелось, чтобы Галактионов раскрыл все свои лучшие качества и реализовал идеи в «Локомотиве».
«Матчи с Брунеем могут укрепить политические отношения с дружественными странами»
— «Динамо» после выигрыша бронзы идёт за пределами топ-3. С таким футболом команда может по-настоящему рассчитывать на чемпионство?
— Возможности «Динамо» однозначно требуют борьбы за золотые медали. В этом сезоне ребятам важно брать очки в очных матчах с конкурентами. Личка собрал симпатичную команду в «Оренбурге». Разница с «Динамо» в том, что у клубов диаметрально противоположные цели. «Оренбург» хочет достойно выступать в РПЛ, а «Динамо» параллельно с другими амбициозными коллективами бросает вызов «Зениту».
Что касается сходства игры при смене команды и других исполнителях… Перенос эффективной модели игры на другую команду в полной мере невозможен — разные условия работы плюс набор исполнителей дают о себе знать. Требуется много времени, чтобы заразить футболистов своим видением игры. Руководству «Динамо» понравился футбол Лички в «Оренбурге», поэтому оно захотело видеть такой в своём клубе, реализуемый игроками качества претендентов на чемпионство.
— ЦСКА сейчас реально ближе к борьбе за топ-3 или за топ-5?
— ЦСКА в обороне у меня всегда ассоциировался со швейцарскими часами, на которых стрелками были Березуцкие и Игнашевич. Они работали чётко и бесперебойно. Акинфеев приглядывал за этим процессом, а Леонид Викторович Слуцкий с удовольствием их носил и демонстрировал всем эти часы как самые лучшие. Тогда «армейцы» плясали от печки, а креатив доверяли легионерам, за которыми охотились топовые клубы в Европе. Сейчас в клубе тоже есть качество, но нет той химии, стабильности и взаимопонимания.
ЦСКА будет крайне сложно зацепиться за топ-3. Лидеры всё-таки выглядят убедительнее. Полноценные сборы с Николичем могут дать свои плоды весной, чтобы у команды появился шанс побороться за призовые места.
Уточню, что я не являюсь обозревателем «Матч ТВ», не смотрю все матчи тура, а просто делюсь своими поверхностными наблюдениями.
— Сборная России. Вы понимаете, зачем национальной команде спарринги с Брунеем, Сирией и командами подобного уровня?
— Сборная в сложившихся условиях должна поддерживать в себе жизнь, вселять надежду на лучшие времена всем гражданам нашей страны. Товарищеские матчи с другими сборными с этой точки зрения необходимы. Конечно, хочется, чтобы уровень сопротивления позволял объективно оценить силу наших ребят. Матчи с тем же Брунеем могут только политически укрепить отношения с дружественными странами.
— Может, лучше сыграть с условной сборной Медиалиги?
— Сборная создана для других целей и задач, а не для участия в шоу. А сейчас Валерию Георгиевичу остаётся набраться терпения и верить в светлое будущее.