Полузащитник Николай Титков третий сезон выступает за «Оренбург» на правах аренды, но не теряет надежды заиграть в «Локомотиве», которому принадлежит. В интервью «Матч ТВ» футболист вспомнил о дебюте за московскую команду, рассказал о Юрии Семине и Марко Николиче, какими были звезды «красно-зеленых», а также отношениях в уральском клубе, где кошку на стадионе кормят молоком и ветчиной.
— Победный гол «Спартаку» в Кубке России сделал тебя в городе более узнаваемым?
— Нет. Люди и без этого узнавали, но в Оренбурге все очень спокойно, нет каких-то сложностей из-за внимания болельщиков.
— Мог ли представить, когда начинал заниматься футболом, что однажды забьешь самой популярной команде России?
— Вряд ли. В футбольную школу в Рязани пошел в семь лет, а через три года тренер отвез меня на просмотр в Егорьевск, и я сразу попал в училище олимпийского резерва № 5. С 10 лет стал жить один, родители иногда забирали меня на выходные. Первое время было непривычно, скучал по маме и папе. Хотя помогало и то, что в школе было много рязанских ребят.
— Обходилось без слез и просьб забрать домой?
— Такого не было. Хорошо, что до дома было полтора часа езды — часто виделись с родителями.
— Кто-то еще из Рязани заиграл на высоком уровне?
— Костя Кучаев в ЦСКА. Он на два года старше меня, но мы занимались у одного тренера, а потом вместе были в Егорьевске.
— Какой хороший у вас тренер.
— Да, спасибо Александру Ивановичу Грачеву.
— Как ты оказался в «Локомотиве»?
— Мне было 17 лет, пригласили в молодежку «Локо» на сборы в Польшу. Провел с ними 2-3 недели, предложили подписать контракт. Также на сборы звал «Зенит», но перевесило участие «Локомотива» в Юношеской лиге УЕФА.
— В плей-офф этого еврокубка ты не реализовал 11-метровый удар по ходу матча с загребским «Динамо», и «Локомотив» вылетел из турнира. Обидно до сих пор?
— Конечно, было очень обидно. После первого тайма уступали 0:1, а во втором я не реализовал 11-метровый. На 90-й минуте сравняли счет, но проиграли по пенальти. Тем не менее все мы получили полезный опыт, команда удачно выступила: в группе с «Галатасараем», «Шальке» и «Порту» стали вторыми. С португальцами, которые в итоге и выиграли в том сезоне турнир, обменялись победами.
— Ощущения сравнимы с реальной Лигой чемпионов, в матчах которой ты дважды был в заявке на игры с «Зальцбургом»?
— Наверное, не совсем. Но когда ты выходишь в 18 лет на официальный международный матч и борешься за трофей в присутствии большого количества болельщиков, чувствуешь атмосферу еврокубка, то ощущения классные. В Стамбуле вообще зрители сумасшедшие — дикий свист весь матч, а мы их обыграли 1:0.
— Автобус не закидывали?
— Что-то подобное было. Еще запомнилась Германия. В заключительном матче группы нам надо было обыграть «Шальке» с разницей в три мяча, чтобы пройти дальше, и мы победили 4:1. После финального свистка был настоящий праздник.
***
— Чем ты привлек Юрия Семина?
— Как обычно это бывает, в паузы на сборные в основу привлекают молодых из дубля. Мы тренировались с теми, кого не вызвали в национальные команды. И так Юрий Павлович потихоньку подтягивал нас к матчам. Меня он взял на гостевую игру в Кубке России с «Балтикой», которую мы проиграли по пенальти. Я вышел на замену, мог забить гол, но кто-то на последних минутах выбил мяч из пустых ворот. Этот день стал для меня запоминающимся: дебют за «Локомотив», 30 с лишним тысяч болельщиков на трибунах, даже не слышал подсказки тренера (смеется).
— Какой Семин в общении?
— Понятно, что подсказывал, но много не говорил. Строгий, классный тренер. Семин — легенда «Локомотива», с ним команда выиграла множество титулов.
— Не боялся оказаться с ним с глазу на глаз?
— Боязни не было. Была ответственность. И спасибо ребятам в команде, они помогали освоиться. Ведран Чорлука — топ-капитан и топ-игрок. И Дима Баринов тоже, знал его еще до появления в основе.
— Победный финал Кубка России — пока самое яркое событие в карьере?
— Все верно: пока. Хоть я и не вышел на поле, но был в заявке на матч. Была сумасшедшая игра, а после — кубок в руках. Эмоции не передать.
— У тебя еще есть бронзовая медаль.
— Вроде бы да, дома лежит (смеется).
— Чувствуешь причастность к успехам или понимаешь, что твой вклад минимален?
— Наверное, второй вариант. Да, какие-то минуты в чемпионате были, но особой заслуги я не чувствую.
— Когда Семина убрали из клуба, ты был в основной команде или в «Казанке»?
— Тренировался с основой, но за игровой практикой спускали во вторую команду. Тогда же еще пандемия была, сезон прервался. Все в «Локомотиве» были в шоке от такого решения, но понимали: это футбол, здесь все может поменяться по щелчку пальцев.
***
— При Марко Николиче ты дебютировал в РПЛ. Что скажешь о нем?
— Марко топовый тренер, он превосходный тактик и мотиватор. При нем «Локомотив» выиграл 13 матчей из 15 и бронзовые медали чемпионата, завоевал Кубок России. С ним было приятно работать. Он всегда подходил ко мне, интересовался делами. А когда у меня был вариант уйти в аренду, сказал: «Хочу, чтобы ты остался, если же хочешь идти в аренду, дело твое».
И даже когда я ушел в «Оренбург», после каждого матча он мне звонил, говорил, что смотрит за моей игрой, чтобы продолжал играть в том же духе. Не даром Марко раскрыл в «Локомотиве» многих игроков.
— Многие сомневались, что после Семина кто-то сможет дать результат.
— Читал подобные высказывания. Но Николич здорово проявил себя, команда и в Лиге чемпионов неплохо смотрелась. На него давление не влияло, он нашел подход к команде, выстроил схему игры ромбом.
— Аренда в «Оренбург». Как пришел к этому?
— Я посоветовался с агентом, принял решение, что нужно пройти испытание Первой лигой.
— Если бы «Оренбург» не ставил задачу выйти в РПЛ, пошел бы туда?
— Да. Мой друг Леха Миронов играл в команде, рассказал, что здесь все классно. Посмотрел, в какой футбол «Оренбург» играет при Марцеле Личке, понял, что мне это подходит.
— Никто не мог гарантировать игровое время.
— Конечно. Первые игры давались тяжело: привыкал к лиге, к команде, а потом раскрепостился и пошло по накатанной. Стал получать удовольствие от футбола, от коллектива. Считаю, что сделал правильный выбор.
— Это твой третий сезон в аренде. Есть ли разговоры о полноценном контракте?
— В клубе знают мои качества, на что я способен. А разговаривать о подобном надо ближе к концу сезона. Я об этом сейчас не думаю.
— Видишь себя в будущем игроком «Локомотива» или будет тяжело вернуться?
— Это клуб, который дал мне путь в большой футбол, но чтобы там играть, нужно много работать. Жизнь покажет, как все сложится.
— В первый сезон в Первой лиге ты провел под 40 матчей. В РПЛ же играешь очень мало. Почему так?
— Считаю, что готов к уровню премьер-лиги. И кубковые матчи это показывают. Но состав на игру определяет тренер.
***
— Некоторые говорят, что успехи «Оренбурга» в прошлом сезоне, да и в целом такой коллектив, это во многом заслуга спортивного директора Дмитрия Андреева, который собирал команду по крупицам. Так ли это?
— Да. Надо уметь найти нужных игроков, чтобы они раскрылись, влились в коллектив.
— Он частенько подкалывает игроков. Как воспринимаются острые шутки?
— Уже привыкли. Он шутит, мы шутим, по разному его называем. Как? Например, большая голова (смеется). Такое общение раскрепощает команду. А еще каждый день перед тренировкой играем в NHL на PlayStation. Я с Димой Воробьевым, он — с Андреем Малых. Степаныч очень слабый игрок в хоккей, шансов у них нет (смеется).
— А в настоящий хоккей играешь?
— На коньках очень хорошо стою, с детства играл в хоккей во дворе. И еще большой теннис. Но в этих видах спорта себя никогда не видел, душа лежала только к футболу.
— Почему этот сезон складывается так неудачно?
— Несколько факторов. Конечно, повлияла смена главного тренера. Но мы стараемся играть в свой футбол, не отходим от него. Где-то не везет. Плюс соперники стали готовиться к матчам с нами иначе. Так что во второй части сезона обязательно надо наверстать упущенное и выбираться из зоны стыков.
— При Давиде Деограсии вы начали набирать очки, но в последних семи играх чемпионата нет побед. Что происходит?
— Это давит. Но если посмотреть на наши игры, то моменты есть, просто не получается нанести точный удар в последней фазе атаки. Работаем над этим, стараемся одержать победу. Уверен, это придаст нам уверенности и все наладится.
— Мысли о Первой лиге посещают?
— Никто в команде не думает об этом. Мы настроены позитивно. Ситуация в таблице не критичная, впереди еще много матчей.
***
— Вернемся к победе над «Спартаком». Для тебя тот гол стал первым на высшем уровне.
— Был рад забить «Спартаку». Могли выиграть и крупнее, так как полностью переиграли соперника, и даже в равных составах мы были сильнее.
— Задевают слова экспертов, что москвичи выставили второй состав?
— Так и у нас был не самый боевой состав. Что касается «Спартака», то кто бы ни вышел, такая команда не становится слабее. Да, у них был смешанный состав, но если вышли таким, то играйте в футболе, потому что запоминается счет на табло, а не другое.
Мы понимаем, что 1:0 — не такое большое преимущество, но и в Москве будем играть на победу. Ждем март, «Оренбург» рассчитывает пройти дальше.
— В 90-е «Спартак» выигрывал почти все чемпионаты России. Изменилось ли сегодня отношение к команде, которую раньше считали красной тряпкой для быка?
— На них это давит, болельщики соскучились по трофеям. Мы же не обращаем внимание на титулы «Спартака», когда готовимся к играм. Для нас все соперники одинаковые, мы знаем, что можем выиграть у любого. Сегодня в России нет явного лидера.
— А нынешние условия с отстранением российского футбола идут на пользу молодым? Или лучше, как было раньше — с большим количеством иностранцев?
— В чемпионате действительно много молодых ребят играют благодаря тому, что иностранцы уехали. При этом не хватает еврокубков, официальных матчей сборной России. Без этого совсем не то.
— На чьей стороне симпатии в чемпионской гонке?
— Возможно, «Динамо» из-за Марцела (Лички). Хочется, чтобы чемпионом стал кто-то другой, а не «Зенит».
***
— При тебе в «Локомотиве» было большое количество иностранцев. Про Чорлуку ты уже сказал, что это топ-капитан. А что еще зацепило в хорвате?
— С ним очень хорошо общался. Ведран всегда подсказывал, давал советы. А когда ходили в баню, всегда истории про Хорватию и сборную рассказывал. По человеческим качествам хочется ориентироваться на Чорлуку.
— А расстались с ним в клубе не очень красиво.
— Да. Несмотря на возраст, он показывал высокий уровень на поле, был лидером команды. Это была потеря для «Локомотива».
— Гжегож Крыховяк такой же?
— Тоже классный футболист. Но он был сам по себе, с молодыми почти не говорил.
— С Игорем Денисовым, зная его характер, кто-то из молодых рисковал заговорить или подкатиться на двусторонках?
— Он — мог, в него — никто (смеется). К Игорю все относились с уважением. Не вспомню, чтобы он много общался за пределами поля. Вне футбола он вообще спокойный был, неразговорчивый.
— Дмитрий Тарасов — самый модный футболист, с которым ты пересекался?
— В «Локомотиве»? Федя Смолов, братья Миранчуки. Они классно одеваются, у них отличный стиль. А Дима — умный человек, открытый, всегда много шутил.
— Смолов почти весь в татуировках. Себе планируешь что-то набить?
— Я к этому спокойно отношусь. У меня в семье ни у кого татуировок нет, и я не горю желанием набивать их.
— Кто сильнее — Смолов или Артем Дзюба?
— Федя, он во всем сильнее. Может сыграть и в центре нападения, и «десятку». Он умный футболист, не зря в «Сельте» забивал «Реалу», «Барселоне». Не могу сравнивать их человеческие качества, потому что с Артемом не знаком, но Федя очень открытый парень.
— Четыре года назад можно было понять, что Хвича Кварацхелия — будущая звезда мирового футбола?
— Я застал его в «Локомотиве», было видно, что это классный игрок. Юрий Палыч верил в него, любил. Для «Локомотива» его уход был потерей. А в «Рубине» у Леонида Слуцкого Хвича сильно раскрылся. Не зря он в «Наполи» так мощно играет, стал лучшим игроком чемпионата Италии.
— Против него на тренировках было тяжело?
— Дриблинг у него классный, хорошо разбирался со всеми. И некоторых из ветеранов Хвича бесил (смеется). Как-то мяч между ног Михалику прокинул — Тарас был очень злой на него. Даже бегал за ним по полю, но потом успокоился.
***
— Оренбург — не самый крупный город. Как проходит обычный день футболиста?
— После тренировки можно сходить куда-то покушать, а вечером прогулка и сон. Особых развлечений в Оренбурге нет. Летом хорошо на набережной. Я живу возле стадиона, если нужно доехать до города, беру такси.
— У вас на стадионе поселилась кошка. Кто за ней следит?
— Все вместе. Кто-то корм покупает, кто-то ветчину и молоко с завтрака приносит. Эту кошку все в клубе любят: она большая, пушистая, добрая.
— У тебя домашние животные есть?
— Нет. Мне и кошки нравятся, и собаки. Но лучше, чтобы были не очень большими.
— Сможешь поселить у себя шесть собак, как фигуристка Александра Трусова, или 14 кошек, как пловец Евгений Рылов?
— Это слишком много! Лучше ограничусь одним.