Увольнение Цорна и Циннбауэра напрашивалось, особенно перед дерби с «Торпедо». В случае поражения в следующем туре «Локомотив» упадет в зону вылета, а может даже сразу на последнее место. Это явно не то, на что рассчитывали в клубе после десятков миллионов евро вливаний. Metaratings.ru рассказывает, во сколько обошлось клубу правление немцев.
Как Цорн заполучил власть в «Локомотиве»?
Цорн пришел в «Локомотив» в июле 2021 года в качестве технического директора. Он вошел в команду Ральфа Рангника, который «сбежал» в «Манчестер Юнайтед» через четыре месяца после назначения Томаса. За то именно отвечал Цорн на этом посту, в клубе никто конкретно не говорил, но, по словам бывшего директора «Локомотива» по коммуникациям Александра Бедарева, его функции были обширными.
Рангник покинул «Локо» неожиданно для всех. Немец приходил с обещаниями, что построит современный проект по европейским структурам, но, как только на него вышел «МЮ», он практически сразу покинул команду. Цорн сразу стал спортивным директором.
Ещё больше власти у Цорна появилось весной. В апреле 2022 года «Локомотив» покинул Ларс Корнетка, пришедший в клуб с Рангником. Немец занимал должность руководителя по спорту и развитию «Локо», но после начала СВО решил покинуть Россию. Обязанности Корнетки перешли Цорну, и основные спортивные решения клуба замкнулись на 35-летнем русском немце.
Возможно, именно этот фактор и стал ключевым в провале «Локомотива». По словам самого Цорна, Корнетка отвечал за работу тренерского штаба и руководил аналитиками. Он был связующим звеном непосредственно внутри команды, в то время как Томас работал, грубо говоря, «извне»: работал над контрактами, трансферами и так далее.
После ухода Корнетки в 20 матчах чемпионата России (8 в прошлом сезоне и 12 — в текущем) «Локо» набрал 20 очков. Для сравнения, в 20 играх до ухода Корнетки железнодорожники набрали 31 очко. Не выдающийся результат, но на москвичах еще была нагрузка в виде шести провальных еврокубковых встреч.
Сколько «Локомотив» потратил при Цорне?
Если покупки и назначения в «Локо» в первое трансферное окно при «немцах» (лето-2021) еще можно связать с решениями Рангника, то вот все последующие действия лежат фактически на Цорне как на спортивном директоре. В начале 2022 года в СМИ появились слухи, что агентство Рангника перестало работать с «Локомотивом», а сам Цорн публично заявил, что и ранее агентство клуб не консультировало.
В первое трансферное окно при немцах «Локо» потратил 30 млн евро, купив Константина Мамардашвили, Алексиса Бека-Бека, Гирано Керка, Тина Едвая и Максима Ненахова. Плюс железнодорожники взяли в аренду Тино Анджорина, но спустя полгода он вернулся в «Челси» из-за травмы.
Все эти покупки были санкционированы Рангником. Непонятно, насколько сильно на трансферы повлиял Цорн, так как публично никто не говорил о сферах работы технического директора «Локо». Зимой клуб закрыл некоторые проблемы в составе, выложив 11,5 млн евро за Яна Кухту, Вильсона Изидора и Марка Мампасси.
Летом 2022-го «Локо» потратил 13,2 млн евро. Самый дорогой переход произошел в последний день трансферного окна, когда клуб за 3,5 млн подписал Педриньо. Итого: при Цорне клуб за 1 год и 3 месяца купил футболистов на 55 млн евро.
Лишь «Зенит» за это время потратил больше. Правда, выхлоп совершенно иной: петербуржцы уверенно стали чемпионами 2021/22, а сейчас — с отрывом лидируют в РПЛ, ни разу не проиграв. «Локо» же с такими вложениями в одном очке от зоны прямого вылета.
Сколько заработал «Локомотив»?
Одна из главных заслуг, приписываемых Цорну — успешная продажа Бека-Бека. «Локомотив» даже заработал на французе, продав его в «Ниццу» за 12 млн евро. Правда, немец подчеркнул, что выплаты в клуб поступят не одним траншем. В этом году железнодорожники получили 6 млн евро, оставшаяся половина должна поступить в 2023-м.
К тому же Цорн прекрасно вышел из ситуации с Кухтой. «Локо» потратил на чеха 5 млн евро, но тот после начала СВО уехал из России по «семейным обстоятельствам». Форвард с разрешения ФИФА мог расторгнуть контракт, и тогда клуб остался бы ни с чем.
Но Цорн сумел отдать Кухту в годовую аренду «Спарте» за 1 млн евро. Пражане могут выкупить форварда за 4 млн, таким образом «Локо» хотя бы выйдет в ноль. Если «Спарта» откажется от Кухты, то чех вернется в Москву следующим летом. Для сравнения, «Рубин» потерял несколько миллионов евро, бесплатно отпустив купленных легионеров.
Плюс «Локомотив» весной сумел выручить 4,5 млн евро за Пабло и Мурило. Итого за 1 год и 3 месяца при Цорне клуб заработал около 22 млн евро на продажах. Трансферный убыток более 30 млн евро. Для клуба с «европейскими стандартами» это небольшие потери, компенсируемые доходом от ТВ и еврокубков. Но для нашего чемпионата во время массовых санкций это перебор.
Чем еще запомнился Цорн?
Многие события внутри «Локо» могли произойти и без Цорна. К примеру, весной клуб объявил об оптимизации расходов и закрыл проект «Казанка». Молодежную команду «воскресили» в 2017 году при Илье Геркусе, она выступала в ФНЛ-2. Теперь же у «Локо» нет фарма в профессиональной российской лиге.
Но в памяти болельщиков Цорн останется прежде всего как человек, устроивший хаос в тренерском штабе. Его назначения не выдерживали никакой критики, особенно устройство Циннбауэра. Тренер ранее работал в ЮАР и привел вместе с собой помощников. Один из них, Фадла Давидс, уволен вслед за Циннбауэром спустя 12 дней после прихода в «Локо».
Недовольны работой немцев были не только болельщики, но и сами игроки. Бывший капитан команды Ведран Чорлука спустя день после увольнения Цорна и Циннбауэра написал в соцсетях, что клуб опоздал с этим решением на полгода. Что будет дальше — непонятно, в медиа обсуждают даже кандидатуру 75-летнего Юрия Сёмина.
«Локо», стартовавший отвратительно, вполне может повторить путь «Динамо» середины десятых. Тогда организационные проблемы вкупе с финансовыми отправили команду в ФНЛ. Если так и произойдет, то в России останется лишь два клуба, сыгравших во время сезонах чемпионата — ЦСКА и «Спартак».