В «Локомотиве» сломали лучшую в России систему подготовки игроков. Кто будет растить новых Миранчуков?
В Черкизове очередная порция реформ. Но самое важное происходит, кажется, совсем не там, куда обращены взоры. Удаление из штаба Дмитрия Лоськова с Олегом Пашининым, назначение главным тренером Заура Хапова — это темы, конечно, горячие, но по большому счёту рядовые. Такое случается на каждом шагу — это футбольная проза. Тем более что ключевая фигура в команде — ключевая не номинально, а фактически — осталась прежней: готовить игроков к матчам продолжит Марвин Комппер, как сказано в официальном сообщении клуба.
А по-настоящему серьёзной выглядит другая новость: прекращение сотрудничества с Ларсом Корнеткой. Потому что именно в этой фигуре был заключён тот эксклюзив, на который претендовал проект сегодняшнего «Локомотива».
Собирать молодых, поднимать линию обороны, ставить прессинг — это, конечно, весело, но не уникально. Более-менее так ведут себя «Динамо», «Ростов», «Спартак», «Крылья», «Ахмат», «Краснодар»… Последние годы заметно изменили образ мыслей в РПЛ, привнесли модные в Европе тренды, и «Локомотив» в этом смысле никаким первопроходцем, конечно, не был. Даже несмотря на имя Ральфа Рангника — оно интриговало качеством, но не подходом.
А ближайшим соратником Рангника как раз и был Корнетка. Это он остался за главного, когда патрон отбыл в Манчестер. Он подхватил черкизовский проект в качестве идеолога. Он воплощал собой революционность, которая должна была изменить наши футбольные основы. То есть он обещал то самое качество.
Давайте признаемся: мы сами не вполне понимаем, что с нашим футболом не так. Почему «надцатые» места в разных международных турнирах и рейтингах стали для нас привычкой. Мы растеряны, а потому решения предлагаем почти наугад: убрать лимит, меньше платить, больше тренироваться… Тогда как этот самый Корнетка, осмотревшись на нашей местности, заметил нечто принципиально иное.
Игроки неправильно обучены — вот стержневой его тезис. То есть тренироваться нашей молодёжи надо не больше, как обычно склонны думать мы, дилетанты, а правильнее. Согласитесь, ракурс совсем другой.
И вместе с Томасом Цорном они взялись за реформу клубной системы подготовки резерва, хоть та и считалась лучшей в стране. Встречное недоумение опрокидывали простыми вопросами. Кто из воспитанников высоко котируется в Европе? Сколько в клубе выращено топовых форвардов? Сколько топовых защитников? Сколько воспитанников стабильно на протяжении лет играет в основе? Пятеро? Этого мало.
Такие вопросы прижимали к стене. И действительно интриговали. Потому что за ними стоял посыл: мы знаем как. Вы не знаете, а мы знаем.
И хотелось увидеть, понять, разобраться. В чём же на самом деле состоит это тайное знание, этот секрет, который позволяет готовить футболистов, соответствующих международному стандарту.
Деталей, правда, они не объясняли. Из всех направлений стратегии, которая пришла с ними, это выглядело наименее конкретным. «Будет перестройка», «в ближайшем будущем», «не готовы рассказывать все планы» — дежурные слова ограждали взоры любопытных. А суть приоткрывалась совсем чуть. В такой, например, фразе: «Должна быть одна линия обучения для игроков и тренеров».
Но в чём именно состоит эта линия, нам так и не довели. И теперь, видимо, уже не доведут. Поскольку носитель линии, тот, кого коллега Цорн называл ответственным за обучение тренеров, за философию и анализ игры, из «Локомотива» отбыл. Пару-тройку месяцев назад Ларс Корнетка всячески подчеркивал долгосрочность стратегии, утверждал, что их управленческая команда сфокусирована на будущем, что это лишь начало большого пути, что впереди долгая дорога, — но теперь откланялся. И оставил «Локомотив» у разбитого корыта.
Во-первых, клуб потерял главное из немецкого проекта — эксклюзивность. Полномочия Корнетки переданы Цорну, но тот на роль идеолога никогда не претендовал — всегда отвечал за рынок. А банальный «купи — продай» ничем интриговать не может, таких умельцев у нас самих немало.
Во-вторых, новую систему подготовки гости построить не успели, зато успели сломать старую. Лучшую в стране. И теперь совершенно неясно, кто будет растить новых Миранчуков. Хотя вместе с тем совершенно ясно, что именно на них, на Миранчуках, на родных талантах, и должен подниматься наш футбол в новые времена.
Так что открытия, как мы надеялись, заветного секрета не случилось. И если благодаря «Локомотиву» наш футбол стал чем-то богаче, то совсем не ответами, а ровно наоборот — вопросами.