Осенью 22-летний полузащитник ушел в аренду в «Ростов» и за два месяца провел 8 матчей, забил первый гол в РПЛ и стал одним из самых заметных игроков южан. Этой зимой «Ростов» выкупил Тугарева у «Локо».
Мы поговорили с игроком — из этого интервью вы узнаете:
- Почему отец Романа, профессиональный лыжник, отдал его в футбол
- Из-за чего все же ушел из «Локомотива», в котором был с 11 лет
- Как разговор с Карпиным повлиял на переход в «Ростов»
- Почему начал пристально следить за питанием
- Откуда берется интерес к смелому имиджу и различным прическам
Тренировки с отцом с 3 лет, непростой путь в «Локо», мотивация
— Как провел отпуск?
— Был в Москве, никуда не ездил, потому что пандемия. Плюс у меня была травма, которую требовалось залечить и сделать курс восстановления. Занимался этим. Сейчас последствия повреждения ушли, чувствую себя хорошо.
— Часто бываешь в родном Ижевске?
— Стараюсь пару раз в год приезжать, но не всегда получается. Последний раз был летом, когда начался коронавирус, сидел там месяц. В Ижевске оказалось полегче, чем в Москве, где все закрылось, ничего не работало. В Ижевске можно было выходить на улицу, поддерживать форму.
— Родной город сильно изменился за последние 10 лет?
— Он развивается, но не так, как хотелось бы, не так, как развивается Москва. Она все-таки у нас как отдельный такой городок, в котором все быстрее — новые технологии появляются, все деньги стекают туда. Но и в Ижевске что-то строится, появляются новые места.
— Как ты начал играть в футбол?
— Со мной постоянно занимался отец, уже с трех лет мы с ним выходили во двор играть, развивать технику. С шести лет поступил в школу ижевского «Зенита». Занятия с отцом очень помогли — ощущал, что сильнее остальных ребят. Даже потом, когда начал тренироваться со старшими, то на их фоне выглядел гораздо техничнее с мячом.
Естественно, это надо было развивать и дальше — в «Локо». Сейчас тоже вечером постоянно выхожу на поле, работаю: либо фишки обвожу, либо, если нахожу кого-то, то тренирую обводку с соперником. Плюс удары, реализацию дополнительно отрабатываю.
— Твой отец профессионально занимался лыжами. Почему ты ушел в другой спорт?
— Думаю, он, видя меня, понимал, что лыжи мне не очень подходят. Что нужны чуть другие данные — в плане, например, дыхательной выносливости. У него этого не было, наверное, подумал, что и у меня тоже. Ну и хорошо, что так получилось.
Но раньше — лет до 20 — все равно каждую зиму катались на лыжах. Сейчас не всегда получается приехать в Ижевск, или так холодно, что даже неприятно кататься — минус 25-30. Еще очень нравятся горные лыжи, в Ижевске есть горы, хоть и не такие, как на Урале. Но в последнее время занимаюсь этим меньше — травматично и с футболом сложно комбинировать.
— В 11 лет ты уехал в Москву в интернат «Локо». И путь в системе оказался непростым — ты не сразу играл в старте и в академии, и в дубле, и в «Казанке». Это закалило тебя?
— Определенно. Научило не опускать руки, выходить на каждой тренировке и доказывать тренеру, что я могу играть в стартовом составе. Хотя когда был молодым, признаюсь, это давило: сидишь на скамейке, думаешь, что готов, но у тренера другое мнение.
В такие моменты мне помогает цель — хочу стать лучшим, быть номером один. Бывает, что вдохновляют и какие-то мелочи. Смотришь, например, как кто-то что-то сделал на тренировке, и начинаешь думать: «Если он может, то и я могу». Меня заряжает желание каждый раз сделать больше и лучше, чем кто бы то ни было.
— Фильмы, книги, музыка дают мотивацию?
— Помню момент, когда перешел из «Казанки», где был лучшим, в основной состав «Локо» — и там почти не играл. Стало тяжело, и на руки как-то попалась книга Тима Гровера «Манифест великого тренера». Это тренер Майкла Джордана, он рассказывал, как с ним занимался, как нужно себя подводить к тренировкам — в том числе свой разум. Впечатлило.
Семин, Европа и важный разговор с Карпиным
— Осенью 2018-го ты провел хорошие игры с «Енисеем» в Кубке и «Уралом» в РПЛ, тебя заметили. Что помешало развить успех?
— Мое мнение: потом было мало игровой практики, но опять же это — мое мнение. Тренер не считал нужным меня ставить, считал, что проигрываю конкуренцию. Старался этот опыт использовать так, чтобы развить те качества, которых, по мнению тренера, мне не хватало. Старался прогрессировать. Считаю, тут не нужно обижаться, а нужно работать, если хочешь играть в футбол.
— Когда понял, что надо уходить в аренду?
— В основе «Локо» провел два года, при этом практически не играя. И каждое трансферное окно был разговор с Юрием Палычем о том, что я хочу уйти в аренду и играть. На это мне говорилось: «Оставайся, ты здесь будешь играть». И так повторялось каждые полгода. В какой-то момент понял, что надо что-то менять.
— Полузащитник «Локо» Куликов рассказывал, что с Николичем идет постоянное общение, а с Семиным такой коммуникации не было. У тебя как?
— Мне не хватало общения с Юрием Палычем, но в его защиту могу сказать, что это его право, он видел ситуацию так. Он тренер, ему решать, как будет лучше для команды. Я не хотел подходить и говорить, что мне мало общения. Все-таки он главный, а мне нужно в первую очередь доказывать на поле. Что я игрок основы, что могу тянуть этот уровень.
— Семин каким запомнился?
— Нацеленным на результат.
— С Николичем был разговор перед уходом?
— Общались, да. Он говорил, как видит меня, отговаривал от аренды, но я сказал, мне нужно игровое время, поэтому хочу сменить обстановку, перезагрузиться.
— Психологически был готов ехать в аренду в Европу?
— Были предложения, но мы решили остаться. Во-первых, в Европе был бы языковой барьер, я хоть и учу английский, но он неидеален. Плюс резкая перестановка, попадание в другой чемпионат, где другие требования. Решил для себя, что надо остаться, достичь определенного уровня, чтобы потом перейти в Европу.
— Перед арендой в «Ростов» общался с Карпиным?
— Конечно. Разговор с ним меня и убедил окончательно. Футбольный мир тесен, по слухам понял, какие требования у Карпина, отношения с игроками. Это вдохновляло. А при встрече он сказал: «Я тебя видел, знаю, что ты можешь. Приходи и доказывай, я жду». Мне было важно понять, ждут ли меня в команде, хотят ли со мной работать.
— Какой личный совет Карпина по игре особенно помог? Ты серьезно прибавил осенью.
— В первом матче в старте за «Ростов» (с «Рубином) было волнение, так как тяжело, выпав из игрового ритма, снова набирать форму и уверенность. Хотя на тренировках чувствовал себя хорошо, Карпин знал, что могу больше с мячом работать, обыграть, дать пас, забить. Вот он и подошел после матча сказал: «Не парься, ты сейчас все наберешь, знаю, как игровой тонус важен. Поэтому не загоняй голову, работай в том же направлении — и у тебя все будет. В нужный момент сам будешь знать, что делать на поле». Мне это очень помогло. Было неожиданно немного, просто до этого никогда такого тренеры не говорили.
Специальная диета, первый гол в РПЛ, полноценный трансфер в «Ростов»
— Ты в отличной физической форме — торс прокачан, виден рельеф мышц. Следишь за питанием?
— Да, уже давно, стараюсь вытащить больше из своего тела, чтобы оно было быстрее, сильнее, эластичнее. Когда пришел в «Ростов», процент жира на тесте был меньше всех — 8,8 (норма до 11).
Пришел к правильному питанию еще в «Локо», узнавал у специалистов, тренеров, докторов, читал специальную литературу. Ездил в клинику к Безуглову (главный врач сборной России. — «Матч ТВ»), чтобы сделать тесты и определить диету. Поскольку еще какое-то время занимался этим сам, то мне сказали примерно то, что я знал. Убедился в правильности пути.
В сезоне не ем сахар, сахаросодержащие продукты, насыщенные жиры (это что-то жаренное, например). Ненасыщенные жиры — можно, это, к примеру, авокадо, орехи, то есть полезный природный жир.
Держать диету несложно. Привык, плюс в голове есть установка, что мне какие-то продукты просто не нужны. Не вижу смысла съесть лишнюю шоколадку, чтобы потом — утрирую — умирать на поле. Сгонять ее и лишний вес, а не прогрессировать на этой неделе.
Вдобавок еще дополнительно занимаюсь. Только надо сверять свои планы со штабом. В «Ростове» есть тренер, который следит за этим, и все дополнительные тренировки надо с ним согласовывать.
— К вегетарианству как относишься?
— Мне было бы тяжело, но это дело привычки. У нас в «Локо» же был Хеведес, он вегетарианец — не ел рыбу и мясо, но играл хорошо, для своего возраста — отлично. Вот пример, значит можно так делать. Только важно найти свой рацион, идти к этому постепенно.
— В декабре ты забил первый гол в РПЛ — «Ахмату». Забрал себе что-то на память?
— Майку. Конечно, невозможно описать эмоции от первого гола. Это то, ради чего ты работаешь, пашешь на тренировках. Был счастлив. Когда забил — захотелось еще.
— «Ростов» способен взять медали?
— Да, мы к этому стремимся, ради этого жертвуем собой на тренировках. Хотим достичь максимального результата.
— «Ростов» этой зимой выкупил тебя у «Локо». Долго решалось?
— С моей стороны сразу была четкая позиция: я давал добро. Там были переговоры между клубами, решались нюансы, но в итоге все разрешилось в течение месяца-двух.
— Не исключаешь, что можешь вернуться в «Локо» когда-то?
— Ничего нельзя исключать, все возможно.
Изучение английского, смелый имидж и критика, Роналду
— Ты любишь читать. Что из последнего впечатлило?
— Виталич (Кафанов, тренер вратарей в «Ростове». — «Матч ТВ») дал свою книжку «Без права на ошибку». Читаю ее, мне нравится. По-другому стал относиться к вратарям.
— В карантин ты начал учить английский. Как успехи?
— Начал, можно сказать, с нуля. Сейчас практически все понимаю, что мне говорят по футбольной терминологии. Сам могу говорить, но не так идеально, как мне бы хотелось. Еще много надо оттачивать навыки в разговоре.
— У тебя смелый имидж, интересные прически. Как к этому пришел?
— Мне нравится стильно одеваться, находить какие-то прикольные луки иностранных исполнителей хип-хопа, рэпа или американских знаменитостей. Смотреть, что они надевают. Нет такого, что я кому-то подражаю, просто есть какой-то свой вкус, и мне нравится так выглядеть.
За кем обычно слежу? У многих есть интересные фишки. Например, Трэвис Скотт, Дрейк или баскетболисты, когда они приезжают на игру в своей одежде, новых прикольных кроссовках. И у каждого своя индивидуальность, чувство стиля.
— Татуировки планируешь делать?
— Пока одну сделал, в планах — больше. Первая татуировка — дата смерти бабушки, она важный человек в моей жизни.
— Футболистов бывает критикуют из-за яркого имиджа после поражений.
— Слушай, есть такое. Даже у меня случалось. Как-то под фоткой в инстаграме с накаченным торсом писали: «Только в тренажерке занимаешься, а на поле не играешь». Но это Россия, тут всегда так, это наш менталитет. Мы любим, условно говоря, увидев какого-то по телевизору, написать что-то потом в комментариях, но ведь эти люди не знают меня в жизни, не знают, какой я. Поэтому слишком прислушиваться к критике не нужно, хотя она бывает полезной, конечно.
В Европе этого меньше гораздо, там молодой футболист, который еще не играл за основу, может приехать на каком-нибудь Lamborghini, и ему ничего не скажут. У нас ты приедешь просто на машине, на тебя уже кто-то может не так посмотреть. Считаю, надо к этому спокойно относиться.
— Интервью с какой личностью (необязательно из футбола) ты бы хотел почитать/послушать?
— С Джорданом или Роналду. Они достигли на данный момент потолка в своих видах спорта. Хотелось бы узнать, как они к этому шли.
— «Локо» пересекался с «Юве» Роналду в ЛЧ. Как он?
— Видел его вживую, когда играли с ними и вели 1:0, а потом вышел Дибала и забил два. Конечно, сразу бросается быстрота в работе с мячом. Все гораздо быстрее, чем по ТВ-картинке. Ну и видно, что Криштиану — большой, накаченный.
— Не пробовал взять майку?
— Нет, не хотел.
— Типа таким жестом принижаешь себя?
— Можно и так сказать. Ну да, ты видел его, сыграл, но я-то хочу стать лучше него. Зачем мне майку брать? Но у каждого свое мнение.
— Любимое хобби помимо футбола?
— Нравится отдых на природе.
— Самая большая покупка в жизни?
— Квартира родителям в Ижевске.
— Какая сейчас цель?
— Стать стабильным игроком стартового состава, становиться лучшим бомбардиром, ассистентом команды, потом лучшим бомбардиром лиги. Ну, это на ближайшее время.