— Я коренной москвич, всю жизнь живу недалеко от станции метро Братиславская, – рассказывает Илья. – Начинал играть в футбол, как и все – во дворе с друзьями. Помню, как первый раз старший брат привел меня на коробку – мне тогда было около четырех лет. Я сделал пару ударов по мячу, и мне сразу понравилась эта игра. После этого старался как можно чаще играть с ребятами постарше. Очень веселое время.
Через несколько месяцев родители отдали меня в московский футбольный клуб СДЮШОР № 63 «Смена», где я начал заниматься футболом на более серьезном уровне. Я шел по стопам брата, поскольку он уже был в этой футбольной школе, и родители хотели, чтобы мы двигались вместе. Через пару лет меня заметили и пригласили в «Динамо», но там я надолго не задержался – провел около двух лет. У меня как-то с самого начала не сложилось – травмы, смена позиции, после чего я принял решение вернуться в «Смену».
В десять лет меня заметили скауты «Локомотива» на товарищеской игре в Черкизове. Помню, после матча один из селекционеров подошел к моим родителям и пригласил на просмотр, после которого меня зачислили в структуру клуба.
— Как складывалась твоя карьера в «Локомотиве»?
— Первые два года я провел в Академии. Это было сложное время. Поначалу не все складывалось удачно, меня отправили в «Локо-2». Там я отыграл где-то два года, но за это время сильно изменилось мое понимание и отношение к футболу. «Локо-2» – хорошая школа жизни. Когда я только туда попал, то думал, что недостаточно хорош, чтобы выйти на серьезный уровень. Но через некоторое время почувствовал уверенность и снова стал наслаждаться футболом. Даже Максим Юрьевич Мишаткин сказал мне как-то, что если бы я остался в Академии, то не играл бы, а так я получил много практики, которая помогла мне стать сильнее.
Мы всегда играли против более сильных команд, и благодаря этому я многому учился. За нами пристально следили и помогали. Мой тренер Юрий Валерьевич Игнатьев внес очень большой вклад в мое развитие. Именно благодаря ему я вырос как футболист. Он видел во мне большую перспективу, я был у него важным игроком. Когда вернулся в основную команду Академии, стал совершенно другим футболистом и не уступал остальным. Я бы хотел, чтобы ребята, которых отправляют в «Локо-2», знали, что это не шаг назад или крест на карьере, скорее – это возможность проявить себя и стать лучше.
— Ты сказал, что брат привел тебя на футбол и что он тоже занимался. Он все еще играет профессионально?
— Да, он на Украине играет за местный клуб. К сожалению, в один момент у него произошел спад из-за некоторых личных обстоятельств, и сейчас он пробует вернуться и достичь высокого уровня.
— Какую роль в твоей футбольной жизни играют родители?
— Папа очень ответственно подходит к этому. Он смотрит все мои игры, периодически что-то советует. Мы часто обмениваемся мнениями после матчей. Он даже иногда советуется с братом, спрашивает, как лучше мне что-то сказать. Папа не особо строго критикует, скорее, пытается меня по-хорошему разозлить, чтобы я работал над своими ошибками. Он умеет подмечать мелочи – прием, отбор, открывания. Мама тоже следит за моими играми, она умеет поддержать, когда нужно. Но, на самом деле, брат внес очень большой вклад в мое развитие как футболиста. Я, можно сказать, учился на его ошибках и старался делать некоторые вещи по-другому. Он постоянно дает ценные советы.
— Отец как-то связан с футболом?
— Он болельщик «Локомотива». Очень забавная история, как я об этом узнал. Когда я был маленький, отец постоянно смотрел футбол, но никогда не говорил, за кого болеет. И как-то раз, когда мне было уже 14 лет и я уже был в клубе, мы сидели и смотрели матч «Локомотива». Папа почему-то сильно переживал. Я сначала не обратил внимания, но потом спросил. Оказалось, что он очень давно болеет. Я был в шоке, поэтому что очень интересное совпадение: папа болеет за «Локомотив», и именно они меня позвали на просмотр.
— На какой позиции ты начинал играть? Ты всегда был левым защитником?
— В «Смене» я начинал играть в защите – слева и иногда в центре. В «Динамо» меня перевели в нападение, но я чувствовал себя недостаточно комфортно. Мне нравится моя позиция – ты задействован и в атаке, и в обороне. Было время, я играл опорника, но это скорее из-за обстоятельств в команде – у нас был дефицит на этой позиции. Наиболее продуктивен я слева в обороне. Здесь все понятно – есть четкие функции, которых немного. Если играть в центре, то ты должен быть везде, быть всегда сконцентрирован, уметь правильно выбирать позицию в нужный момент.
— Какие у тебя сильные стороны и над чем еще нужно работать?
— Я хорошо подключаюсь к атакам, умею сделать качественный навес, но над оборонительными действиями еще нужно много работать. Например, над выбором позиции в разных ситуациях. Бывает, что я очень увлекаюсь моментом и забываю перестроиться. Но с каждой тренировкой становится все лучше. Я в этой лиге не так давно, здесь другие скорости, уровень соперников – все техничнее, поэтому стало сложнее. Но это не проблема, скорее мотивация, чтобы дальше работать над собой и становится сильнее.
— Как ты учишься в школе? Какие предметы тебя интересуют больше всего?
— Учусь хорошо, но у меня очень нестандартный уклон – мне нравится биология и химия. Хочу углубленно изучать эти предметы, чтобы потом стать врачом. Если после футбольной карьеры будет выбор стать агентом, селекционером или врачом, я выберу врачебную деятельность. Пока, правда, не знаю в какой области хочу быть специалистом. У меня мама по образованию врач-косметолог. Надеюсь, когда я поступлю в университет, у меня получится совмещать футбол с учебой. Хочу не просто играть в футбол, но и подготовиться к жизни после окончания карьеры.
— Ты в команде с лета, но провел не так много матчей за молодежку. С чем это связано?
— Мне нужно было время на адаптацию. Я пропустил почти полгода по личным обстоятельствам и не играл в футбол. Поэтому, когда я пришел в молодежку, мне не могли сразу дать игровое время, поскольку каждый матч очень важен. Меня готовили и постепенно подтягивали к составу. Также первое время я был немного зажатым в плане игры – боялся показать себя с плохой стороны. Тренер мог подумать, что я пришел в команду и расслабился. Сейчас уже все по-другому, и я чувствую себя уверенно. Уже полностью адаптировался, всех знаю, со всеми общаемся. Знаю, что от меня хочет тренер и все тактические нюансы.
— Ты доволен, как провел свои матчи в чемпионате?
— Это всего две игры, они были неплохие. Много положительных моментов, но есть вещи, которые нужно исправлять. Тренер похвалил. Были замечания по игре, но он сказал, что после долгого отсутствия практики в молодежке я сыграл хорошо. Для меня самое главное – мнение тренера, поэтому, если он доволен, это хорошо.
— Как на тебя влияет конкуренция? За счет чего планируешь выиграть место в основе?
— Я отношусь к конкуренции спокойно. Она помогает держаться в тонусе. Я просто сфокусирован на себе и тренировках. Рано или поздно получу шанс. Главное воспользоваться им.
— Это твой первый сбор с молодежкой. В чем сложность этих сборов?
— Лично для меня – это нагрузка. Она достаточно большая и выматывающая, но при этом ты чувствуешь, как становишься сильнее. А вообще сборы с молодежкой – это большая ответственность. Есть четкое расписание, которое необходимо соблюдать. В Академии было попроще – не было сборов перед обедом или ужином, можно опоздать на минуту и это нормально. Здесь, если начать опаздывать, будут последствия. Это приучает к дисциплине.
— У тебя очень интересная прическа. Что повлияло на твой выбор?
— У меня эта прическа с детства. Один раз подстригся коротко, но мне не понравилось. Больше решил не экспериментировать. С длинными волосами комфортно, чувствую, что выделяюсь (смеется). Меня иногда спрашивают – не мешают ли волосы, когда я играю в футбол. Никаких неудобств, я просто надеваю повязку.
— Ты уже столько времени в клубе. Что для тебя «Локомотив»?
— Это место, куда бы я пошел, если бы у меня на было дома. Для меня это уже как второй дом. Здесь все родное, уютное, комфортное и знакомое. Знаю, к кому обратиться по разным вопросам.
— Какая у тебя футбольная мечта?
— Мечтаю стать профессиональным футболистом, заиграть на высоком уровне, закрепиться в основном составе «Локомотива», попасть в сборную. Может, даже уехать в Европу, если получится. Я с детства болею за две команды – «Милан» и «Локомотив». Поэтому, если будет возможность, хочу попробовать себя в «Милане». Я помню, как в детстве друг брата привез мне из Италии футболку Алешандре Пато, который тогда играл за «Милан». После этого я стал активно следить за клубом.