"Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы... И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её."
"Как закалялась сталь". Н. Островский, 1934
"Как закалялась сталь". Н. Островский, 1934
Будущий первый тренер советского футбольного клуба "Локомотив" Алексей Столяров родился в 1905 году в столице Российской Империи, Санкт-Петербурге. Так что, когда в следующий раз будете поносить "Зенит" и "национальное достояние" "Газпром" на чём свет стоит, вспомните, что в футбол "Локо" в первый год его существования учил играть самый что ни на есть коренной петербуржец. Там тоже встречаются хорошие люди
О детских годах Алексея Ивановича толком ничего не известно, но мы знаем, насколько лихими, но в то же время невероятно сильными и захватывающими были первые годы XX века в Санкт-Петербурге, поэтому можно предположить, что эта обстановка закалила характер будущего талантливого спортсмена и тренера. А спортивная биография его не из простых. И вот почему:
Общеизвестным для болельщиков является факт, что на заре российского футбола, примерно до 60-ых годов прошлого века многие спортсмены совмещали занятия сразу несколькими видами. В том числе и футболисты, любившие поиграть и в дико популярный в ту эпоху хоккей с мячом, и хоккей с шайбой. И Столяров в этом плане не был исключением. Но принадлежал-то он к более старшему поколению, нежели мастера футбола и хоккея Лев Яшин и Всеволод Бобров. И занимался... греко-римской борьбой! Довольно нетипично для футболиста, не так ли?.. Но это без сомнения давало Алексею Ивановичу заметные преимущества на футбольном поле. Крепко сбитый, коренастый полузащитник был очень неуступчивым игроком, жёстким опекуном. Жёстким до такой степени, что однажды легенда советского футбола, Николай Петрович Старостин, отец-основатель "Спартака", прямо со стадиона укатил на больничную койку. Так что спуску "железнодорожники" "Пищевику" не давали ещё и до создания самого "Локо"!=)
Эта история со Старостиным случилась в 28-ом году, когда 23-летний полузащитник ленинградского "Динамо", обративший на себя внимание уверенной, цепкой игрой, переехал в Москву и продолжил занятия любимой игрой по тому же ведомству. В том же 28-ом товарищ Столяров настолько блистал, что по итогам года попал в символическую сборную лучших футболистов СССР по опросу наиболее авторитетного в то время издания "Физкультура и Спорт". А вот сейчас держитесь...
Вы думаете, это всё, чем для Алексея Ивановича запомнился феерический 28-ой?.. А вот как бы не так! Потому что герой наш умудрился в том году ещё и всесоюзную Спартакиаду выиграть! По футболу?.. Ну что вы, это было бы слишком легко! А вот борьба - в самый раз!
На этом успехи Столярова в спорте не закончились и к 32-ому он даже сыграл 4 матча за сборную Советского Союза по футболу.
В 35-ом году, на закате карьеры, перешёл в команду Казанской железной дороги, "Казанку". Переход этот стал переломным в карьере Столярова.
Уже через год, в 36-ом, футболисту-ветерану предложили воплотить в жизнь идею Лазаря Кагановича о создании в Наркомпути футбольного коллектива, способного на равных сражаться в только что основанном союзном чемпионате с уже признанными "грандами": "Динамо", ЦДКА, "Спартаком". Товарищ Столяров предложение руководства принял и с энтузиазмом взялся за формирование "самого лучшего коллектива".
А попал новоиспечённый старший тренер московского "Локомотива" в затруднительное положение, ибо вынужден был комплектовать команду из тех игроков, что остались в столице после "вербовки" клубов других ведомств. Однако, как показала практика, тренерская интуиция Алексея Ивановича не подвела. К лидерам "Казанки" Виктору Лаврову, Николаю Разумовскому, Алексею Соколову, Алексею Семёнову, Виталию Стрелкову присоединились Дмитрий Максимов и Николай Ильин (из "Серпа и Молота"), а также Валентин Гранаткин ("Электрозавод", и о нём вообще будет отдельный разговор - прим. автора).
В первом сезоне 36-ого года в элитной группе "А" чемпионата СССР, состоявшей из 7 команд, успели разыграть 2 турнира, весенний и осенний. Новички-"железнодорожники" весной стали 5-ыми, а осенью, уже поднабравшись опыта, финишировали на ступеньку выше.
Но не спешите расстраиваться. Тренерский талант Столярова, поставившего команде атлетичный футбол с крайне неуступчивой манерой игры, успел проявиться в промежутке между розыгрышами чемпионата, в Кубке СССР.
Верно говорят: каков тренер, такая и команда у него. Столяров-борец передал свой борцовский характер и команде. Но и не только это. Алексей Иванович оказался ещё и хорошим психологом, подобравшим футболистов не только по спортивным, но ещё и по человеческим качествам, заложив эту традицию "Локомотива" с самых первых лет.
"Такой взаимной поддержки в игре, как у нас, я не ощущал ни у кого из наших соперников. В коллективизме мы обычно превосходили всех, за счёт этого побеждали даже тех, кто был сильнее"
- вспоминал полузащитник "Локомотива" Николай Ильин. Подтверждают это и Виктор Лавров, и Василий Сердюков.Именно эта черта превратила "Локо" в настоящую "кубковую команду", не сдававшуюся никому и никогда. Неудивительно, что первый Кубок СССР достался именно "железнодорожникам", обыгравшим в финале тифлисское "Динамо" со счётом 2:0.
Команде, так наспех, но, как видно, несмотря на это и очень тщательно, собранную Алексеем Столяровым. Который, кстати, и сам успел сыграть за неё семь матчей. Ну, чтобы его "борцы" не расслаблялись
Неизвестно, почему после такого успешного дебюта команды-новичка и её тренера, Столяров команду покинул. Но известно, что спорт он не бросил. Да и не мог, характер не позволял. В 37-ом получил орден "Знак Почёта". Вернулся в борьбу и в 39-ом, в возрасте 34-ёх лет получил звание Заслуженного мастера спорта СССР.
Принял участие в сражениях на фронтах Великой Отечественной. Скончался в Москве в 1944-ом, за год до её окончания, не дожив и до 40 лет.
Есть хорошая поговорка: "как корабль назовёшь, так он и поплывёт". Так вот, мне кажется, что тут определяющее значение имеет не столько имя, как таковое, сколько тот первый капитан, который первым стоял у штурвала. Ну, или пользуясь другими аналогиями, первым машинистом, закидывавшим уголь в топку. Так вот, нашим первым машинистом был Алексей Иванович Столяров, крепкий борец с сильным характером, лидер, создавший вокруг "Локомотива" атмосферу дружбы и взаимовыручки. И я уверен, что нам, "железнодорожникам" нынешним, и игрокам, и болельщикам в особенности, стоит об этом помнить. Ведь чтобы стоять - нужно держаться корней.