— Прошел год с момента твоего перехода в «Локомотив». Ты доволен, как он сложился?
— Я счастлив. Слава богу, все идет хорошо. Мне удалось адаптироваться, и с каждым днем я чувствую себя все лучше, что отражается на игре. Также привыкаю к городу. Поселился в Москве неподалеку от клубной базы, чтобы было удобнее добираться на тренировки.
— К чему в России было сложнее всего привыкнуть?
— Язык и климат. На русском я знаю несколько базовых слов и футбольные термины, но он очень сложный для изучения. А если говорить о климате, зима в Бразилии – самое жаркое время года, а здесь наоборот холодно. Впрочем, к холодам я отношусь спокойно. В этом году из-за коронавируса календарь немного сместился, и первая часть сезона завершится в середине декабря. Ничего страшного.
— Гилерме рассказывал, что ему первое время не хватало бразильской фасоли бамии.
— Когда Гилерме переходил в «Локомотив», этого блюда в России, возможно, не было. Но я уже видел эту фасоль в супермаркетах. Вообще, в Москве можно купить любую вещь – с этим проблем нет. Если говорить о нематериальном, то родные навещают меня, как только появляется возможность. Так что чувствую себя комфортно.
— Ты говорил, что любишь проводить все свободное время с семьей. Кто поддерживает тебя в России?
— Со мной всегда рядом брат. Мы можем сходить в ресторан или просто погулять по Москве. Мне нравится центр города и, конечно же, Красная площадь.
— Видели у тебя в инстаграме фото рядом с «Москвой-Сити». При этом ты довольно редко выкладываешь фотографии. Не фанат соцсетей?
— Если честно, мне не нравится инстаграм. Спокойно отношусь к соцсетям.
— Вместе с «Локомотивом» ты объездил множество городов в России. Назови три, которые понравились тебе больше всего?
— Сочи, Краснодар и Казань – лучшие.
— Как ты провел перерыв в чемпионате из-за коронавируса?
— Это был сложный период. Сидел дома на карантине, тренировался по программе, которую нам отправлял тренер. Почти не выходил из дома даже в магазин – этим занимался мой брат.
— Почему ситуация с коронавирусом в Бразилии такая тяжелая? Затронула ли болезнь кого-то из твоих близких?
— Я не слежу за этим так плотно, чтобы не забивать голову мыслями о коронавирусе. Знаю только какие-то главные новости. К счастью, мою семью болезнь не затронула.
— Ты рассказывал, что смотришь Netflix – что нравится из сериалов?
— Мы много летаем, поэтому постоянно смотрю сериалы в самолетах. В основном это бразильские фильмы. Нравятся триллеры и боевики.
— Ты верующий человек. Как религия помогает в жизни?
— Религия помогает мне концентрироваться и быть более спокойным. Я верю, что каждый день нужно делать добро и помогать другим людям, а не думать только о себе.
— Давай поговорим о футболе. Ты провел уже почти 30 матчей в чемпионате России. Какое представление сложилось у тебя о нашей лиге?
— Хороший чемпионат. Здесь выступает множество классных игроков из России и других стран. Всегда очень высокий градус борьбы. Так как я не играл в других лигах, мне сложно сравнивать. Но топовые команды больше атакуют, команды поскромнее больше обороняются. Обычная ситуация.
— Но ты можешь сравнить чемпионат России с чемпионатом Бразилии.
— Главные отличия в атаке. Бразильские нападающие без раздумий берут игру на себя, идут в дриблинг, обыгрывают одного-двух соперников. В России это не всегда так.
— Когда ты только перешел в «Локомотив», тебя часто критиковали в прессе. Обращаешь на это внимание?
— Я совсем не в курсе, что пишет пресса. К самому себе у меня очень высокие требования, поэтому стараюсь концентрироваться на игре и соответствовать уровню, которого хочу достигнуть.
— При этом все отмечают, что после перерыва ты заиграл намного увереннее.
— Сложился комплекс причин. Новый тренер придал мне уверенности. К тому же я провел уже год в России и адаптировался, начал лучше понимать партнеров на поле. Хотя поначалу было очень сложно.
— В матче со «Спартаком» ты зрелищно подключился к атаке, исполнил финт Зидана. При этом обычно ты играешь очень аккуратно и не рискуешь.
— Все зависит от ситуации на поле. Иногда я вижу, что впереди свободное пространство и можно подключиться к атаке. Иногда, что лучше отдать пас назад. Когда не надо рисковать, мы не рискуем. Но если риск минимален, почему бы не пойти вперед?
— Чорлука дает советы?
— Ведран мне очень помог. Но при этом практически не давал советов, потому что во время тренировок и матчей все становится понятно без слов – кто куда бежит, кто какую позицию занимает.
— В адаптации вне поля тебе наверняка помогали Гилерме и Эдер.
— Гилерме – всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Очень важно, чтобы рядом был близкий человек. Гилерме и Эдер дают даже не бытовые советы – намного важнее, чтобы тебя поддержали в трудной ситуации, успокоили. То есть больше психологические аспекты.
— Когда ты перешел в «Локомотив», то играл сначала в обороне, затем в опорной зоне, сейчас снова вернулся в защиту. Где комфортнее?
— Для меня не принципиальна позиция на поле. Готов сыграть там, куда поставит тренер. Главное, помогать команде.
— На 94-й минуте матча за Суперкубок с «Зенитом» Эмилиано Ригони, который только что вышел на замену, убегал один на один, но ты догнал его и отобрал мяч. Ты совсем не устаешь?
— Я должен отбирать мячи – ежедневно работаю над этим во время тренировок. Мне очень приятно, что у вас складываются позитивные впечатления от моей игры. Откуда силы? Мы тяжело тренируемся и работаем над формой. Кроме того, если я чувствую, что мне нужна дополнительная тренировка, то занимаюсь еще и дома.
— «Локомотив» проведет 26 матчей до зимнего перерыва. Команда справится с таким графиком?
— Когда у тебя один матч в неделю, это одна подготовка. Когда два – другая. Будем работать в графике: концентрация на игре – матч – восстановление – концентрация на новой игре. Мы знаем, что придется жить в таком ритме. Это мобилизует внутренние силы.
— В прошлом сезоне ты сыграл в Лиге чемпионов против «Байера», «Ювентуса» и «Атлетико». Кого хочешь в соперники в этом сезоне?
— В нашу группу в любом случае попадут две «акулы». Кто бы нам ни достался, нужно побеждать. Что будет, то будет.