Гжегож Крыховяк, возможно, лучший трансфер «Локомотива» в новейшей истории (поляк перезапустил карьеру после неудачного перехода в «ПСЖ», а РПЛ получила топового игрока) и максимально нетипичный футболист: знает пять языков, владеет собственным бутиком и путешествует по всему миру.
Этим летом, когда авиасообщение до сих пор не восстановлено, а границы закрыты почти везде, Гжегож все равно провел отпуск вдали от дома — на Камчатке. Корреспондент Sport24 Леонид Волотко встретился с Крыховяком и узнал:
— Как Гжегож планировал маршрут и почему не боялся во время фото с медведем;
— Чем Австралия и Перу похожи на Россию;
— Почему Крыховяк больше не пойдет в парикмахерскую в Москве;
— Как отреагировал на уход Семина, мешает ли война фанатов с Кикнадзе, хорош ли Николич;
— Почему Крыховяк не возвращается в Европу, и стоит ли уезжать Миранчуку.
— Как разыграл журналистов с Войцехом Щенсны: идеальный пранк перед топ-игрой.
— Как тебе Камчатка?
— Честно: фантастика! Я знал, что там потрясающе красиво, но не думал, что настолько. Природа, пейзажи вокруг, дикие животные — для меня это реально открытие. Выделить какое-то одно место невозможно. Куда бы ни поехал, везде очень живописно. Больше всего меня впечатлили водопады, гейзеры и горы. Природа просто невероятная.
— Кто предложил полететь именно туда — ты или жена?
— Это моя идея. Я раньше много слышал об этих местах, а теперь решил, что лучшей возможности не будет: границы закрыты из-за пандемии, значит, нужно путешествовать внутри страны. Да, Камчатка — это не близко, но из Москвы все равно добраться проще, чем из Европы.
— Как планировали маршрут?
— Мы обращались в туристическое агентство в Польше. Понимали: если не хочется все время провести в одном месте (а мы собирались увидеть как можно больше), нужно распланировать перемещение и все организовать.
— Перелет на Камчатку — самый долгий в жизни?
— До Камчатки лететь 8 часов. Мой рекорд — 23 часа до Австралии. Там было два перелета: 12 и 11 часов. Можно выспаться и пересмотреть все фильмы, ха-ха!
— Прошлым летом ты сфоткался рядом с огромным вараном, а на Камчатке — с медведем. На месте твоего тренера я бы переживал, что могу остаться без важного игрока.
— Ну, сами животные, конечно, опасны, но поверь: я делаю так, чтобы все прошло максимально надежно. Потому что всегда готовлюсь к поездке, и если собираюсь в дикие места, то обязательно отправляюсь туда в сопровождении профессионалов. Обязательно — местных, которые знают, что делать и как вести себя в разных ситуациях, в том числе с дикими животными. Кстати, что касается медведя — то на том фото между мной и ним был надежный забор под напряжением, так что мне сто процентов ничего не угрожало.
— Для многих отпуск — это проваляться две недели на пляже и больше ничего не делать. Ты бы так смог?
— Раньше бывало, но точно не две недели — это слишком много. Сейчас, если я еду в отпуск, то ставлю цель открыть для себя как можно больше новых мест и изучить их. Но отдыхать тоже важно: нельзя постоянно находиться в дороге. Глядя на мой инстаграм, не думайте, что я все время путешествую — даже во время поездок нужно устраивать время для отдыха: как ты сказал, поваляться и ничего не делать.
— Какая страна впечатлила тебя больше остальных?
— О, это Перу. Но не из-за Фарфана, ха-ха! Там тоже потрясающая природа — кстати, чем-то даже похожа на Камчатку. Плюс, много классных городов, где ты окунаешься в историю. В Мачу-Пикчу я смотрел на архитектуру и поражался: как люди вообще это построили?
— Лучший город не для путешествий, а для жизни?
— Очень люблю Париж. Еще Нью-Йорк, Гонконг. И Рио-де-Жанейро. В каждом из них есть что-то особенное: история, атмосфера.
— Но в Рио очень опасно.
— Как и везде, нельзя терять разум. Плюс нужно заранее изучить, как ведут себя местные, погрузиться в культуру. Если пойдешь гулять, размахивая телефоном и драгоценностями, конечно, будут проблемы. Как и в любой другой стране, ведь неблагополучные места есть везде. У меня никогда не было неприятностей — ни в Бразилии, ни где-либо еще.
— Ты живешь в России уже третий год. К чему было сложнее всего привыкнуть после переезда?
— В этом плане я абсолютно некапризный: мне нравится открывать для себя новые города и страны. Смотреть, как живут люди, узнавать что-то новое. Выучить язык, в конце концов! Москва — реально топовая европейская столица. Как Лондон или Париж. Фантастический город, мне очень нравится.
— Как ты себя чувствуешь сейчас, когда границы закрыты, и никто не понимает, в какой момент полностью восстановится авиасообщение?
— Ну, непросто, конечно. В этом плане поездка на Камчатку стала спасением. Как и все, большую часть времени я посвящаю работе, но для меня очень важно отвлечься и отдохнуть: переключиться с футбола, перезарядить батарейки и набраться сил перед следующим сезоном. Путешествия — отличная возможность для этого.
— Где ты провел карантин? В Польше?
— Нет, в Москве. Никто не знал, когда возобновится сезон. Я не захотел рисковать и лететь в Польшу, чтобы потом искать способы вернуться и провести две недели на самоизоляции. Поэтому остался в России.
— Ты рассказал про Австралию. 23-часовой перелет — единственный минус?
— Да, мне там очень понравилось! Знаешь, Австралия как Россия: большая страна, но все города совсем разные. Сидней — огромный. Мельбурн тоже фантастический. Если отправишься в центральную часть материка, окажешься внутри дикой природы и изнуряющей жары. На Севере — встретишь крокодилов. Больше всего меня поразило Улуру (массивное скальное образование, сформированное геологическими процессами около 680 миллионов лет назад — Sport24) — просто сумасшедшее место в плане красоты и истории. В Европе не найдешь ничего подобного.
— В этой же поездке ты посетил Хоббитон — фанат «Властелина колец»?
— Смотрел все части, но большим фанатом себя назвать не могу. Просто мы были в Австралии и решили, что от отпуска нужно брать максимум, и если есть возможность, то надо посетить еще и Новую Зеландию, о которой так много восторженных отзывов. И сделали это.
— Давай к футболу: единственное поражение «Локо» при Николиче — от «Зенита» в матче за Суперкубок? Обогнать настолько мощный «Зенит» на дистанции — реально?
— В той игре мы могли как уступить, так и победить. Все решили детали. Не думаю, что между «Локомотивом» и «Зенитом» большая разница в классе. В прошлом сезоне мы доказали, что способны их обыграть. Сейчас это тоже по силам, главное — выложиться на максимум и пройти в таком режиме всю дистанцию. Потому что год назад мы хорошо стартовали, но нам сильно помешали травмы. Из-за них мы упустили чемпионство.
Считаю, это сигнал для всех парней, потому что все зависит от нашей ответственности. Недостаточно просто хорошо тренироваться. Чтобы оставаться в топ-форме и не травмироваться, играя каждые 3-4 дня, важна каждая мелочь: начиная с соблюдения режима и заканчивая правильным питанием.
— Лучшим игроком сезона признали Дзюбу. Не обидно, что не тебя?
— Он фантастический игрок, могу только поздравить его с этой наградой. Для меня гораздо важнее результат команды, за которую я выступаю. Но если кому-то нравится моя игра — что ж, я счастлив. Но команда — все равно на первом месте.
— После ухода Юрия Семина болельщики протестуют против руководства. Как ты к этому относишься?
— Смотри, на мой взгляд фанаты — самое важное, что есть в футболе. Они нужны нам, без них не выиграть чемпионство. Семин для меня — потрясающий человек и тренер, который выиграл с «Локомотивом» все. Могу сказать, что с ним я провел отличное время.
Что касается вопроса, то пойми, я — футболист, который должен уважать генерального директора и главного тренера команды, за которую играю. Мы не можем поменять какие-то решения или переписать историю. Сейчас очень важно, чтобы каждый игрок, болельщики и сотрудники клуба двигались в одном направлении. Только так можно достичь результата в чемпионате и в Лиге чемпионов. Все зависит только от нас, и мы нуждаемся в каждом [болельщике], чтобы сделать это.
— Ты удивился, что Семина заменил Николич, о котором еще пару месяцев назад в России никто не слышал?
— Я не был удивлен или не удивлен. Еще раз: я футболист, и моя работа — приносить пользу команде. Клуб принял решение, и хоть у нас было совсем мало времени для знакомства, могу сказать, что Марко — очень хороший тренер. Думаю, за прошедший месяц он это доказал. Приезжать в новую команду всегда непросто — еще сложнее сразу проводить важнейшие матчи, от которых зависит итоговый результат. Но мы пробились в Лигу чемпионов — для меня это важный момент. Но еще важнее, чтобы из года в год выступать там лучше и лучше.
— Что Николич изменил после Семина?
— Считаю неправильным сравнивать двух тренеров в прессе. Если понадобится обсудить тренировки или игру, я сделаю это в личном разговоре напрямую. А оценивать нынешнего или прошлого босса с журналистами — так я поступать не буду. Могу лишь сказать, что мои задачи практически не изменились: схема осталась той же, позиция не поменялась.
— Леонид Федун однажды сказал: «Тренер — это всего 10 процентов успеха команды». Согласен?
— Думаю, больше. Да, на поле выходят футболисты, но тренер принимает абсолютно все решения до игры. При этом ты можешь быть фантастическим тренером, но без качественных исполнителей точно не решишь больших задач. Важен баланс, микс и коллективная работа. 10 процентов — все-таки слишком мало.
— Неделю назад Федун рассматривал возможность сняться с чемпионата из-за судейских ошибок. Арбитры — главная проблема русского футбола?
— Я так не думаю. Да, ошибочные решения рефери выводят из себя. Но я не верю, что они делают это специально. Все ошибаются: тренеры, игроки, судьи. Нужно просто с этим смириться, это часть футбола.
— Алексея Миранчука уже год отправляют в «Ювентус», «Милан», «Аталанту» и другие европейские клубы. Думаешь, он готов?
— Это должен решать только он сам. Взвесить все и осознать, что лучше. Ситуация такова, что в «Локомотиве» есть Лига чемпионов и борьба за титул. Но я могу понять желание попробовать себя в Европе. Англия, Испания, Франция — я был там и знаю, что это такое. Это фантастика! Но я не хочу и не могу подходить к Миранчуку, чтобы сказать: надо уезжать. Или наоборот: не надо. Если будет конкретное предложение и понадобится мое мнение по поводу страны, города или команды — пожалуйста. Но решение необходимо принимать самостоятельно.
— Трансферные слухи появляются вокруг многих игроков РПЛ, но я не помню, чтобы читал об интересе к тебе. Почему?
— Мне все нравится в «Локомотиве». Отличный состав, стабильно есть Лига чемпионов и борьба за чемпионство — я все-таки приезжал решать высокие задачи, а не идти в середине таблицы. Плюс, меня полностью устраивает жизнь в Москве, я получаю удовольствие.
— Но ты бы хотел однажды вернуться в Европу?
— Знаешь, на протяжении всей жизни я никогда не пытался спланировать будущее. В футболе все происходит так быстро — не успеваешь подготовиться! Если появится какой-то вариант или предложение, подумаю. Но сейчас я действительно счастлив и не думаю ни о чем подобном.
— Я спрашивал это у Мацея Рыбуса и сравню его ответ с тобой: если бы ты мог взять в «Локо» любого игрока из сборной Польши, кто бы это был?
— Щенсны.
— Рыбус выбрал Левандовского.
— Я выберу Войцеха, потому что мы давно дружим.
— Щенсны — главный приколист в сборной Польши. Вспомни самый крутой совместный розыгрыш.
— Ох, их было столько! Расскажу одну историю: перед важной игрой со сборной Германии мы с Войцехом пришли на пресс-конференцию. А до нее заключили пари: я должен был использовать в ответах как можно больше фамилий известных игроков. Журналисты задавали серьезные вопросы, я отвечал и между делом вставлял: «Бирхофф», «Дида» и так далее. Было нереально смешно!
Никто в зале не понимал, что происходит, кроме Щенсны. Журналисты пытались разобраться, почему я это делаю, а тренер смотрел на меня и думал: «Черт, что ты несешь?». Спустя пару дней все выяснили, что это был розыгрыш. Думаю, если бы мы проиграли, нас с Войцехом бы пристрелили! Но мы победили 2:0 — это была первая победа сборной Польши над Германией.
— Ты приезжал в Россию с короткой стрижкой и без бороды. Почему сменил стиль?
— О, я хорошо помню день, когда это случилось! Однажды я решил подстричься в парикмахерской в Москве. Сказал мастеру: «Сделай чуть-чуть покороче». Когда я уходил, я выглядел как русский солдат. Вернулся домой и сказал жене: теперь называй меня сержант! Подстригли очень коротко! После этого я стригся, кажется, один или два раза.
— К 30 у тебя уже топовая карьера, есть свой бизнес — ты уже знаешь, чем займешься, когда закончишь играть?
— Слушай, я даже не знаю, чем займусь завтра утром! А что случится после завершения карьеры, абсолютно без понятия. Сейчас я просто счастлив в «Локомотиве». Чувствую себя прекрасно и надеюсь, что задержусь здесь надолго.
Не представляю, что произойдет в будущем, но думаю, что останусь в футболе. Все-таки я посвятил этому всю свою жизнь, а когда ты зарабатываешь тем, что приносит удовольствие — это фантастика и огромная удача. Мое пожелание каждому: занимайтесь тем, что вам действительно нравится. Это классно!