Комитет трансферной безопасности
Когда сейчас говорят, что в «Локо» скандал, который похож на то, что происходило в августе прошлого года в «Спартаке», становится смешно.
Во-первых, по сравнению с тем, что тогда творилось у красно-белых, нынешние трения в Черкизове просто тихая гавань.
Во-вторых, главный тренер железнодорожников Юрий Семин в программе «8-16» так высказался о перспективах переезда в Лужники на домашние матчи Лиги чемпионов: «80 тысяч на нас не придут. Никогда не придут». Пожалуй, это единственная ошибка Юрия Павловича во время эфира.
То есть люди все равно не придут на «Локо», даже после:
— чемпионства во главе с легендой клуба;
— возвращения в Лигу чемпионов спустя более 10 лет;
— участия ряда игроков в чемпионате мира;
— приобретения нескольких сильных футболистов, что всегда повышает интерес к команде.
И все равно не придут?
Получается, ЦСКА, где завершили карьеру клубные легенды Игнашевич и Березуцкие и набран практически новый состав, рассчитывает на аншлаги на 80-тысячной арене, перенося групповой турнир Лиги в «Лужники», а в бизнес-модели Семина (употребляю фразу про бизнес-модель, потому что сам Юрий Павлович писал об этом в инстаграме) этого нет?
Одной этой фразой тренер, возможно, вернул клуб во времена «пятого колеса» московской футбольной телеги. Было бы очень интересно, что сказал бы Семин, арендуй красно-зеленые «Лужники» и собери там аншлаг.
«Локо» с лета живет в изменившихся обстоятельствах. Возмущение Семина в соцсетях словами Геркуса («игроков должен приобретать клуб в лице президента и спортивного директора. Тренер их тренирует») привело к тому, что на совете директоров принято решение о создании трансферного комитета — структуры, аналогов которой в современном российском футболе, наверное, нет.
В телеинтервью Семин не стал отвечать, согласовывались ли с ним приобретения Крыховяка, Смолова и Хеведеса. Российские тренеры неохотно делятся подробностями работы по переходам, а зря, потому что документооборот в нашем футболе стал достаточно прозрачным и близким к европейскому. Недавно главный тренер «Динамо» Дмитрий Хохлов в гостях в редакции «СЭ» ответил на вопрос, правда ли, что при заключении контракта с новичком с него требуют письменное подтверждение, что он не возражает. «Так, по-моему, везде», — сказал Хохлов.
Так и в «Локомотиве». Но дело даже не в подписях. Ни Геркус, ни Семин не являются людьми, которые единолично принимают решения по ключевым трансферам. Поэтому и прошли достаточно просто согласования по переходам топ-3 летней селекции — тех самых Крыховяка (поляка москвичи вели еще с зимы и договорились о приемлемых условиях — 1 миллион евро «ПСЖ» за год аренды плюс выплата значительной части зарплаты), Хеведеса (зарплата 2,6 миллиона евро) и Смолова (годовой заработок около 3 миллионов). Специально акцентирую внимание на доходах футболистов — это важно. Чемпион страны вступал в сезон с более чем комфортной задачей (и прописанной как условие продления контракта главного тренера) — быть в пятерке.
Но затем, насколько понимаю, трансферный комитет даже в условиях экономической нестабильности пошел на увеличение расходов.
Были приглашены:
— форвард Жемалетдинов (куплен у «Рубина» за 1,5 миллиона евро — такая сумма была внесена в контракт футболиста в качестве отступных);
— форвард Смолов (9 миллионов евро);
— защитник Идову, условно свободный агент (условно потому, что неизвестна пока сумма премии за подпись и агентских выплат);
— защитник Хеведес (приобретен, по разным данным, от 4 до 5 миллионов евро);
— полузащитник Крыховяк (аренда 1 миллион евро плюс возможность выкупа за 10 миллионов, если игрок проведет 50% матчей в сезоне);
— плюс выкуплены права на форварда Эдера (500 тысяч евро).
По просьбе Семина подписаны новые договора с рядом футболистов, у которых соглашения закончились, при том что люди не имели постоянных мест в составе и вряд ли завоюют их в новом сезоне. Комитет получил четкий сигнал от тренера — «ребята заслужили» — и дал поручение переподписать контракты. Остались в команде Тарасов, Коломейцев, Михалик, Коченков, Виталий Денисов. Ситуация с последним анекдотична. Клуб продлил трудовые отношения с футболистом, понимая, что тот не будет выходить на поле, потому что проигрывал конкуренцию уже в конце прошлого сезона. В итоге спустя месяц (!) после продления заключения договора игрок уехал в аренду Самару, а «Локо» платит ему около 50% зарплаты.
В «Локомотиве» есть специалисты, которые очень внимательно анализируют ситуацию с финансовым фэйр-плей — в принципе, если учесть доходы от Лиги чемпионов (это как минимум 15 — 17 миллионов евро), трансферы должны окупиться. А если команда одержит несколько побед и выйдет из группы, клуб окажется в прибыли.
Но главное — в другом. Эдер забил золотой гол в прошлом сезоне и одним только этим доказал обоснованность своего появления в Черкизове. И если «Локомотив» берет такую большую группу новичков, то не может не ставить задачи более высокие, чем просто попадание в пятерку.
Семин говорил в интервью «СЭ» о том, что «без хорошей обоймы игроков такое количество турниров не осилить». Теперь она есть. Исходя из этого, на одном из советов директоров и поменяли задачу на сезон — быть в тройке. Опять-таки более чем посильная цель. Во всяком случае, возражений со стороны тренерского штаба не последовало. Хотя возможностей возразить достаточно. Надо признать — Юрий Павлович очень тонко использует выходы в прессу. Не бывает ляпов, случаются недоговоренности.
Слова о пятой колонне после матча в Краснодаре в прошлом сезоне, когда команда не использовала шанс взять титул досрочно, повлекли за собой перезаключение контракта с шикарными личными условиями (около 2 миллионов евро в год) и смешной для такого клуба задачей на сезон (та самая пятерка).
Слова с критикой Геркуса по поводу разных подходов к бизнес-модели произнесены в июне — спустя некоторое время создан трансферный комитет, который по факту урезал полномочия генерального директора.
В сентябре случился кризис, команда тяжело начала сезон, а смотреть ее игры можно было только по принуждению — и тут последовал приход на ТВ с целью донести позицию «очков нет, но вы держитесь».
Кстати, наверное, на советах директоров клуба можно было бы и пожестче ставить вопрос о повышении зарплат помощникам (например, работающий с утра до вечера и имеющий огромный объем задач Олег Пашинин уж точно заслуживает повышения оклада с 200 тысяч рублей в месяц), но — нет. По моей информации, когда речь заходила об этом, глава СД клуба Анатолий Мещеряков высказывался в том духе, что, мол, есть корпоративные нормы РЖД, согласно которым речь может идти о повышении в рамках инфляции, то есть на 7 — 10 процентов. Мне думается, что при умении Юрия Павловича настоять на своем, повышение доходов тренеров при таких тратах на игроков вполне могло стать реальностью.
Мог бы, полагаю, и Мещеряков, в последнее время всячески демонстрирующий свою близость к команде, проявить инициативу. Да, с учетом премиальных даже при своей низкой зарплате помощники Семина могут зарабатывать около 700 — 800 тысяч рублей в месяц, но ведь есть и длительные паузы, когда матчей нет. Я, мягко говоря, не большой поклонник талантов Ольги Смородской, но не отдать ей должное по части управления администрацией клуба нельзя. В плане выплат все было вовремя и в срок. А премии и оперативность их поступлений на счета (в субботу игра — во вторник деньги), как говорят, были такими, о которых сейчас можно лишь мечтать.
На днях Смородская прокомментировала возможное продление соглашения с полузащитником Мануэлом Фернандешом. 32-летний португалец имеет по действующему контракту зарплату около 4 миллионов евро в год и является одним из самых высокооплачиваемых футболистов лиги — и заключала такой договор именно Ольга Юрьевна, руководствуясь, видимо, тем, что приходил Мануэл свободным агентом.
Продать его сейчас даже за те деньги, которые бы клуб потратил на обслуживание договора (а это те самые 4 миллиона евро в год), невозможно — не возьмут. А став свободным агентом Фернандеш, при всем к нему уважении, не получит в Европе аналогичный доход.
Паулу Барбоза, официальный представитель Фернандеша, — хитрый жук. Он понимает, что у Ману последний контракт. Понимает, что нигде в Европе, кроме «Локо», не предложат около 2,6 миллиона евро (аналог зарплаты Хеведеса) даже при однолетнем контракте. Можно отправиться в Китай, как это сделал Пейчинович и физиотерапевт Ледесма (помните его историю — он уехал из «Локо» в «Реал», но… зарплата там оказалась ниже, чем в России, и вскоре Феликс вернулся), и тогда получишь больше. Но по факту и 2,6 миллиона евро — колоссальные деньги.
Кто удалил лауреата Семина?
Слова Семина «80 тысяч на нас не придут» — продолжение истории взаимного неприятия клуба и тренера. Не согласен с тем, что Юрию Павловичу не дают работать. В состав никто не вмешивается, под трансферы создали спецкомитет и выделили деньги, даже на базу редко ездят. При этом отголоски неприятия периодически становятся достоянием общественности.
29 июня исполком РФС с опозданием (с момента окончания чемпионата прошло более полутора месяцев!), но все же подвел итоги сезона — традиционно определили «список 33 лучших», победителя в номинациях «лучшая команда» и «лучший тренер». В первом случае победил «Локомотив» как чемпион страны, во втором — Семин.
Логично было бы увидеть эту информацию не только на сайте РФС и на спортивных ресурсах, но и на сайте «Локо», а также на страницах клуба в социальных сетях.
Отмотал по времени новостную ленту официального ресурса железнодорожников, их инстаграм и твиттер: нет такой информации. И это нельзя назвать упущением или невнимательностью. По моим данным, посты о локомотивских лауреатах готовились к публикации сотрудниками пресс-службы, которым впоследствии не рекомендовали ее размещать.
Ситуация в управлении клубными медиаресурсами к тому времени выглядела следующим образом: еще в начале года были соединены воедино департаменты маркетинга и PR, а руководителем новой структуры стал Алексей Смертин (не путайте с экс-капитаном сборной России). Его должность определили как «Директор департамента маркетинга и коммуникаций». В декабре прошлого года, разговаривая с Геркусом, я задавал вопрос по этой персоне.
— Кто такой Смертин, который возглавил департамент маркетинга и коммуникаций? — спросил я.
— У него очень профессиональная трудовая биография, Алексей занимал многие руководящие должности.
— То есть работа в страховой компании и хоккейном бизнесе — это топ?
— Управляющий директор КХЛ-маркетинг — это не топ?
— Для футбола — нет.
— А я считаю его опыт вполне релевантным задачам, стоящими перед клубом.
— Вы собирали рекомендации по Смертину?
— Я его давно знаю, у меня о нем хорошие впечатления. Уверен, что он усилит это направление, привнесет свои идеи, придаст новый импульс.
— Какие у него задачи?
— Его основная цель — охватить аудиторию больше, чем есть сейчас.
Судите сами, достигнуты ли цели. На мой взгляд, нет — и Смертин в ближайшее время покинет клуб. И если правда, что он уходит в премьер-лигу, то я поздравляю РПЛ и лично ее президента Сергея Прядкина с таким приобретением.
Но вернемся к ситуации конца июня, когда клуб на своих ресурсах не стал оповещать о признании Семина, ряда игроков и команды в целом.
Итак, пресс-служба начала готовить соответствующую публикацию, но она так и не появилась ни на одном клубном ресурсе. А руководитель пресс-службы Андрей Бодров вскоре получил на руки обходной лист.
— Почему вы покинули клуб? — вопрос Бодрову.
— Это инициатива работодателя.
— Почему на сайте не написано о номинациях? Правда ли, что Смертин запретил пресс-службе писать о решениях исполкома по Семину и команде?
— Без комментариев.
— Но может быть такое, чтобы клуб не хотел бы писать об успехах Семина?
— В своих решениях и действиях я всегда руководствовался интересами «Локомотива» и получал всемерную поддержку от своих непосредственных начальников — Ольги Смородской, а затем Ильи Геркуса, за что им сердечно благодарен. Помню, как растрогалась Ольга Юрьевна, посмотрев сюжет «Локо-ТВ» накануне финала Кубка в 2015-м: Палыч пожелал команде выиграть трофей и сразу отвезти его в Баковку. И как много добрых и уважительных слов Геркуса о Семине можно найти в архивах клубных ресурсов. Хорошие новости о «Локо», как, к примеру, оценки исполкома РФС по итогам чемпионского сезона, не должны оставаться незамеченными, для пресс-службы это обязательная программа. Давайте так: ошибки случаются, и все причастные из-за них переживают. Надо исправляться и идти дальше. Тем более выводы сделаны. Уверен, что пресс-служба никогда больше не упустит информацию о подобных номинациях, это элементарная вещь.
Странно, что Юрий Павлович, став пользователем соцсетей, не заметил явного «косяка» клуба. Или просто сделал вид, что не заметил, — во всяком случае, в инстаграме самого тренера часть итогов того самого исполкома были оперативно отражены. Тем более удивительно, что на прежние истории такого рода тренер реагировал.
Костюм раздора
В прошлом году, перед стартом в Лиге Европы, «Локо» подписал контракт с брендом деловой одежды — красно-зеленые получали костюмы для поездки на матчи еврокубков. Мерки сняли со всех футболистов и сотрудников клуба, которые были в списке.
Прочерк в табели оказался только один — напротив фамилии Семина. Как оказалось, тренер остался недоволен тем, что в списке на пошив не было многолетнего администратора Анатолия Машкова и Владимира Короткова, управляющего делами команды. Честно говоря, такой должности не встречал, да и начальником команды является Станислав Сухина, но тем не менее.
В итоге Семин так и не приехал на примерку — с фирмой-спонсором удалось договориться о том, что команда будет одета в ее продукцию, а тренер в свое, фартовое. После того как приоритетными в чемпионский год стали белые майки, в фарт поверили все.
Где игра?
Но хватит о деньгах и конфликтах. Состав у «Локо» такой, при котором, учитывая летнее усиление, невозможно не ставить задачу попасть не просто в тройку, а выйти в Лигу чемпионов напрямую. Третье место очень опасно, что и показала история со «Спартаком» — клуб не вышел в групповую стадию турнира, недополучив около 20 миллионов евро в бюджет. Футболисты российских команд, получающие миллионы евро, не готовы в решающий момент учитывать интересы клуба и биться за них на поле.
То, что сейчас происходит с игрой «Локо» — не кризис, не спад и не черная полоса. Старт этого сезона является частным случаем общего состояния дел. Железнодорожники и по игре, и по результату проводят год в целом как середняк. В чем тут не прав Геркус, говоря об игровых проблемах? Четыре гола в шести матчах, 8 набранных очков и 8-е место после 6 туров — это что, результат, на который рассчитывали в «Локо»?
Юрий Павлович сетует на чемпионат мира и неполноценную подготовку (кстати, на одном из матчей ЧМ-2018 я застал тренера и гендиректора клуба сидящих на шикарных местах в «Лужниках» и мило беседующих), но ведь дело явно в чем-то другом.
Осенью 2017-го команда провела в чемпионате 20 матчей, набрав 45 очков — 75% возможного — и заняв безоговорочно, с 8 очками отрыва, первое место. Весна 2018-го по результату получилась не просто хуже, а ужасной — в 10 матчах набрано 15 очков — 50% возможного, — и если брать только второй отрезок чемпионата, команда Семина закончила бы на 8-е месте.
Так, как сейчас, «Локомотив» играет уже практически год. Проводись чемпионат по прежней системе «весна-осень», красно-зеленые твердо занимали бы 7 — 8-е место.
Блестящим описанием игры команды служит, на мой взгляд, вот этот абзац текста коллеги Михаила Гончарова из обзора матча «Локо» — «Анжи»: «Болельщики „Локомотива“ — счастливые люди. Руководство их любимого клуба всякий раз приятно удивляет и организовывает у стадиона в Черкизове все новые и новые пышные предматчевые мероприятия. Перед дерби со „Спартаком“ здесь, например, прошел в концерт классической музыки, а в воскресенье выступала знаменитая российская рок-группа „Тараканы“. Приходи, танцуй, скачи, гуляй, веселись перед игрой. „Если матч пойдет не ахти как, вы спускайтесь к нам на площадь в перерыве, мы с удовольствием сыграем еще пару песен“, — напутствовал многотысячную аудиторию после вокалист „Тараканов“ Дмитрий Спирин. Болельщики понимающе улыбались. И ведь музыкант словно в воду глядел! Первый тайм стал продолжением грустной истории для „Локомотива“. Глядя на его футбол, не хотелось веселиться. Гораздо уместнее стали бы подушка и крепкий сон».
Что происходит с лидерами? Обратите внимание на статистику. Она у Алексея Миранчука и Мануэла Фернандеша удручающая. Миранчук в 2018-м забил ноль голов и сделал всего одну результативную передачу. Показатель португальца получше — «3+1», но годом раньше у него было «9+11».
То же самое — у Фарфана. Это ключевые футболисты, каждый из которых может сделать разницу.
Юрий Павлович недавно заявил следующее: «В театр ходят смотреть на актеров, а не на администрацию театра и кресла». Все правильно, но, может быть, сейчас как раз то время, чтобы спросить не только у актеров, но и у режиссера?
«Локо» дико везло в 2017-м, сейчас же мы видим ситуацию, когда Фарфан на последних минутах не забивает верные мячи, а судьи ошибаются в простейших ситуациях. И даже магия в прошлом арбитра, а ныне начальника команды Станислава Сухины уже не работает.
Может быть, клубу и нужны не только новички, но и постоянные схватки Геркус — Семин, когда игроки слышат репризы вроде такой: «Вот видите, президент с кислым лицом — он недоволен вашей победой. Давайте его огорчим!». Может быть, и нужна злость от не всегда вовремя выплачиваемых премиальных?
Из всего написанного можно сделать вывод о том, что в «Локо» все пропало. Вывод ошибочный.
Удивительно, но в прошлом сезоне, когда все, казалось бы, было против «Локо», а противостояние «тренер — руководитель» уже не скрывалось, команда стала чемпионом, выдав несколько совершенно потрясающих матчей (в частности, изумительную игру с «Зенитом» в Петербурге). А клуб стал лидером лиги в плане проведения match day и всякого рода акций.
Возможно, ситуация, когда стороны, мягко говоря, не целуют друг друга в десны, и есть путь к успеху. Каждый контролирует каждого, ненависть дает мотивацию и заставляют постоянно быть в тонусе.
По крайней мере за происходящим в «Локо» интересно наблюдать. Ну не за игрой же там смотреть. Потому что играет команда так, что краска сохнет интереснее.