5 мая московский «Локомотив» в третий раз стал чемпионом России. Как и два предыдущих золота, это стало возможным благодаря Юрию Семину – самому легендарному тренеру в РФПЛ на эту секунду.
Сын Юрия Семина Андрей тоже работает тренером, но решает задачи попроще – старейший клуб России «Знамя Труда» прямо сейчас болтается на дне второй лиги. В последнем туре команда приедет в Черкизово – в гости к «Казанке», фарм-клубу «Локомотива».
– Это сильная команда, идет на третьем на месте. А у нас последний тур. Неудачный сезон и пропущенные мячи висят грузом. И уверенности не добавляют, – честно оценивает ситуацию Андрей Юрьевич. С отцом они невероятно похожи внешне, даже интонации те же.
Груз, висящий на «Знамени», действительно тяжелый: последнюю победу команда одержала 27 августа – при другом тренере, и с тех пор лишь раз зацепилась за ничью. А за сутки до того, как «Локомотив» поднял чемпионский кубок, она привезла 0:8 из Иваново.
– У команды 23 поражения в 25 матчах. Зачем вам это нужно? – после этого вопроса Семин-младший всерьез задумывается.
– Когда я приходил сюда два года назад, мне понравилось. Футбольная атмосфера, статус старейшей команды. Хороший стадион, существовавший с момента основания – сейчас его хотят реконструировать… Отношение ребят, которые оказались внизу футбольной лестницы, но честно работали и мало получали – может быть, незаслуженно мало.
А потом, после «Мордовии», был момент, когда я месяца четыре сидел дома. Но не жалею, что вернулся.
– Получать в каждом туре 0:4 – тоже так себе удовольствие.
– У нас в основном молодые ребята. Наверное, им есть куда расти. Наверное, нужно объяснять, что готовиться надо не три дня до матча, а постоянно. И тогда мастерство повысится.

– Игроки местные?
– Всякие-разные. Мы, к примеру, не можем взять молодежь, которая заканчивает хорошие футбольные школы. Мест в дублях московских команд всем не хватает, вот они и ходят по кругу. Но наша бедная команда, да и любая команда второй лиги, не в состоянии за них заплатить. Для ПФЛ это немаленькие деньги. И интересные ребята пропадают. Вот если бы во второй лиге отменили такое правило, конкуренция выросла бы.
В целом текучесть игроков большая – контракты на год! И самое сложное – убедить, чтобы даже это время они хорошо работали. Кто смог поменять отношение – тот выходит на другой уровень.
– Были ситуации, когда вы не знали, что делать?
– Бывают моменты, когда требуется посоветоваться. Посмотреть на ситуацию другим взглядом или принять коллегиальное решение. Во-первых, могу позвонить Юрию Батуренко – работали с ним еще в дубле «Локомотива». Сейчас он Юрию Палычу помогает. Мы друзья, можем поговорить на любые темы.
– А у Юрия Павловича что-то спрашиваете? Какие-то тренерские моменты или, может, про психологию…
– Да зачем это спрашивать? Это надо видеть и чувствовать. Я вижу, как он выстраивает отношения, и делаю выводы. Словами же не объяснишь.
***
Игровая карьера Андрея тоже прошла в низших лигах: дубль «Локомотива», «Динамо-2», Магнитогорск, Подмосковье. Полупрофессиональный клуб из Финляндии, организация которого вряд ли могла удивить.
В Коломне он стал свидетелем жуткой травмы Юрия Тишкова. В тот момент Семин-младший играл за «Виктор-Авангард», защитник которого Сергей Бодак и влетел в ноги нападающему «Динамо».
– Я был на той игре, сидел на трибуне. Это все больше СМИ раздули: «Динамо» приехало во вторую лигу, им хотелось, чтобы их пожалели. А там – абсолютно игровой эпизод, случайность. Если бы это было не «Динамо», никто бы ничего не говорил. Но естественно, решение было принято в пользу сильной стороны. Скандал получился большой, и Бодака лишили профессии и дисквалифицировали. Незаслуженно, я считаю. Насколько помню, судья его не удалил. Он просто увидел травму и испугался, – вспоминает Семин.

В 1998-м отец предложил Андрею закончить с футболом и поработать в дубле «Локо». Семин-младший говорит, что интерес к тренерству у него появился еще в детстве:
– 1978-79 годы. Юрий Палыч заканчивал играть и брал меня в поездки. Его «Кубань» тогда вышла из первой союзной лиги. Для меня это было первое впечатление о взрослой команде. Я увидел футбол изнутри – как игроки готовятся, как живут, как настраиваются. Еще врезались в память их домашние матчи, которые я посещал в Краснодаре. Полный стадион, огромный ажиотаж! Даже у меня волнение присутствовало.
В дубле «Локомотива» Андрей застал молодых Руслана Пименова, Марата Измайлова и Динияра Билялетдинова. В 2002-м «Локо» впервые выиграл чемпионат России, но Андрей к той победе причастным себя не чувствует – говорит, что радовался тихо. Как болельщик.
– Когда я начинал, главным тренером был Николай Худиев. Я ему помогал, он мне подсказывал, доверял участки работы. В том дубле было много талантов, но не у всех карьера сложилась ярко, как у Измайлова и Пименова. Оба резко перешли в первую команду, а это самое идеальное. Если в дубле задерживаешься, ничего хорошего не произойдет. Мое мнение по ребятам никто особо не спрашивал – все и так были на виду, а ничего плохого я не сказал бы.

– Было понятно, что тот же Измайлов – грандиозный талант?
– Было. Но этот талант очень много работал. Может быть, больше всех. Он очень любил футбол и много тренировался. Его карьера – только его заслуга. Марат работал над своими недостатками, и поэтому у него их практически не было. Недостатки он себе сам находил. Считал, к примеру, что левой ногой хуже играет – и делал упражнения, занимался техникой, обрабатывал мяч, уводил его в сторону…
– Врачи «Локомотива» говорили, что он и травмы себе выдумывал.
– В это же нельзя верить! Они утрируют. Сделали Марату какую-то процедуру и думают, что должно пройти. А у него болячки долго заживали! Его игра была подвержена травмам: он много обыгрывал, владел мячом. А габариты небогатырские.
– В чем его главная проблема?
– А какие проблемы? Никаких проблем! У него великолепная карьера – не знаю только, закончил он сейчас или где-то играет. Но жалеть не о чем. Посмотрите, в каких клубах играл!
***
С Сергеем Овчинниковым Семин-младший познакомился в «Динамо-2», где оба проходили курс молодого бойца у Адамаса Голодца. Военная служба подразумевала, что футболисты были командированы в команду, а когда сезон заканчивался, они переходили в часть. Семин-младший служил в роте обслуживания, и его основным оружием был не автомат, а лопата, которой приходилось чистить снег.
– Ничего смертельного у Голодца не было! Если бы мы тогда были умнее и записывали, что делаем... Сергей видел, как работали Капелло и Адвокат, но и те знания не помешали бы, – уверен Андрей.
Дружба с Овчинниковым растянулась на годы. В 2000-е, когда оба стали тренерами, Семин помогал Боссу в «Кубани», брянском и минском «Динамо»:
– Интереснее всего было в РФПЛ. У «Кубани» была интересная, сложная задача. Плюс, это дебют Сергея как главного тренера. Мы нормально шли, обыграли все московские команды. Но тренеры там быстро менялись. Надоедали, наверное. А мы задержались почти на сезон – можно сказать, долго проработали.

Сам Андрей дебютировал еще в 2004-м в «Балтике». В Калининград он уехал по собственной инициативе, но, несмотря на присутствие в команде экс-игроков «Локо» Харлачева и Джанашии, избежать вылета не удалось.
Позже Семин входил и в тренерский штаб отца – в «Габале», «Мордовии» и «Анжи». Но приглашения в «Локомотив» в 2016-м не ждал.
– Игры ему есть с кем обсудить, у него пять помощников. Юрий Михайлович (Батуренко – Sport24) отлично разбирается, – говорит Андрей Юрьевич.

– Когда ваш отец вернулся в «Локо», думали, что тоже можете вернуться?
– Нет, не думал. Это же его решение. Откуда я мог знать? Я тогда здесь работал, еще Батуренко был. Потом он ушел, а я остался.
– Но в день чемпионства вы были на стадионе?
– Я нечасто ходил, но по телевизору смотрел – наверное, почти все игры. А на матче с «Зенитом» был, да.
– Как поздравили после игры с «Зенитом»?
– Я позвонил на следующий день. Видели, сколько народа там было? Все вокруг праздновали.
– Последний вопрос не про футбол. Знаете, что Юрий Павлович ходит на концерты «Ленинграда»?
– Я это не слышал. Но если сказал – значит, ходит. Он же не должен везде и всем об этом рассказывать.