Сёмину нужна копия Булыкина? Зачем Портнягин и «Локо» друг другу
Игорь Портнягин был третьим форвардом «Рубина», а в «Локомотиве» станет основным – и сам больше всех выиграет от этого трансфера.
Игорь Портнягин мог попасть в «Локомотив» ещё 12 лет назад. Он часто рассказывал историю о том, как чуть не оказался в школе «железнодорожников»: из Владивостока прилетел на «Кожаный мяч», сыграл здорово, на него вышли несколько скаутов, подумал и выбрал «Локомотив». Интернат, жильё, питание – Портнягина устраивало всё, но из-за болезни он не был готов работать в полную силу. Ему сказали: «Подожди». Игорь ждать не смог и уехал учиться футболу в Ижевск, а жить – к родственникам.
Потом были приглашение в дубль «Рубина», врождённые проблемы с гландами, вызывавшие проблемы с сердцем и тяжёлое дыхание на поле, операция, аренды в Нальчик, Томск, Нижнекамск и Самару. Портнягин был обычным персонажем нашего футбола, который пробился в сильный клуб из провинции, но проиграл конкуренцию, толком в неё не включившись, и уехал ловить птицу счастья по всей стране. Сколько таких персонажей мы видели?
Мир тесен, а футбольный мир – особенно, так что не стоит удивляться, что подъём новичка «Локомотива» случился благодаря тренеру, долгие годы жизни отдавшему «Локомотиву». Ринат Билялетдинов всегда был славен умением найти ключ к любому перспективному игроку (а по меркам Премьер-Лиги Портнягин в 25 действительно был таковым), и для Игоря он стал главным тренером в жизни. Ринат Саярович песочил подопечного как мог, называл его мягковатым для нападающего, но поверил именно в него, хотя в обойме «Рубина» были Девич, Дядюн, купленный задорого Ливайя и прожужжавший все уши своим ярким стартом Азмун.
Перед стартом сезона-2014/15 Портнягин был пятым форвардом «Рубина». А стал первым. Он забивал сумасшедший мяч «Динамо», лучше всех в Премьер-Лиге замыкал подачи с флангов, какое-то время лидировал в списке бомбардиров, получал вызов в сборную России и ездил на эпический матч в Подгорицу. Силу Игоря признавали все – готовясь к матчу с «Рубином», тренеры «Кубани» посвятили два теоретических занятия разбору игры исключительно Портнягина.
А теперь Игорю нужно забыть всё это, стереть себе память и начать всё заново.
Портнягин не поймал звёздную болезнь, нет – он просто оказался не готов к прыжку на уровень выше. Когда твою игру разбирают по косточкам, к тебе персонально приставляют защитников, когда контракт становится жирнее, когда о тебе больше пишут журналисты, сложно удержать высоко задранную планку. Портнягин не смог. Именно психологически он не выдержал упавший на него груз – об этом Билялетдинов говорил ещё в мае 2015-го, когда Игорь после вызова в сборную России начал сдавать. Бросается в глаза и важная статистическая деталь – Портнягин хорош, когда кураж ловит вся команда. В предыдущих двух сезонах Премьер-Лиги он настрелял 15 мячей, и лишь три пришлись на проигранные матчи. Спад Портнягина можно объяснить и этим – «Рубин»-2015/16 пережил синдром второго сезона и впал в турбулентность, а Игорь, как зависимый форвард, угодил в штопор вместе с командой.
Он просто не мог стать важным форвардом для Хави Грасии. Испанец предсказуемо устроил в Казани закупку новичков, привёз из Сан-Себастьяна почти столь же результативного бразильца Жонатаса (21 мяч за те же два года), поверил во вторую молодость Марко Девича – Портнягину предсказуемо пришлось потесниться и стать третьим форвардом. Вдобавок «Малагу» Грасии отличала ставка на индивидуальность в атаке – Портнягин, как настоящий форвард из прошлого с функционалом «замкнуть-перевисеть-найти пустой угол», тоже вряд ли мог стать в такой команде своим.
В «Локомотиве» третий форвард «Рубина» должен стать основным – и это не только показатель трансферной политики казанцев, которые и сейчас могут спокойно продать 5-6 человек из своего состава, но и свидетельство «силы» атаки красно-зелёных. Петар Шкулетич старателен, много бьётся за верховые мячи, уходит на фланги – но мало забивает, а это главное. Эпизод игры с «Тереком», когда Шкулетич головой пробил с метра мимо пустых ворот (а удары из воздуха – лучшее, что умеет Петар) – чуть ли не самая символичная иллюстрация его полутора лет в Черкизово. А Эзекил Хенти на славу постарался в Краснодаре, тоже много цеплялся за мячи и давил на защитников «Краснодара» – но за неимением альтернатив и под впечатлением от продажи Умара Ниасса мы забыли, что в Словении Хенти чаще играл вовсе не форварда, а левого инсайда, который на спринте убегал почти со скоростью Усэйна Болта.
Возможно, «Локомотиву» был нужен человек, способный делать погоду в одиночку, каким был Ниасс – однако и покупка Портнягина станет для «железнодорожников» шагом вперёд. Им непременно был нужен забивной нападающий – и Игорь способен стать им при должной мотивации, правильном тренерском подходе и подкормке флангов, здорово работающих в «Локомотиве» даже сейчас. А уж как раскрыть своих подопечных, Юрий Сёмин точно знает, ему не впервой работать со сложными характерами.
Более того, раз уж так пошли в ход сравнения нынешних игроков «Локомотива» с теми, что ковали клубную славу в начале века, то Игорь Портнягин похож на Дмитрия Булыкина. Тот в «Локо» был моложе, но играл так же – был королём штрафной, забивал практически все свои мячи оттуда, много бил "со второго этажа". И к Булыкину тоже требовался особый подход.
Трансфер Портнягина – тот самый случай, когда сделка выгодна всем трём участвующим сторонам, но важнее она всё-таки для самого игрока. В Казани Игорь остановился в развитии, подниматься выше – некуда, смотреть футбол из-за спин Девича и Жонатаса, глядя со скамейки на Кул-Шариф, – так себе удовольствие. В «Локомотиве», который часто попадался на жизненном пути Портнягина, Игорю дадут и место в основе, и возможность показывать свои лучшие качества. Главное – вернуть свою былую силу. Вновь стать тем форвардом, которого мы помним по «Рубину» двухсезонной давности. Стать похожим на Альваро Морату – именно так ему при всей команде завещал Билялетдинов, понимая, что кое-что похожее у Портнягина с испанцем есть.
Сборная, любовь болельщиков и двузначные числа забитых мячей могут вернуться к Портнягину, но если Юрий Сёмин сможет правильно его использовать, а сам Игорь – забыть о своих неудачах, перестроиться психологически и делать то, что приносило ему успех в «Рубине».