Юрий Семин: О "Локомотиве" – ничего личного
В гостях у "СЭ" побывал Юрий Семин. Экс-главный тренер сборной России и "Локомотива" ответил на вопросы о текущих событиях в российском и международном футболе.
– "Локомотив" в начале весеннего отрезка чемпионата претендовал на золото. Почему в итоге он остался без медалей и даже без Лиги Европы?
– Все закономерно. Итоговая таблица – это год работы клуба, она расставляет всех по заслуженным местам. Где-то очко недобрали, где-то перебрали, случаются ошибки судей – то в одну сторону, то в другую, обычно 50 на 50. Раз уж коснулись судей, хотелось бы, чтобы они построже получали наказания за ошибки, тогда этих ошибок станет гораздо меньше. Я в этом глубоко убежден, исходя из своего большого опыта в футболе. А к ним относятся очень мягко. Виталий Мутко недавно очень правильно сказал: кто явно ошибается, должен заканчивать карьеру. Тренеров после судейских ошибок, бывает, увольняют.
– Но не из-за судей же "Локомотив" не попал в призеры?
– Ничего личного в моих словах о "Локомотиве" не ищите, все – только в интересах дела. "Локомотив" очень тяжело входил в элиту, очень трудно шел из первой лиги, команда в Москве была никому не нужна. Долгие годы создавалась другая психологическая обстановка в клубе. В него стали приходить люди, кровно заинтересованные в прогрессе. И вскоре, например, селекционная служба в "Локомотиве" стала лучшей, на нас равнялись. Постоянно улучшалась и инфраструктура клуба. Школа стала одной из лучших в Москве. Появился интернат, вторая команда клуба – "Спартак" сейчас таковую имеет, благодаря чему клуб не теряет игроков, немного недотягивающих до главной команды.
Улучшалась инфраструктура – появились великолепная база, потом стадион, крытый манеж, второй стадион. "Локомотив" играл в полуфиналах Кубка кубков, дважды входил в число 16 лучших клубов Европы. К нам приезжали "Интер", "Милан", "Реал", "Барселона", "Бавария"… Пришли к этому, потому что клуб был выстроен системно, в его структуру не могли попасть случайные люди, в том числе и случайные футболисты. Лима, человек несгибаемого характера, перешел из "Ромы", выиграв чемпионат Италии, хотя мог продолжить там карьеру. Взяли Хохлова, Сычева, из "Порту" вернулся Овчинников, из "Ромы" Гуренко, потому что была выстроена система, в которой футболисты чувствовали себя комфортно. Клуб стал очень мощным, сильным, опуститься ниже 3-го места считалось неудачей, практически каждый год боролись за чемпионское звание. Сейчас же в нем идет деградация по всем направлениям.
– Но времена меняются, рано или поздно в любой клуб приходят новые люди.
– Согласен, но клуб должен развиваться на той хорошей основе, которую ему оставили. Почему "Локомотив" не пошел вперед? Нужно работать правильно. Возьмем последние события. Осенью команда претендовала на золото, имела хорошие шансы на победу над "Фенербахче" в Лиге Европы. Как в этом свете понимать решение продать ведущего форварда Ньясса и купить за нереальные деньги не нападающего, а крайнего полузащитника Хенти? Давайте вспомним вклад в игру Ньясса и нулевой, по сравнению с ним, Хенти. Может быть, у Хенти когда-нибудь что-то и получится, но результат-то был нужен и мог получиться сейчас. Не думаю, что тренер команды дал добро на такое решение. И туркам проиграли. А в чемпионате потом даже в Лигу Европы не вышли, хотя в прежнем составе "Локомотив" мог занять 2-е место и заработать хорошие деньги благодаря завоеванию путевки в Лигу чемпионов. А так сезон прошел впустую.
– Может быть, это единственная ошибка клубного руководства?
– А истории с Диарра и Буссуфа? С ними в составе "Локомотив" должен был стать чемпионом. Вместо этого – конфликтная ситуация, пошли бесконечные суды. Хоть один из них "Локомотив" выиграл?
Дальше. У "Локомотива" с незапамятных времен была база в Хосте, которой завидовали лучшие отечественные клубы. Там тренировали и тренировались великие люди: Валентин Бубукин, Константин Бесков, Михаил Якушин, Виктор Ворошилов… Да, база была территорией РЖД, но неужели в клубе не нашлось человека, который подсказал бы правильное решение – например, бывший председатель совета директоров Морозов.
– Какое правильное решение?
– Чтобы база осталась за "Локомотивом". Создать там детский футбольный лагерь. Хотя и главная команда может там тренироваться. Передачу базы Краснодарскому краю считаю неуважением к истории "Локомотива". Перечеркивать историю можно созданием чего-то своего, а если ничего не делается, зачем ломать то хорошее, что было создано в прошлом? А сколько тренеров поменялось за последние годы? Разве плохие тренеры специалисты в "Локомотиве"?
– Но от каждого из них требовали наивысшего результата, а они его не давали.
– Убежден, что дело не в их профессионализме, проблемы – в профессионализме работников клуба. Чтобы выиграть что-то серьезное, в клубе должна быть система. А она нарушена. Когда мы уходили, средняя посещаемость составляла 15 - 17 тысяч болельщиков – второй результат в лиге. Это новое поколение любителей футбола, и это результат системной работы клуба. Сейчас болельщиков ходит вдвое меньше. Зато конфликты, начавшиеся с Диарра и Буссуфа, продолжаются. И место "Локомотива" в таблице закономерно, опуститься ниже с таким составом нельзя. Но сейчас окажется, как не раз уже было, что во всем виноват главный тренер – Игорь Черевченко. А может, пора уже взглянуть на ситуацию другими глазами: люди, стоящие во главе клуба и ничего не выигравшие за столько лет, должны уйти?
– Чтобы это случилось, "Локомотиву", наверное, надо вылететь из премьер-лиги?
– Доводить дело до критической точки не стоит. Морозов, например, уже ушел.
– Последний вопрос. В следующем сезоне мы вас увидим действующим тренером или экспертом?
– Поживем - увидим. Конечно, мне хочется быть действующим тренером, но не исключаю, что придется поработать экспертом.
полностью интервью ТУТ