Роман Павлюченко: "Скорее всего, не останусь в спорте. Но кто знает?"
Они вместе уже 20 лет и ни разу не поссорились всерьез. О том, как им это удается, знаменитый футболист и его жена рассказали журналу
Вместе они с шестого класса - будущие супруги сидели за одной партой. Кто бы мог тогда подумать, что двоечник Рома и отличница Лариса со временем поженятся, чтобы стать образцовой семейной парой...
- Еще недавно ваша семья жила в Лондоне, Роман играл за английский клуб «Тоттенхэм Хотспур». Как вам дался переезд в Москву?
Лариса: - Если честно, мне не хотелось уезжать. Я плакала. Потом очень долго привыкала к России, нашему быту и людям. В Лондоне нам было очень комфортно. Там все придумано для людей. И хоть жили мы на окраине города, рядом были и парки, и детские площадки, и аттракционы, и зоопарк. В Англии дети начинают ходить в школу рано - с 4 лет, но атмосфера там замечательная. Среди одноклассников принято приглашать друг друга в гости, устраивать праздники и вечеринки. По утрам я отводила Кристину на занятия, и мы с другими мамашками шли в кафе пить кофе. Это была совершенно спокойная, необыкновенная жизнь! А здесь, в Москве, я постоянно провожу кучу времени в пробках...
- А где в Москве вы живете?
Лариса: - В Сокольниках, прямо возле парка. Изначально наш переезд в Москву был связан с тем, что Рому пригласили играть в «Спартак», а Сокольники - это как раз «спартаковский» район, игрокам снимали тут жилье. А потом мы купили квартиру по соседству. Ремонт в ней делали, еще когда жили в Лондоне - я периодически моталась туда-сюда. Закончили, когда Рома улетел на первые сборы с «Локомотивом». Смешно тогда получилось: муж вернулся со сборов, вошел с чемоданом и тогда только впервые увидел нашу квартиру.
- Почему так вышло?
Лариса: - Пока делали ремонт, я ему все говорила: «Рома, пойдем квартиру поглядишь!» А он: «Что мне на эти стены смотреть?» Звала в магазин мебель выбрать: «Я ничего в этом не понимаю». В конечном итоге все получилось, как в программе «Квартирный вопрос», когда ремонт оказывается сюрпризом для хозяина. Но я не обижаюсь. Просто Рома такой человек: он не любит все это - выбирать, смотреть, придумывать... Зато когда заходит в готовую квартиру, ему абсолютно все нравится.
«До разговоров о разводе никогда не доходило»
- Роман, когда вы поняли, что влюбились в Ларису?
- Сказать, что это случилось прямо в шестом классе, наверное, было бы неправильно. Какая-то симпатия, конечно, была, но не больше. Когда пришло время расставаться - после 9-го класса мне нужно было переезжать на учебу в Ставрополь, - тогда, наверное, какие-то чувства и появились. Лариса, кстати, тоже собиралась перебираться в другой город - мы разъезжались по разным направлениям. И я поймал себя на мысли, что привык каждый день ходить в школу и видеть ее там... Было грустно осознавать, что теперь все это останется в прошлом. Я понял, что буду очень скучать по ней.
- И кто первый признался в любви?
Роман: - Лариса, конечно! Хотя, если вы сами спросите у нее, она вам будет говорить: «Да это он, он!» Но первой все же была она.
- И как это было, помните?
Роман: - Лариса сказала: «Все! Люблю! Выхожу за тебя замуж». Так и получилось. Я тоже тогда уже был влюблен в нее, но постеснялся признаться. А Лариса смогла.
Лариса: - Все это неправда! У нас есть независимый эксперт - Ромина мама. Она мне рассказывала, как он мечтал разучить вальс, чтобы пригласить меня на школьном конкурсе на танец. И ведь все у него получилось! Наша пара заняла первое место. Так что Роман тоже проявлял инициативу в отношениях.
Роман: - Сейчас я понимаю, что нас просто судьба свела. Еще до знакомства с ней я с родителями жил в Черкесске, а у нее там была тетя. И каждое лето Лариса с сестрой приезжала на каникулы. И оказалось, что мы, еще не зная друг друга, гуляли вечерами на одной и той же площадке.
- За 20 лет, наверное, всякое случалось. Бывали ли моменты, когда хотелось все бросить и развестись?
Роман: - Ни разу! Да, мелкие ссоры у нас случаются - как и у всех. Бывало, что мы могли и день не разговаривать, но потом всегда мирились. А до разговоров о разводе никогда не доходило - не дай бог!
- У кого более покладистый характер? Кто первым придет, если поссорились?
Роман: - Лариска! Потому что я гордый... А она сама и подойдет, и обнимет...
«Не могу отказать дочери»
- 3 января этого года в вашей семьей произошло счастливое событие - появилась на свет вторая дочь. Лариса, Роман был рядом или уже уехал на сборы?
- Мила должна была появиться на свет только в середине января. А это время, когда у футболистов длительные сборы - муж должен был улететь недели на две-три. Я очень переживала, что он не сможет забрать меня из роддома, долго не увидит дочь. И решила немного «подстроиться» под Ромин график. У меня было плановое кесарево, поэтому дату родов мы, по сути, выбирали сами. Я проносила ребенка 38 недель, врач сказал, что плод крупный, вполне созрел - можно рожать. И действительно, Мила появилась на свет весом 3 кг 650 г. Рома все это время стоял за дверью. Он был первым, кто взял ребенка на руки.
- Волновался, наверное, очень?
Лариса: - Рома держался молодцом, а вот моя сестра-близнец, которая тоже пошла со мной на роды, так сильно распереживалась, что у нее скакнуло давление. Ей стало настолько плохо, что в итоге нас обеих отвезли в реанимацию! Я отходила от кесарева, а она - от пережитых впечатлений. Не зря, видимо, говорят, что между близнецами существует особая связь.
- Роман, и как вам в роли отца двух дочерей?
- Мне кажется, так же, как и раньше. Ничего особо не изменилось.
Лариса: - Появление Милы никак особенно не повлияло на Рому. Он одинаково относится к детям. Хотя с Милой нам все-таки попроще. Кристинка ночами не спала, буянила. Мы растили ее без нянь, было тяжеловато. Приходилось всю ночь по очереди ее качать. А с Милой все по-другому: ночами дочка спит, да и Кристина мне очень с ней помогает.
А почему вы решили обойтись без няни, когда родилась первая дочь?
Лариса: - Мы же так долго ее ждали! И я не могла представить, как можно такую маленькую кроху доверить чужому человеку. Мне хотелось все делать самой. А со вторым ребенком ты ко всему относишься проще. Я, например, сразу решила, что без няни уже не обойтись, и всю вторую беременность искала ее. Уже на девятом месяце мне посоветовали хорошую женщину - она работает в Институте педиатрии, стаж 24 года. Так что все сложилось прекрасно. Няня у нас такая, что меня порой воспитывает. Я детей к рукам приучаю, а она говорит, что этого делать не стоит. В общем, навела дисциплину и порядок.
- Как вы справлялись с детской ревностью?
Лариса: - А у нас ее не было! Я знала характер Кристины и нисколько не боялась появления младшего ребенка в семье. Старшая у нас очень любит детей, готова нянчиться с ними бесконечно. Она так ждала сестренку! Мне кажется, даже больше, чем мы. Сейчас Милка у нас просыпается в семь утра, и старшая тут же вскакивает. Целый день потом зевает. Я говорю: «Ну чего ты встаешь так рано?» А она хочет с сестрой побольше побыть, целый день от нее не отходит. Говорит: «Она моя!»
- Роман, вы строгий папа?
- Наоборот! Я с девочками очень ласковый, добрый, ни в чем им не отказываю.
- Кристина, наверное, из вас веревки вьет?
Роман: - Это точно! Если мама ей что-то не дает, не покупает, то она идет ко мне - втихаря мы с ней делаем все, что она захочет. Например, мама запрещает мороженое, потому что болит горло. А я никак не могу отказать Кристине! Когда она что-то просит, я тут же таю.
Лариса: - Я вчера целый день заставляла Кристину читать книги. Целое утро на нее гавкала: «Кристина, читай, читай, читай!» Ходила по пятам, уговаривала, а она все равно не теми делами занималась. Пришлось папе пожаловаться. Рома в своем репертуаре: «Кристиночка, ты почитай книжку, а я вернусь и мы с тобой поедем велосипед покупать». И она тут же все прочитала! Я смеюсь: «Теперь, чтобы чего-то добиться от Кристины, придется каждый раз ей велосипед обещать».
Роман: - Я не умею быть строгим. Не могу ни крикнуть, ни по попе шлепнуть. Если вдруг повышаю голос, Кристина тут же обижается, уходит в свою комнату, плачет там. А я следом иду за ней мириться. Обнимаю, утешаю, начинаю жалеть.
- Когда вы ждали второго ребенка, хотели больше сына или дочку?
Роман: - Только не сына! Очень хотел дочку. И если бы мне сейчас сказали, что Лариса снова беременна, я бы мечтал о третьей девочке.
- Кристина знает, что ее папа - знаменитый футболист? На матчи ходит?
Роман: - Да, конечно! Мы берем ее не на все матчи - иногда бывает, что игра проходит поздно или Кристина в этот момент учится. Но если дочка свободна, она надевает футболку с моей фамилией и идет на игру. Ей нравится сидеть на трибуне - кричит, болеет. А вот Лариса ходит на все мои игры, это уже традиция. Она, кстати, хорошо разбирается в футболе. Видимо, за годы опыт пришел. Бывает, приедем домой после матча, я у Ларисы спрашиваю: как все смотрелось со стороны? Лариса знает мой стиль игры, разбирается, что я реально могу сделать, а что нет. Порой жестко меня критикует. И, конечно, начинает меня этим раздражать, мы ругаемся... Ну а кому понравится, когда его ругают?
- Роман, вы завершили свою карьеру в сборной России по футболу. Не было мыслей, что вы могли бы еще принести пользу команде?
Роман: - Меня туда никто не позовет. И на эту тему уже нет смысла разговаривать, это пройденный этап.
- За чемпионатом мира в Бразилии следили?
Роман: - Я в этот момент был на сборах в Австрии. Конечно, смотрел игры по телевизору.
- В тот момент не было сожаления: «А вот если бы я там был, может, все сложилось бы иначе»?
Роман: - Нет. Конечно, было жалко ребят. Я знаю, как это ощущается, когда, считай, игра провалена. Я сам, к сожалению, бывал в этой тарелке.
- Наши российские болельщики как-то отличаются от западных? Мне кажется, у нас в стране есть такая традиция: перед игрой футболистов обожают, носят на руках, поддерживают и возлагают надежды. Но если они проигрывают, начинается ненависть.
Роман: - Да, это чисто наша беда. Люди сразу начинают критиковать, считать чужие деньги, рассуждать, кто сколько получает. А в Англии, например, все не так. Даже если любимая команда будет на последнем месте или вылетит из Премьер-лиги, все равно на ее матчи будет приходить полный стадион. И я никогда не слышал, даже если команда проигрывала, какие-то злобные выкрики с трибун. Как бы ни складывалась игра, ребят все равно поддерживают и ценят. А у нас, к сожалению, по-другому: человек приходит поболеть - и сам же поливает грязью команду, хает футболистов. Мне кажется, это неправильно.
- Обидно в этот момент становится?
Роман: - Очень! А сколько у меня было историй, когда я сам, пропуская игры, сидел на трибуне! Разные же люди приезжают на игру. Есть такие, кто напивается, начинает орать матом, а рядом дети сидят. Я делаю замечание - в ответ еще больше нецензурных слов. Бывало, едва до драк не доходило...
«Лариса меня любит, поэтому терпит»
- Вы уже думали о том, чем займетесь, когда завершите карьеру футболиста?
Роман: - Если честно, пока нет. Скорее всего, не останусь в спорте. Но кто знает? А может, займусь каким-то бизнесом.
Лариса: - Рома на эту тему шутит: «Я сейчас работаю. Но когда закончу с футболом, работать будешь ты, твоя очередь придет».
- А сейчас у вас какой-то бизнес уже есть?
Роман: - Да, но всеми делами занимается Лариса. Она у меня умная женщина, сама знает, как и куда вложить деньги, чтобы больше заработать.
Лариса: - У нас есть небольшой семейный бизнес - мы занимаемся недвижимостью. Сдаем в аренду коммерческие помещения, что-то перепродаем, покупаем. А совсем скоро, в августе, планируем открыть собственный ресторан. Он в Ставрополе, где у меня живет сестра - там бизнес вести попроще. В этом городе все знают и любят Рому, там его футбольная школа.
- Что это будет за место?
Лариса: - Мы решили открыть заведение с грузинской кухней, потому что в Ставрополе пока подобных нет. У нас там есть отличный ресторатор, которому мы доверяем. Должно получиться хорошо. Хотя загадывать пока страшно.
- Мужья-футболисты редко бывают дома, потому что вечно на сборах и соревнованиях. Лариса уже смирилась с такой жизнью?
Лариса: - Первое время было тяжело, я сильно скучала. Но потом появляются дети, ты переключаешься. Вроде как тоскуешь, ждешь, когда он приедет, и помощи очень хочется. Но только грустить нет времени. Крутишься, вертишься, дни летят... Раз - и две недели пролетело, муж снова дома.
- Как часто вы общаетесь, когда уезжаете на сборы?
Роман: - Мы все время на телефоне, пишем друг другу SMS. Сейчас с этим просто. А вот когда начинали встречаться, я ездил на... как они назывались, господи... А, вспомнил, телеграфы! Платил за 5 - 7 минут разговора, звонил Ларисе на домашний. А потом, когда поженились, у нас появились мобильные телефоны. Они стоили дорого, но я уже зарабатывал и мог позволить себе эти траты. У меня каждый год один и тот же график: сборы, тренировки, заезды, перелеты... Лариса привыкла. Она меня любит и поэтому терпит - понимает, что это моя работа. Без нее я бы, наверное, не смог... 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Роман Павлюченко родился 15 декабря 1981 года в поселке Мостовской Краснодарского края. Окончил школу олимпийского резерва в Ставрополе, играл за местную молодежную команду «Динамо». Нападающий. В 2000 году стал играть за волгоградский «Ротор», в 2002-м перешел в московский «Спартак». С 2008 по 2012 год играл в английской команде «Тоттенхэм Хотспур», с февраля 2012-го - игрок московского «Локомотива». С 2003 по 2013 год играл в сборной России, участвовал в 50 матчах. Серебряный призер чемпионата России (2005, 2006, 2007), бронзовый призер чемпионата Европы (2008). Заслуженный мастер спорта России. Женат на Ларисе Павлюченко. Пара воспитывает двух дочерей: Кристину (2006) и Милу (2014).