Если для большинства зенитовцев нерв чемпионской гонки — привычное состояние, то для «Локомотива» опыт 30-летнего Михалика в прямом смысле на вес золота. Бывший киевский динамовец неоднократно испытывал, что же это такое — играть последние матчи чемпионата без права на ошибку. Именно роль Тараса может оказаться ключевой в черкизовской встрече лидеров. Скорее всего, именно ему придется занять место Ведрана Чорлуки — незаменимого в центре обороны, но дисквалифицированного на матч с «Зенитом». В преддверии сегодняшнего матча один из «железных» его участников дал эксклюзивное интервью «Спорту День за Днем».
Ошибок газзаевского «Динамо» не повторим
— Победные голы «Локомотива» в последних двух матчах становились громким аккордом напряженных и драматичнейших противостояний. После них восстанавливать эмоции приходится дольше?
— Нет. Для концовки чемпионата высокий накал матчей — обычное дело. Неважно, кто соперник, и как складывается матч. Чем ближе развязка чемпионата, тем больше психологическое напряжение. От него никуда не денешься — это своеобразные правила игры, и их надо просто принять. Проходных встреч сейчас быть не может по определению. Все стремятся решить свои задачи, для некоторых каждый следующий матч — едва ли не последний шанс. Поэтому рассматривать заново таблицу после каждого матча и сопоставлять календарь у себя и соперников смысла нет. Оступиться может каждый, с любой командой. Надо думать только о себе, выходить и играть.
— Какая осечка стала самой обидной для вас?
— Последняя, с «Анжи». Играли дома, возможностей для победы создали достаточно. Впрочем, самой обидной эта потеря, наверное, кажется только потому, что она последняя. С тем же «Спартаком» ничья вышла такой же досадной. Мы владели преимуществом, много времени провели на половине соперника, голевых моментов было хоть и немного, но они были. Считаю, три очка мы тогда тоже заслуживали.
— «Локо» растерял преимущество, но часто говорят, что психологически сложнее лидировать, чем сидеть у лидера «на колесе». Что скажете?
— Принципиальной разницы не вижу. В любом случае исход чемпионата будет зависеть от того, как все претенденты на «золото» проведут решающие матчи. Ничего не гарантирует даже успех в очной встрече — его надо закрепить в двух следующих.
— В отличие от большинства партнеров вам в золотой гонке участвовать приходилось. Какая из них стоит особняком?
— Когда в чемпионате-2009/10 киевское «Динамо» лидировало с отрывом в семь очков, но растеряло преимущество и в итоге пропустило «Шахтер» вперед. Тогда мы за несколько туров до финиша в какой-то степени потеряли концентрацию.
— В чем это проявлялось?
— Как раз начали заниматься тем, чем можно заниматься лишь после сезона. Рассматривали таблицу, сопоставляли расклады, радовались своему преимуществу. Некоторые уже золотые медали начали у себя на шее примерять. Впрочем, это лишь одна из причин. Сказались, конечно, еще и футбольные — соперники ведь тоже выходили против нас мотивированные. Да и футбол в нескольких матчах показывали лучшего качества, чем мы. С другой стороны, наверное, это в какой-то степени закономерно. Если до официальных итогов турнира начинаются мысли о том, сколько бы «привезти» очков форы главному конкуренту, это на игре сказывается.
Накал борьбы с «Краснодаром» отвлек от потери Чорлуки
— Леонид Кучук внешне почти всегда подчеркнуто серьезен. В эту пору решающих матчей он как-то изменился?
— Нисколько. Леонид Станиславович как все раскладывал нам по полочкам, так и продолжает это делать. Призывает не отвлекаться на разговоры с обсуждениями, а концентрироваться на своей игре и максимальной отдаче. По сравнению с началом или, например, серединой чемпионата наш главный тренер ни в чем не изменился.
— Как в «Локомотиве» реагируют на мнения об игре команды в СМИ? Мнения порой сдержанные и далекие от восторженных.
— Подробных обсуждений чьих-то высказываний точно не было. А Кучук обращает на них внимание только тем, что просит нас на них внимания не обращать. Мол, говорят и пишут об игре, тренере и футболистах «Локо» много, мнения есть разные, но всерьез воспринимать это не надо. Есть мяч, есть поле, есть турнирная таблица, в конце концов. Они все и расставят по местам.
— А многочисленные потери сложностей добавляют?
— Да. В конце сезона нехватка игроков сказывается все сильнее. Уже накапливается усталость, сложнее варьировать состав, соответственно, сложно равномерно распределить нагрузку между футболистами. Конечно, располагай сейчас Кучук полным составом, ему было бы значительно легче.
— Минуту, когда Чорлука в Краснодаре получил «лимитную» желтую карточку, отметили для себя особо?
— В тот момент даже мыслей не проскочило, что теперь Ведрану придется наблюдать за матчем с «Зенитом» со стороны. Карточка и карточка. Атака шла за атакой, моменты возникали регулярно, поэтому ни о чем другом не думалось. Только потом пришло осознание, что в воскресенье будем обходиться без Чорлуки. А что до меня самого… Еще неизвестно, буду ли я играть. Поэтому примерять на себя замену Чорлуке рановато.
— И все же, именно вы — главный кандидат на то, чтобы составить дуэт с Дюрицей. Другой центральный защитник Максим Беляев в чемпионате не сыграл пока ни минуты, а у вас опыта игры на этой позиции достаточно.
— Тем не менее, перестраиваться при смене позиции приходится — все-таки специфика игры центрального защитника и центрального полузащитника заметно различается. Но ни о каких проблемах речи не идет. Если Кучук скажет, что надо там сыграть, значит, надо. Выйду и сыграю.
«Зенит» играет и дает играть
— В преддверии личной встречи с «Зенитом» стали следить за питерцами внимательнее?
— Только по возможности: если заезжали на базу, и время позволяло посмотреть матч питерцев. Но случалось это редко. Чаще мы или играли в одно время, или готовились выходить на поле, когда у «Зенита» был свой матч. То же самое, кстати, касается и ЦСКА, и других команд, претендующих на высокие места.
— Как «Зенит» изменился после прихода Виллаш-Боаша?
— Что португалец изменил в игре команды, рассуждать не возьмусь. Со стороны похоже, что команда получила положительную встряску. Не знаю, как еще объяснить метаморфозы «Зенита». При новом тренере они стали снова играть быстрее, разнообразнее и слаженней в атаке.
— С чем сейчас ассоциируется «Зенит»? Одним словом.
— (Смеется.) Одним словом, наверное, сложновато сформулировать.
— А если одной фразой?
— Команда играет в футбол. Возможно, простовато, но именно так сейчас воспринимается «Зенит». Играет сам и дает играть другим.
— Чем запомнился гостевой матч с «Зенитом» в первом круге?
— Для меня лично тем, что я первый раз оказался в Санкт-Петербурге. Давно хотелось увидеть этот город, но как-то не складывалось. И вот, наконец, приехал! Впечатлила обстановка на «Петровском». Если коротко, то в футбольном смысле она очень естественная и приятная. Ну а я еще запомнилось тем, что у меня была возможность посмотреть матч со стороны. В Питере я ведь на поле не вышел.
— «Локомотив» уступил 1:2, но, по мнению многих, поражения тогда не заслуживал…
— Я не склонен оглядываться назад, к тому же состоялся тот матч восемь месяцев назад. Замечу только, что, несмотря на поражение, уверенности нам та встреча добавила. Мы смотрелись достойно, после удаления в первом тайме отыгрались и держались почти до конца.
— Подготовка к предстоящей встрече с «Зенитом» отличается от других?
— Принципиально — нет. Конечно, наша встреча — одна из главных на финише турнира, и потому внимание к ней будет приковано огромное. Есть еще некоторые нюансы. А в остальном готовимся в штатном режиме. Ничего особенного.
— Какие факторы предопределят результат в Черкизово?
— Думаю, желание победить.
— А разве в этой встрече кому-то может не хватить желания?
— Исключено. Вопрос в том, кто сможет проявить этого желания чуть больше. Вызвать в себе психологическое состояние, когда ты готов к сверхусилию.
— Здесь расчет на тренера, или каждый из футболистов за это должен отвечать сам?
— Тренер, конечно, настрою уделит серьезное внимание. Но каждый из нас должен и самостоятельно себя подготовить так, чтобы в решающей встрече сделать максимум и даже больше. Кто из соперников с этим справится лучше, тот ближе к победе и окажется.
Максим Михалко